UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинскому образованию нужен новый курс

Страсти вокруг Налогового кодекса, административная реформа, потасовки в парламенте и другая политическая суета стерли с газетных полос и телеэкранов проблемы украинского образования...

Автор: Станислав Николаенко

Страсти вокруг Налогового кодекса, административная реформа, потасовки в парламенте и другая политическая суета стерли с газетных полос и телеэкранов проблемы украинского образования.

Президент объявил, что 2011 год будет Годом украинского образования, и начнется он со съезда педагогов Украины. Какие проблемы являются первоочередными, куда пойдет украинский образовательный корабль, каким курсом — на большую воду или на рифы и камни?

От деклараций — к конкретным шагам

Начну с того, есть ли у нашего образования компас и карты с маршрутами движения? Конечно, есть. Это Конституция и ряд законов прямого действия. Однако сегодня на уровне правительства мы не найдем перспективного плана, программы развития образования на 2005—2010 годы. Государственные программы «Информатизация образования», «Наука в университете», «Школа будущего», «Учитель», «Одаренные дети» и пр. не работают. Устарела и Доктрина развития образования, утвержденная в 2000 году.

Европейский Союз активно развивает образовательные программы, готовится к объединению усилий по обновлению и развитию среднего образования по примеру Болонского процесса в высшей школе. Соседняя Россия инициирует друг за другом национальные проекты, в частности в отношении школы будущего, исследовательских университетов. А что должны делать мы? В первую очередь, следует радикально изменить отношение государства, его элиты, местных властей и бизнеса к образованию. Вложение в человеческий капитал в США достигает 75—80%, в Европейских странах — 60—70%, отсюда и результаты. У нас же этот показатель втрое ниже. В проекте бюджета на 2011 год на образование планируется направить около 6,3% ВВП против необходимых 8—10%. Новый Налоговый кодекс не защитил образовательные и научные учреждения, не предоставил им льготы ни в образовательной, ни в хозяйственной деятельности. Бизнес остался не заинтересованным вкладывать средства в развитие образования и науки, поскольку эти расходы не включаются в состав валовых затрат.

Не случайно в суммарных затратах университетов доля частного капитала меньше одного процента. Еще меньше — в профтехучилищах и школах. А между тем в Англии она достигает 26%, в Канаде — 40%, в США — 42% от бюджета вузов.

Бизнес защитил себя от произвола контролирующих органов. Между тем учебные заведения беззащитны, а дискуссия об их самостоятельности, отдельные счета, введение должностей бухгалтеров и т.д. в школах вызывает у специалистов иронию. Теперь армады проверяющих до бизнеса не доберутся, а директоров школ или ПТУ уж точно замучают.

Поэтому в Законе «Об образовании», в других законах прямого действия следует четко сформировать норму об автономии, самоуправляемости учебных заведений.

Арифметические админподходы не сработают

Не могу не прокомментировать последнюю админреформу, объединение МОН и Министерства семьи, молодежи и спорта. Не следует забывать, что Минобразования и науки уже было достаточно реформировано. В нем сконцентрированы четыре министерства и госкомитета! Это суперсложный механизм. Уже сейчас школа, детсад не является приоритетом для ведомства. По моему мнению, функции воспитания, проблемы детей, семьи еще можно объединить с деятельностью органов управления образованием, но профессиональный спорт — это очень непростое направление, связанное с большим количеством управленческих решений, деятельностью 120 федераций спорта. В министерстве образования и науки Франции работает около четырех тысяч человек, в нашем новом министерстве будет четыре сотни. Понятно, что к проблемам интернатных и внешкольных учреждений, профтехобразования руки у власти не дойдут. Ведь нужно постоянно обновлять содержание образования, разрабатывать стратегические решения, планы и стандарты образования, осуществлять элементарный контроль за выполнением законов.

Целесообразно проблемы спорта выделить в государственную структуру с подчинением непосредственно правительству и президенту. Штаб образования и науки определяет перспективы развития страны, поэтому арифметические административные подходы здесь никогда не сработают.

Образование в течение жизни — готовы ли мы к нему?

В отличие от традиционной образовательной модели, базировавшейся на приоритете простого усвоения и воспроизведения информации, главной целью обучения в XXI веке становится всестороннее развитие человеческой личности как равновеликой ценности. К этому нас побуждает главная педагогическая идея современности — образование в течение жизни.

Великий педагог, наш земляк К.Ушинский называл хорошо систематизированные, отобранные знания, усвоенные человеком, умом. Должен сказать, что в Украине еще не полностью сформирован научно обоснованный системный подход к отбору знаний как в средней, так и высшей школе.

Серьезность этой проблемы, ее решающее влияние на качество всего образовательного процесса требует принятия специальной целевой государственной программы «Содержание образования», координации усилий академий наук, вузов, педагогов-практиков, создания мощного научно-методического центра. К этой работе хорошо было бы присоединиться и Министерству иностранных дел, поскольку следует оперативно обобщать и международный опыт. Следующей задачей должен стать поиск эффективных, инновационных методов преподавания и воспитания, апробация нового, эффективная практика. Образовательное ведомство должно четко формировать государственные задачи — заказ на актуальные проблемы образования и воспитания, а АПН — исследовать, изучать эти проблемы, отвечать на злободневные вопросы, разрабатывать рекомендации и т.д. Среди них беспризорность, семейное воспитание, нежелание молодежи учиться, резкий всплеск насилия и пр.

Остров знаний в Украине есть?

Давно назрела проблема реализации национального проекта «Электронное и медиаобразование». Особенно это важно для людей с дефектами развития. Государственная программа информационных и коммуникационных технологий в образовании на 2005—2010 годы исчерпала себя. Существующая компьютерная техника в школах и ПТУ и даже в вузах устарела как минимум наполовину. Следует окончательно решить проблему доступа к информации, завершить развитие информационного образовательно-научного проекта «Уран» на базе КПИ, создать «Остров знаний» для школьников, студентов, где бы в электронной форме по каждому предмету был бы весь необходимый учебный комплект.

Следует раз и навсегда упорядочить процесс создания учебников. Целесообразно было бы издавать для каждого школьного предмета базовый государственный учебник, который бы писали лучшие ученые и педагоги-практики. Другие авторы на частной основе готовили бы альтернативные учебники.

Правительству следует установить правило — любая государственная лицензия на использование частот, внедрение современного Интернета 3G или 4G, функционирование любого теле- или радиоканала должна включать требование предоставлять бесплатные или на льготных условиях услуги учебным заведениям. Образовательно-культурные каналы, передачи должны быть атрибутом каждой телекомпании. Хорошего учителя или талантливого ученого Украина обязана знать не хуже, чем боксеров Кличко или футболиста Шевченко, президента или премьера.

Понятно, что без современного школьного оборудования, современных лабораторий и исследовательской аппаратуры для университетов, станков для профтехучилищ качественного образования быть не может. Сейчас возникла проблема создания в Украине индустрии учебно-технических, информационных средств обучения. От парты и доски, которые не травмируют детей, до сложных приборов и туннельных микроскопов. В свое время в Украине на базе одного из сумских НИИ был создан технопарк, чтобы разрабатывать современные инновационные принадлежности для всей системы образования. К этой работе должен был присоединиться не один завод, в частности и сумской «Селми», выпускающий электронные микроскопы. Напрашивается разработка и создание государственной целевой программы «Учебные принадлежности», реанимация соответствующего технопарка. Как представляется, на все эти проекты нужно раз в десять меньше средств, чем на Евро-2012.

В 2006 году правительство утвердило программу «Школа будущего». Определены шесть экспериментально-исследовательских площадок, где должны были создаваться эти суперсовременные школы. Планировалось, что каждая область дополнительно получит несколько таких школ. Все это планировалось объединить в один проект. Первые шаги по реализации этого замысла сделаны. Но сейчас дело приостановилось.

Высшая школа садится на мель

Несмотря на серьезные успехи отдельных университетов, в целом очевидно, что наша высшая школа исчерпывает внутренние резервы и садится на мель. За годы независимости в Украине не построен ни один сверхсовременный университет или хотя бы мощный лабораторно-исследовательский комплекс. Большой научный, кадровый потенциал вузов своими силами уже не может реализоваться, дать новое качество вузовскому образованию и науке. В свое время инициированная общественной коллегией МОН государственная программа «Наука в университете» была призвана решить одну из главных проблем отечественной высшей школы — вернуть науку в стены вузов, создать условия преподавателям и студентам заниматься исследованиями, повысить качество подготовки специалистов, преодолеть хроническую устарелость материальной базы. Предусматривалось на протяжении 2008—2012 годов направить на эти цели 525,3 млн. гривен, создать пять исследовательских университетов.

Реорганизация МОН, выделение из его состава отдельного Государственного комитета по науке и инновациям плюс экономический кризис затормозили этот архиважный для страны процесс. В высшей школе сложилась странная ситуация — искусственно, из центра, сделана попытка разорвать образовательный и научный процессы. Это серьезно усложнило деятельность вузов.

Согласен, что пришло время усовершенствовать Закон «О высшем образовании». Однако не следует, по моему мнению, жестко определять в нем количество студентов для каждого типа университетов. Если исходить из требований предложенного законопроекта, то ни Кембридж, ни Оксфорд, ни Йельский университет не получили бы в Украине университетского статуса, поскольку их численность — в пределах 4—6 тыс. студентов. Сейчас главное — остановить распространение псевдообразования, ужесточить требования к качеству знаний. Не детализирую общеизвестных вещей: университетская автономия; право вузов выдавать дипломы кандидатов и докторов наук, присуждать звания доцентов и профессоров, формировать учебные планы; усиление демократии внутри вузов — без этого ничего не будет. Нужно создавать вузам условия для развития, а не пытаться ими руководить, давить на ректоров, творить произвол при их избрании. Это недопустимо.

Думаю, к благим президентским инициативам — национальным инвестиционным проектам — было бы целесообразно добавить хотя бы два проекта — «Школа будущего» и «Наука в университете», которые дали бы возможность найти точки роста отечественного образования.

Гражданин — патриот и труженик

По моему мнению, главной целью в деле воспитания молодого поколения является воспитание гражданина-патриота и гражданина-труженика. Государство, его политикум никак не определятся с нравственно-духовными ценностями, с трактованием новейшей истории, не сформированы моральные идеалы, образцы для наследования. Давно пришло время подготовить общегосударственные подходы к формированию нравственно-этических ценностей общества, молодежи, разработке общегосударственной программы воспитания для каждой возрастной группы детей, формулирования целей, задач и определения инструментария их реализации.

Недавно группа ученых из университета в Сиэтле (США) опубликовала результаты исследования 1266 детей в возрасте от четырех до 11 лет, проводившегося в течение нескольких лет. Оказалось, что проявления агрессии в отношении своих ровесников 10—15-летнего возраста встречаются на 25% чаще у тех, кто в раннем детстве проводил у телевизора около
3,5 часа в день, и на 50% чаще у тех, кто по два-три часа играл в компьютерные игры, связанные с насилием, агрессией. Ученые обнаружили, что эти передачи и игры делают детей не восприимчивыми к чужой боли, черствыми.

Посмотрим, какими игрушками играют наши дети! Разные трансформеры, страшилки милитаристского пошиба... Кстати, правительство Б.Обамы выделило на создание «добрых» детских компьютерных игр, развивающих упражнений и игр естественно-математического характера 4 млрд. долл. Нам, к сожалению, хвастаться нечем. И кто в стране после реформирования правительства этим будет заниматься, непонятно.

Особенно хочу остановиться на теме воспитания у молодежи привычки трудиться. Разве нам не стыдно, когда идем по грязным улицам городов и сел, заходим в страшные подъезды своих домов? Обратите внимание на территории вокруг школ, детсадов, училищ и вузов. Не случайно наш выдающийся современник, великий педагог, к сожалению, уже покойный, Александр Антонович Захаренко часто с досадой повторял: «Как мы привыкли жить в грязи!» И с детства приучал своих воспитанников к порядку и опрятности. Поезжайте и полюбуйтесь территорией Сахновской средней школы, что на Черкасчине, — это целый сказочный мир. Василий Александрович Сухомлинский тоже призывал нас не просто говорить о мусоре, а убирать его.

К сожалению, в последние годы под хорошими лозунгами гуманизации образовательно-воспитательного процесса, доброго отношения к ребенку из школы вытеснен продуктивный труд. Дети не учатся сызмальства обслуживать себя, не приучаются к труду.

Позаботимся о здоровом будущем

Сегодня только каждый десятый выпускник школы здоров. Почему так? Среди первоочередных причин — загрязненная окружающая среда, генетические изменения, некачественные питьевая вода и питание, неудовлетворительная спортивно-массовая работа, низкая двигательная активность детей. Посмотрим на опыт Запорожской гимназии №100. Благодаря мудрому профессиональному подходу к оздоровительной, спортивно-массовой работе там в два раза ниже заболеваемость, чем в остальных школах этого промышленного города. Давайте распространим этот опыт на всю страну.

Пора создать общегосударственную детскую программу, соответствующие региональные программы «Здоровое детское питание». Это чрезвычайно выгодное оздоровительно-инвестиционное предложение для страны. Посокольку речь идет об инвестировании в сельскохозяйственное производство более 25—30 млрд. гривен. Часть средств дадут местные и центральный бюджеты, родители, спонсоры. Должно стать правилом — каждый ученик, студент не менее чем раз в день употребляет экологически чистые, богатые витаминами, белками и жирами продукты, съедает хотя бы два яблока, салат из овощей и выпивает стакан молока. Посмотрите на наших киевских студентов, особенно девочек, на их бледные лица, и вы меня поймете и поддержите. Россия уже несколько лет реализует такую программу, позаимствовав, кстати, идею у нас. Эти проблемы должны быть приоритетными для наших высокопоставленных должностных лиц. Это и будет лучшей политикой.

И, наконец, о главном — об Учителе

Помню, как пришлось в роли новоиспеченного министра определяться с приоритетами деятельности. Было много дельных предложений — от новых методик и предметов до сплошной информатизации, обновления базы и т.д. Но при этом никто не говорил, кто все это будет делать. Ответ на этот вопрос и определяет главное звено в образовании — это проблема отбора, подготовки и воспитания Учителя.

К сожалению, отношение государства, общества к педагогам в последнее время ухудшилось. Об этом свидетельствуют печальные факты. Зарплата учителей
(1800 грн./мес.) не достигла уровня средней в стране (2200 грн.), а должна быть не меньше, чем в промышленности (2500 грн.). Работающий, даже на полторы-две ставки учитель является по сути бедным человеком.

Тревогу у работников школ и вузов вызывает пенсионная реформа. С одной стороны, учителя могут потерять право льготного выхода на пенсию, с другой — в далекий угол прячется проблема определения размера их пенсий наравне с госслужащими. Такой законопроект давно лежит в парламенте, но депутатам не до того.

Ситуация требует неотложных действий. В каждом районе и городе следует предусмотреть приобретение или предоставление льготных кредитов педагогическим работникам для приобретения жилья. Особое внимание — молодежи. Нужно немедленно увеличить с пяти до десяти окладов выплату подъемных для молодых учителей, распространить действие этой нормы не только на тех, кто едет в сельскую школу, но и идет работать в городские школы, детсады или училища. Затраты на это не превысят 80—100 млн. грн. в год. Следует восстановить стимулирование педагогов, работающих творчески, установить, где это еще не сделано, именные премии для самых лучших.

Особое внимание следует обратить на молодых учителей, которые только пришли в школу. У них нет ни доплат, ни премий. Парламент или правительство должны дать законодательное право местным советам устанавливать целевые доплаты молодым учителям (кстати, и врачам, и работникам культуры). Не случайно в первые три года в школе закрепляются 30—35% молодых педагогов.

Стратегический подход к развитию украинского образования требует урегулировать многие проблемы и ответить на вызовы времени. Среди них — демографическая проблема. Нельзя на два года закрыть школу или вуз. Следует немедленно внести в Закон «Об образовании» положение о снижении наполняемости классов и групп от трех до
25 человек (сейчас 5—30), предоставить местным советам на кризисный период право уменьшать наполняемость классов. Это должно касаться и профтехучилищ.

В вузах, наконец, необходимо выполнить одно из главных условий Болонского процесса по повышению качества образования — дать возможность преподавателям вести индивидуальную работу со студентами. Для этого нужно уменьшить педнагрузку на преподавателей до 400—500 часов в год (сейчас 900 часов), довести соотношение преподаватель/количество студентов до 1:8 (сейчас 1:14).

Бесспорно, развитие экспорта образовательных услуг также смягчит демографическую ситуацию. Сейчас у нас учится более 46 тысяч иностранных студентов. Мы могли бы эту цифру смело утроить, а следовательно, инвестировать в развитие страны почти полмиллиарда долларов ежегодно.

В завершение хотелось бы акцентировать внимание еще на одной серьезной угрозе нашему образованию. Речь идет о принудительной его коммерциализации, порождающей отторжение большой массы молодежи от получения знаний. Понимаю, мы живем в рыночном обществе. Но исторический опыт показывает, что образование было и есть своеобразным стабилизатором общества. Элвин Тофлер, выдающийся американский политолог, экономист, называл самым эффективным государством то, экономика которого базируется на новых знаниях. Пока мы идем обратным путем. Потому должны ситуацию исправить.

Общественный совет работников образования и науки Украины предлагает президенту, правительству, парламенту, всему обществу начать серьезную подготовку к учительскому съезду, разработке и осуществлению мероприятий по наполнению 2011 года — Года образования в Украине, конкретными полезными делами. Считаем, что съезд должен одобрить стратегию развития украинского образования хотя бы до 2020 года.