UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УНИВЕРСИТЕТ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТУДЕНТЫ»

На киевской выставке, посвященной 10-летию Независимости Украины, Одесский национальный университет им...

Автор: Александра Маркова

На киевской выставке, посвященной 10-летию Независимости Украины, Одесский национальный университет им. И.Мечникова стал обладателем нескольких престижных наград. Международный приз «Европейское качество» и награда «Святая София» были вручены ОНУ за вклад в оздоровление экономики, развитие интеграционной и инвестиционной деятельности, профессиональные достижения. Однако ректор университета, профессор Валентин Андреевич Смынтына, убежден, что главное в жизни вуза — не награды, а ежедневная работа, цель которой — дать качественное высшее образование.

— Валентин Андреевич, за свою почти полуторавековую историю Одесский университет пережил смену различных эпох и формаций, всегда оставаясь одним из лучших. Год назад он приобрел статус национального. Какие события в жизни вуза произошли с тех пор?

— В 2000—2001 гг. в университете фактически завершена компьютеризация учебного процесса. За это время расширена сеть учебных классов, аудиторий, оснащенных современными компьютерами. Более того, по некоторым специальностям, таким, как физика, химия, биология, где работать на современном уровне без применения информационных средств и технологий сегодня вообще невозможно, полностью компьютеризировано руководство экспериментами, обработкой результатов. Читальный зал имеет связь через Интернет с каталогами ведущих библиотек мира. С учебниками, которые мы выпускаем на бумажных носителях, также можно будет ознакомиться в нашем читальном зале, куда они передаются на компакт-дисках.

По межуниверситетским договорам — а их у нас сегодня 46 — объем финансирования в 2000 году составил 255 тысяч долларов (для сравнения: в 1991 году — 5 тысяч долларов). Благодаря нашему участию в проектах и программах «Темпус-Тасис» за последние четыре-пять лет мы использовали около 2,5 миллиона евро на развитие учебного процесса и материально-техническое оснащение. Ощутимым, а в некоторых случаях основным является государственное финансирование. Нельзя забывать также о деятельности за счет собственных средств университета. В последние 1,5—2 года мы в науку вкладываем — не только путем прямого инвестирования, но и через учебный процесс — до 3 миллионов гривен в год, получая кроме этого из государственного бюджета чуть больше 2 миллионов гривен.

В этом году мы апробировали новую форму знакомства будущих абитуриентов с ОНУ — «Бал для выпускников школ». Одесский университет пригласил на этот бал примерно пять тысяч выпускников школ города и области. Неформальное, яркое, веселое шоу, билеты на которое распространялись бесплатно, стало настоящим праздником и для школьников, и для их родителей, да и для нас, сотрудников университета.

В этом году мы открыли новую специальность — культурология, новый факультет — философский, структурировали институт последипломного образования, где создано три новые кафедры. В университетских учебно-научных центрах в Николаеве, Первомайске и Ильичевске учатся более двух тысяч студентов. Кроме того, в университете создана принципиально новая структура — колледж предпринимательства и социальной работы. Сегодня его отделения уже имеются в ряде городов Одесской области: Белгороде-Днестровском, Ильичевске, Теплодаре и Южном.

— Открытие учебных центров свидетельствует о возрастании спроса на высшее образование. Как благополучие выпускников связано с правильно выбранной стратегией развития университета?

— Университет — это прежде всего студенты. Что необходимо сделать, чтобы человек, пришедший в университет, получил такое высшее образование, которое поможет ему утвердиться в жизни? Нужно обеспечить учебный процесс современными средствами обучения, качественным преподавательским составом. Для поддержки высокого профессионального уровня преподавательского состава необходимо стимулировать научный поиск, стремление к защите кандидатских и докторских диссертаций. Из средств, зарабатываемых университетом, значительные суммы выделяются на подготовку диссертаций. Университет берет на себя затраты, связанные с публикацией монографий для докторских диссертаций, с завершением научно-исследовательских программ в других учреждениях, публикацией авторефератов и т.п. Это способствовало значительному повышению качества профессорско-преподавательского состава. Так, если в 1991 г. у нас работало 86 докторов наук, профессоров, то в 2001-м их стало 136. Все эти возможности появились благодаря существенно увеличившемуся количеству денег, заработанных университетом. В 2000/2001 учебном году мы заработали почти в 100 раз больше средств, чем еще пять лет назад, которые потратили на развитие университета.

Разработанная в университете система привлечения средств за счет введения коммерческого учебного процесса дает возможность чувствовать себя уверенно в нынешней ситуации, планировать свое будущее. Вообще, стабильное состояние сферы образования — результат прогрессивной деятельности Министерства образования и науки. Несмотря на критику со стороны оппонентов, именно министерством была введена дальновидная программа, позволяющая высшим учебным заведениям зарабатывать деньги. Поэтому вузы сегодня имеют возможность предоставлять студентам достойные условия обучения и проживания.

— Поддерживает ли университет связь с выпускниками разных лет?

— Сейчас в стадии разработки находится проект создания ассоциации выпускников университета. Независимо от того, где, в какой стране они сейчас работают, наши выпускники чувствуют себя причастными к жизни alma mater, и это очень серьезный фактор влияния на подрастающее поколение наших студентов. Мировая практика создания подобных ассоциаций демонстрирует чрезвычайно много примеров, когда выпускники поддерживают свой вуз, то ли добрым советом, то ли финансовой помощью. Мы рассчитываем, что создание ассоциации, позволяющей выпускникам поддерживать взаимополезные контакты с вузом, найдет у них понимание и поддержку.

Подготовка такой встречи — дело непростое. Необходимо время, чтобы распространить информацию среди как можно большего количества наших выпускников. Нам бы хотелось, чтобы все они имели возможность встретиться, познакомиться с сегодняшней жизнью университета, ознакомить нынешних студентов со своим профессиональным и жизненным опытом. Поэтому на подготовку встречи уйдет не меньше года. На заседании «виртуального» организационного комитета будет определена точная дата и место встречи.

— Думаю, что многочисленные выпускники университета с готовностью откликнутся на предложение о встрече. Благодарю за беседу, Валентин Андреевич. И — до встречи в ОНУ им. Мечникова.