UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАКАТ «МЕЛОВОГО» ПЕРИОДА?

Сначала хотела назвать этот материал парафразом «А из министерского окна...». Его неоспоримое преимущество в том, что он намного точнее отразил бы суть ответов интервьюируемого...

Автор: Павлина Семиволос

Сначала хотела назвать этот материал парафразом «А из министерского окна...». Его неоспоримое преимущество в том, что он намного точнее отразил бы суть ответов интервьюируемого. Но в конце концов остановилась на «...закате «мелового» периода»: звучит свежее и эффектнее. Плюс соответствует тому, что видно из высоких просвещенских кабинетов. А что касается вопросительного знака в конце заголовка... Так ведь наши окна смотрят на разные улицы.

— Последние годы характеризуются целым рядом положительных тенденций, — убежден заместитель министра образования и науки Украины Виктор ОГНЕВЬЮК. — Растет процент детей, охваченных дошкольным образованием: скажем, за минувший учебный год количество малышей, посещавших детские сады, возросло на 4%. Меньше всего дошколят-детсадовцев в Черниговской области — 53% от общего количества ребят соответствующего возраста, больше всего в Севастополе — 73%. Наша задача — в следующем учебном году максимально охватить дошкольным образованием по крайней мере детей пятилетнего возраста. Ведь чем раньше ребенок будет привлечен к образованию различных форм, тем лучше для его развития.

2003/2004 учебный будет третьим годом перехода к двенадцатилетнему образованию. Пока что мы надлежащим образом обеспечиваем этот процесс: все третьеклассники страны (собственно, как и вся начальная школа) будут иметь необходимые новые учебники. Ставим задачу на следующий год — перейти на печатание учебных пособий для четвертого и пятого классов двенадцатилетки. Почему это нужно сделать? «Новую» начальную школу мы обеспечиваем пособиями «с колес», не хватает времени для их отработки, апробации. Все это, конечно, порождает немало проблем. Поэтому надеемся, что и Верховная Рада, рассмотрев госбюджет-2004, учтет вышеупомянутую проблему. Ведь на создание действительно качественного учебника необходимо хотя бы два года. Кстати, с целью повышения качества отечественной школьной литературы МОН организовывает открытый конкурс учебников. Его условия уже разработаны и размещены на сайте министерства. Просмотрите, убедитесь — они довольно жестки и требовательны.

МОН инициировало, а правительство поддержало, в частности, создание института учебной литературы. Его функция — профессиональная экспертиза всех отечественных учебников. Нужно наконец-то определиться и научно обосновать, скажем, количество иллюстраций в том или ином пособии, печатных знаков на странице, соотношение текста и иллюстративного материала и т.д.

Главный недостаток современных учебников — чрезмерная теоретизация, академичность. Но ведь учебная литература должна быть интересной, доступной, в определенной мере даже захватывающей. То есть необходимо модернизировать, возможно, частично даже кардинально менять подходы к учебникотворчеству.

— Из всего сказанного вами напрашивается вывод: в министерство поступило немало жалоб и на новые учебники для начальной школы.

— Нет, пока что таких нареканий нет. Министерство проводит мониторинг качества упомянутых выше пособий. Так, по итогам исследования, которое проводилось в двадцати двух областях и в котором приняли участие 11 555 респондентов (1005 учителей и 10 550 родителей), новые учебники имеют довольно высокий рейтинг. Конечно, поступают предложения об их усовершенствовании. В будущем планируем размещать тексты потенциальных учебников для старшей школы на нашем сайте в Интернете. Таким образом каждый, кто считает, что то или иное пособие нужно улучшить, сможет внести свои предложения. Кстати, не сегодня — так завтра будет идти речь не об отдельной учебной книге, а о целом комплекте. С 2005 года планируем издавать учебник в сопровождении обычного пособия (хрестоматии, сборника задач, атласов и т.д.) плюс пособия на компакт-диске, которым можно будет пользоваться, не только читая с экрана, но и, к примеру, слушая текст.

— Виктор Александрович, но ведь не мне вам рассказывать об уровне обеспеченности наших школ ПК. Например, буквально год назад только 4,7% (!) сельских школ имели современные компьютерные комплексы. А вы говорите о массовом внедрении пособий на компакт-дисках...

— Все не так безнадежно. Скажем, в Ривненской, Хмельницкой областях в этом году завершат компъютеризацию абсолютно всех местных школ I—III уровня. Да и в других областях имеем серьезное продвижение. Если в 2002-м средства из госбюджета на обеспечение отечественных средних школ современными ПК не выделялись, их изыскивали местные власти, к решению вопроса подключились люди, не равнодушные к образованию. Где-то помогают фермеры, где-то предприниматели... То есть компьютеризация школы стала не только государственным — общественным делом.

— А каков вообще уровень компьютеризации отечественных школ?

— Ныне современными компьютерными комплексами оснащены 20% сельских учебных заведений среднего звена. Плюс около половины городских школ. Конечно, есть районы, в которых этот вопрос практически не решается, нет стабильного движения вперед. Но вы, очевидно, слышали об идее создания школьных округов. Так вот, школы, которые становятся их центрами, община стремится обеспечить всем необходимым. Современной оргтехникой в частности.

— Кстати, где в Украине «окружное» движение развивается наиболее активно: в крупных городах, городках или в селах?

— Сегодня речь идет прежде всего о сельской местности, кое-где к этому процессу привлекаются небольшие райцентры.

— Повсеместно ли создаются школьные округа?

— Нет. Но на той же Сумщине их уже 180. То есть практически вся область избрала для себя подобный путь школьного развития. Надеюсь, нынешний учебный год станет и в этом плане более продуктивным. Ведь когда есть школьный округ с базовой школой, возле которой, например, несколько неполных средних и начальных учебных заведений, рождается взаимная требовательность, взаимный контроль и помощь.

Школьные округа пока не оформлены законодательно, посему МОН сегодня работает над внесением соответствующих изменений в Закон Украины «Об общем среднем образовании».

— Вы довольно оптимистичны, по крайней мере в прогнозах. Мне же от многих просвещенцев приходилось слышать, что отечественная сельская школа приходит в упадок. В частности директор гимназии им.Т.Шевченко (г.Кировоград) Виктор Громовой считает, что мы слишком много рассуждаем об обеспечении равного доступа к качественному образованию, но и по сей день ни на шаг не продвинулись по пути решения этой проблемы. В результате, наряду с образцово-показушными учебными заведениями появилось огромное количество школ-«отстойников», деградирует сельская школа.

— Это любопытно — директор гимназии из областного центра называет сельские школы «отстойниками» и рассуждает на тему их деградации... В конце августа на Волыни состоялся Всеукраинский семинар региональных руководителей образования по вопросу подготовки школ к учебному году. После того как участники посетили учебные заведения области, в частности и сельские школы, кое-кто признался, что ехал к ним «с гонором», а возвращается в глубокой задумчивости. В самом деле, мы увидели замечательные сельские школы, которые, благодаря заботе общины и, я бы сказал, непоседливости директоров, могут дать фору многим городским учебным заведениям. Кстати, выпускники этих школ поступают в самые престижные вузы. А еще мы встречались с учителями, которые с гордостью делились своими достижениями и творческими планами. А вы говорите «отстойники»...

Конечно, проблем хватает. На мой взгляд, они сегодня не в том, где размещена школа — в селе или в городе. Есть общие беды, характерные и для сельской, и для городской с/ш. Конечно, сельские учебные заведения среднего звена имеют меньше возможностей для привлечения дополнительных средств, в селах нет соответствующей инфраструктуры, предпринимательских структур, люди живут беднее. Мы в целом имеем довольно разветвленную сеть сельских школ. И тут постоянно возникает дилемма: содержать ее или, быть может, уменьшить и в результате выйти на качественно новый уровень образования? Иметь рядом с домом необорудованную школу, где стали обычным делом перебои с отоплением, кадровые «дыры» и т.д., — или подвозить детей к учебному заведению, в котором все названные проблемы решены?..

Убежден, эти вопросы каждая община должна решать самостоятельно, учитывая возможности и специфику региона. Но посмотрим правде в глаза: в Украине есть немало школ І—ІІІ уровней, где учатся 40—50 учеников. Можно ли каждой из них дать компьютерный класс, обеспечить современным оборудованием кабинеты физики, биологии, химии, оборудовать надлежащим образом школьную мастерскую, спортзал? Согласитесь, это нереально. То есть нужно адекватно решать вопрос оптимизации школьной сети. Еще раз подчеркну: МОН такие подходы будет вырабатывать, но не станет навязывать. Именно местные власти совместно с общинами будут принимать соответствующее решение. И руководствоваться в этой ситуации нужно прежде всего интересами детей: где они смогут получить более качественное образование, где созданы лучшие условия для сохранения их здоровья?

— Согласитесь, не менее важный вопрос: что будет с учителями, если, к примеру, из четырех школ района три закроются?

— Педагогических кадров сегодня не хватает. И если разумно подойти к решению проблемы, то ни один преподаватель, которому еще далеко до пенсии, не останется без работы.

— Расшифруйте, пожалуйста, что означает «разумно подойти к решению проблемы»?

— Понятно, что учителю, всю жизнь проработавшему в школе, расположенной рядом с его домом, совершенно не захочется идти работать в другое село. Но ведь сегодня учителя на пост назначает не директор школы, а районный отдел (управление) образования. То есть раньше судьба педагога зависела от конкретного директора, преподаватель не ориентировался в общерайонной ситуации, не знал, где есть вакансии. Ныне райотдел образования может предложить педагогу работу в другом населенном пункте. Естественно, позаботившись о том, как он туда будет добираться, или даже обеспечив преподавателя новым жильем. Одним словом, если мы говорим о реорганизации школьной сети, понятное дело, она не должна ударить по учителям.

— Разница между зарплатой украинских учителя и директора школы просто мизерная. То есть человеку нет никакого смысла брать на себя груз директорских обязанностей. Планирует ли МОН в этом учебном году сделать что-то для ликвидации этой несправедливости?

— Вполне разделяю ваш взгляд и тревогу. Ведь директор школы — фигура особенная (имею полное право говорить так, поскольку сам работал директором восьмилетки, а со временем с/ш). На его плечах все: ответственность за жизнь и здоровье каждого члена ученического и педагогического коллективов за качество учебно-воспитательного процесса… При этом зарплата директора не просто мало чем отличается от учительской, она иногда и ниже ее, если педагог работает, скажем, 27 часов в неделю.

Сагитировать сегодня молодого учителя пойти работать директором весьма непросто. Всегда трудно было найти талантливого кормчего школы, сейчас этот вопрос актуален как никогда. Именно из-за отсутствия материального стимулирования.

МОН имеет соответствующие наработки, предложения; мы знаем, как решить эту проблему, как должны осуществляться расчеты. Удастся ли запланированное реализовать — опять-таки зависит от госбюджета-2004.

— Руководство области ориентировало просвещенцев на то, что условия для профильного обучения старшеклассников нужно создавать уже в 2002/2003 учебном году. Причем везде, где только возможно, особенно в крупных городах. Удалось ли воплотить в жизнь запланированное и каковы «профильные» планы министерства на стартующий учебный год?

— 2003/2004-й будет первым годом поэтапного перехода к профильному обучению в старшей школе на основе концепции, разработанной Институтом педагогики АПН Украины. Уже утверждены соответствующие учебные планы. Они позволяют «профилизировать» старшие классы даже сельской малокомплектной школы. В целом же это длительный процесс: нужно готовить учителей, создавать учебники и программы. Массовая профилизация старшей школы начнется с 2007 года. Сегодня ставим задачу создать в каждом районе хотя бы одну-две пилотные школы для обкатки нововведения.

— Одна из самых болезненных проблем отечественной школы — безнадежно устаревшая и изношенная материально-техническая база. Так, общая обеспеченность наших средних школ средствами обучения в позапрошлом учебном году в среднем составляла 23% от потребности. В некоторых областях этот показатель заморозился на 5—6%. Появились ли предпосылки для улучшения ситуации?

— Во-первых, тот же компьютер — не только средство для изучения собственно информатики, но и инструмент для овладения любым другим предметом. Появилось немало электронных учебников по физике, истории, экономике, географии, других дисциплинах. Понятно, что для нас самый актуальный — естественно-математический блок. Поэтому задача №1 — разработать программу создания в Украине производства самых современных средств обучения и научного приборостроения.

Мы провели переговоры с зарубежными партнерами, и, надеюсь, уже в октябре 2003-го в Сумах откроется украинско-немецкое совместное предприятие, которое будет производить новейшие средства обучения, сертифицированные в странах ЕС. Конечно, это весьма дорогостоящий проект, но он необходим. Ведь в результате его успешной реализации значительно более ценным станет отечественное образование: мел, доска и учебник наконец-то перестанут быть главными атрибутами украинской школы.