Положение с обеспечением украинских школ учебниками в последнее время может вызвать у постороннего наблюдателя недоумение и недопонимание. И неудивительно: с одной стороны, учебников стало заметно больше, они стали разнообразнее, их можно купить в книжных магазинах. Кажется, все хорошо. С другой стороны, спросите в любой школе: какова ситуация с учебниками? В ответ услышите дружные жалобы методистов и учителей на то, что учебников катастрофически не хватает, что многие из них очень несовершенны, учить по ним крайне затруднительно и т.д.
Кроме того, сегодня нередко можно услышать, что в Украине существует рынок учебников. Так ли это, да и вообще, какова ситуация на самом деле?
Что имеем сегодня?
Официально по сегодняшний день учебник остается бесплатным, если не учитывать 20% стоимости, оплачиваемых родителями за пользование.
Со времен издания монопольной «Освітою» учебников, которые в большинстве случаев были украинским, переводом книг «Просвещения» (кроме тех, у которых была тесная привязка к географическому фактору, - по истории, языку и собственно географии), многое изменилось. Мы полностью перешли на отечественную автуру, расширили круг производителей, т.е. издательств, имеем альтернативные программы обучения, соответствующие им альтернативные учебники и многое другое. Однако новации сопровождает множество проблем, важнейшей из которых, вне всякого сомнения, является финансовая.
Приблизительно с 1995 года Министерство образования получает из госбюджета всё меньше и меньше средств на издание учебников. Согласно этому: в 1995 году было издано 92% запланированного, в 1996 году - 70%, в 1997 - 21%. К настоящему моменту 1998 года издано 93 названия из запланированных 443-х, что составляет 20,3%. Общий тираж изданного - 9,5 млн. экземпляров. Из выделенных госбюджетом на выпуск учебников в 1998 году 68 млн. грн. на сегодня получено 7,5 млн., что составляет лишь 11%, в то время как сумма долга издательствам за уже выпущенные учебники по состоянию на начало текущего года составляла 11 млн. грн.
В связи с этим министерство выходит из положения, заказывая тиражи меньше реально необходимых (уточним, что массовый тираж базового учебника составляет 300-500 тыс. экземпляров), скажем, 100-200 тыс., считая более рациональным издать пусть и недостаточно, но как можно больше по ассортименту. Результатом этого является необеспеченность школ литературой для учебного процесса, когда на 2-3 учеников приходится один учебник, а нередко и гораздо хуже: на класс - 2-3 учебника, и забудьте про альтернативу и возможность выбора.
По пути учебника от министерства до школы существует ещё одна финансовая проблема. Дело в том, что до многих школ, особенно тех, что отдалены от областного центра, учебники просто не доходят. Вероятнее всего, вины Минобразования в этом нет, поскольку контролирование процесса этим учреждением заканчивается именно на областных управлениях образования. Дальнейшая судьба учебников - не в его компетенции. Средств на транспортировку часто не бывает, поэтому книги, которых катастрофически не хватает в школе, могут просто лежать на складах.
Для самого министерства это стало серьёзной проблемой, и не только «внутренней», но и «внешней», поскольку в последнее время она приобрела политическую окраску. К примеру, в Николаевской области имеют место следующие факты: из России организованно ввозят российские учебники и бесплатно раздают в школах...
О появившейся альтернативе
Альтернатива действительно существует, но пока ещё не свободнорыночная, как это есть, допустим, в той же близкой к нам Польше, где функции Минобразования ограничиваются предоставлением грифа и финансированием некоторых общественно важных (неприбыльных, низкотиражных и т.д.) изданий, а исключительно в рамках, предлагаемых нашим Минобразования. Вероятно, оно не является инициатором всех альтернативных проектов - и учебных программ, и учебников (авторами первых и вторых, как правило, выступают одни и те же лица), но последнее слово, а также и функция координации всех процессов однозначно принадлежит ему.
Альтернативные учебники уже есть по большинству предметов. В принципе такие изменения являются существенным шагом вперед, даже если не касаться вопроса качества учебников. Но. То, что теоретически эти учебники есть, не означает, что они есть в школе и в достаточном количестве. А там - серьезные затруднения с обеспечением учебниками по истории, зарубежной литературе, физике, химии, практически нет учебников по иностранным языкам для школ с углубленным изучением. Школы мало радует изобилие, поскольку реальной возможности выбора у них нет. Какой смысл выбирать, если книг всё равно получить не удастся?
Как учебник идёт в школу
Перед тем, как учебник издается массовым тиражом, он проходит испытание в учебном процессе. Для этого книга выходит небольшим (5-15 тыс. экз.) тиражом и в статусе пробного или экспериментального поступает в школы. Для испытания выбираются две области, в них - по пять районов, куда собственно и рассылается пробный тираж. Учителя работают с учебником и через год дают свои замечания и предложения.
Такова теория. На практике это выглядит не всегда так. Методисты высказывают сомнения относительно того, учитываются ли их замечания при выпуске массового тиража, хотя министерство требует сдачи «по графику» и хмурит бровь, когда учителя задерживаются. Поэтому иногда складывается впечатление, что сбор замечаний остаётся пустой формальностью, и учебник идёт в печать так быстро, что этого времени не хватило бы даже на их перечитывание.
Как о новых книгах узнают те, кто не вошёл в число избранных для эксперимента? Подержать каждый из учебников в руках учитель, конечно же, не может. Если речь идёт о совершенно новых изданиях, то информация распространяется либо в форме рекомендаций или сопутствующих аннотаций министерства, региональных институций, либо через систему рекомендаций вроде следующей: «Знаете ли вы о новом учебнике по украинскому языку?..» при встречах учителей, например, на курсах повышения квалификации, где происходит обмен опытом и новостями.
Украинский рынок учебников
Он весьма специфичен. Рынком считаются книги, поступающие в свободную продажу - через книжную торговлю. Но это не массовый тираж, а допечатанный по официальному разрешению Минобразования. В основном он составляет 10-15, максимум 20 тыс. экземпляров, которые издательство печатает на собственные средства и реализовывает самостоятельно.
Министерство объясняет этот жест тем, что разрешение на продажу учебников позволит как-то выживать издательствам, которым оно не может вовремя заплатить. Это на самом деле так, но кто же покупает учебники в магазине, если массовым тиражом распоряжается Минобразования и распространяет его бесплатно по школам? В основном те ученики, кому не хватило по распределению в школе, а таких, как уже замечалось выше, немало. Наиболее плачевна ситуация с учебниками на периферии. Там нередко целые классы вообще не получают ничего. Книготорговцы рассказывают, что сельские школы просто собирают деньги (насколько это возможно при бедности наших сел), едут в город и организованно закупают учебную литературу, поскольку даже в районных центрах, где есть 2-3 школы, может не быть ни одного книжного магазина!
Таким образом, наличие учебников в продаже даёт возможность хоть как-то выровнять дисбаланс между потребностью школы и тем, что она получает. Но признавать это во всеуслышание нельзя, поскольку до тех пор, пока официально учебник остается бесплатным, учителя не имеют права требовать от детей его покупать - могут лишь советовать или рекомендовать. Поэтому ситуация вроде «книжка или двойка» является попросту неправомерной.
В значительной мере именно этим объясняется тот факт, что при реальной нехватке для обеспечения учебного процесса, допустим, 200 тыс. экземпляров, издательства не всегда могут реализовать допечатанные 20 тыс.
Точно известно одно - по-настоящему свободного рынка учебников, когда издательство инициирует и собственными средствами издает учебник соответственно с потребностью школы, самостоятельно реализовывая тираж, за редкими исключениями, сегодня ещё нет. На это, кроме официального разрешения (которого не было дано вплоть до последнего времени) существуют очень весомые причины, важнейшие из которых - нехватка оборотных средств для печати массового тиража и отсутствие распространительской сети.
Школа
Как же школы выходят из положения, не имея достаточного количества какого-либо учебника и не имея возможности требовать от детей его покупать? Очень просто - используют всё, что только есть. Старые «советские» учебники приказали изъять. Но те, которые приходят в школы для испытания, те, которые есть в небольшом количестве, все собираются, бережно хранятся и выдаются детям для возможности подготовки. В результате в наиболее сложном положении оказывается учитель, ведь все эти разрозненные учебники приходится сводить воедино: из такого-то учебника параграф такой-то, из такого - такой. А наилучший источник информации - конспект.
Некоторые школы из числа побогаче - гимназии, лицеи - стараниями родительских комитетов организованно закупают для всех детей самые лучшие учебники. Другие - нет.
И не только
об учебниках...
Тут стоило бы расширить круг проблем, не ограничиваясь только учебниками, поскольку при условии их острой нехватки, а часто - несовершенства и несоответствия потребностям школы существенно возрастает вес вспомогательной литературы, всевозможных учебных пособий, рабочих тетрадей и т.д. Вследствие такого положения небезынтересным вопросом являются отношения Минобразования и издательств, сосредоточивших внимание на учебной книге. Точкой пересечения их интересов стал гриф - официальное разрешение на использование книги в учебном процессе. Поэтому министерство, казалось бы, в полном соответствии с собственным призванием исполняет ответственную роль «сита», которое отсевает то, что не отвечает определенным критериям оценки качества, оставляя только лучшее. Логично? - Да. Но, с другой стороны, министерство является монополистом на предоставление издательству права довести книгу до школы. В чем состоят недостатки монополии, объяснять нет нужды.
До последнего времени категоричного официального запрета для издания без грифа не было. По этому поводу министерство выражало свою позицию так: «Не рекомендую».
Насколько важную роль играет гриф для учителя (а имено по его указанию приобретаются книги) в выборе учебного издания? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, но квалифицированные и опытные учителя редко обращают внимание на, так сказать, реквизиты, а оценивают содержание: устраивает - берут и детям рекомендуют, не устраивает - проходят мимо. Но в свете недавних изменений в отношении министерства к использованию литературы без грифа в учебном процессе им теперь придется все-таки обратить на это внимание. Суть изменений состоит в ужесточении санкций относительно нарушения предписаний. Есть прецеденты замечаний прокуратуры по поводу неисполнения методкабинетами функции контроля за использованием учебной книги в школе. Пока только замечания, но за ними, как известно, могут последовать более конкретные меры, хотя, вероятнее всего, до этого дело не дойдет, ведь учителя - народ законопослушный и вряд ли станут откровенными «правонарушителями». А поэтому негрифованной книге - красный свет.
Учителя считают такой поворот событий жестким и вредным, не говоря об издателях, для чьих книг в этом случае дорога в школу закрывается. Да, действительно, вопрос качества учебной книги стоит сегодня очень остро, но он касается не только вспомогательной литературы, а и базовых учебников, издающихся под недремлющим оком Минобразования. Но учебниками учителя пользоваться вынуждены, в то время как вспомогательные издания выбирают на свое усмотрение, руководствуясь предложением и собственной потребностью. Пожалуй, более важной проблемой является уровень квалификации учителя, а не вероятность использования в учебном процессе несовершенного издания. Наверное, проблему качества более целесообразно решать конкурентной борьбой, а не запретами, тем более, что рынок учебников, во всяком случае, формально, уже близок.
Издатели
Сегодня легче назвать тех из них, кто не издает учебной литературы, чем тех, кто это делает. И неудивительно - фактически, это единственный вид книжной продукции, который пользуется более-менее стабильным спросом и дает возможность выживать. Издателей собственно учебников, конечно, меньше.
Несмотря на то, что монополизм «Освіта» потеряла, она остается на позиции №1, выпуская 80% всех изданий, заказываемых Минобразования. А, исходя из разных факторов, не последними в ряду которых являются профессионализм и огромный опыт работы с таким «привередливым» видом изданий как учебник, а также благосклонность Минобразования, можно предполагать, что существующая расстановка сил изменится не скоро, что, однако, не умаляет шансов на успех остальных издательств.
Круг «остальных» относительно широк, но все-таки не настолько, чтобы можно было говорить о свободной конкуренции. Их условно можно поделить на две группы. Первая - издательства, довольно давно известные своей деятельностью на книжном рынке. Другая - издательства, возникшие недавно именно как «учебниковые». Эта группа понемногу пополняется совершенно новыми и неизвестными даже в «книжных» кругах названиями.
На государственные и негосударственные не делим, поскольку проблем у них поровну, и выраженного приоритета первых в получении госзаказов уже что-то не заметно.
Основными представителями первой группы, кроме «Освіти», являются (большинство издательств - киевские, если город не указан в скобках) «Либідь», «Генеза», «АртЕк», «Вища школа», «Світ» (г.Львов), «Перун» (Киевская обл., г.Ирпень), «Україна», «Просвіта», «Зодиак-Эко». Ко второй принадлежат «Альфа», «Вежа», «Равлик», «Гала», «Блиц», «Проза», «Потенциал», «Школяр», а теперь еще и «СТС». На вопрос, что это за издательства и когда они успели заслужить доверие требовательного министерства, там ответили, что они в свое время предложили интересные рукописи учебников, которые и были одобрены. Может, и так.
Распределение «сил» в издании учебной книги (учебников в том числе) можно отслеживать по перечню программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Украины, который ежегодно публикуется в специализированных официальных изданиях по вопросам образования. Нужно заметить, что в него входят не все издания с грифом, то есть официально одобренные Минобразования. Критерий отбора не совсем понятен, формальное объяснение - частые изменения учебных программ, требований и т.п., но определенно известно то, что для книги попасть в перечень - это значит автоматически становиться на приоритетную позицию в поле внимания школ, а это - гарантия увеличения продажи.
Общение издателей и книготорговцев - отдельная история, упомянуть о которой хотя бы вскользь необходимо для более четкого представления о перспективах свободного рынка учебников. Неплатежи книжников - болезненная проблема для издателей, обусловленная в равной степени трудностями со сбытом и непорядочностью многих книготорговцев, вылавливание которых и «выбивание» из них долгов доводит издателей до бешенства. Поэтому совсем неудивительно, что нередко (а в период школьных базаров - почти всегда) они требуют полной предоплаты или, как минимум, половину, что для книжников тоже является существенной проблемой, поскольку нужно уплачивать еще не заработанные деньги, гаранта возврата которых нет.
В ожидании больших перемен
Итак, слухи о платном учебнике, которыми уже довольно давно полнится околошкольное и книжное пространство, обретают реальные черты. Подтверждение тому - постановление Кабинета министров Украины № 1128 от 22 июля 1998 года «О постепенном переходе с 1 января 1999 года на свободную продажу учебников и учебных пособий для учеников общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений». Что это значит и что ожидает учебную книгу, а точнее - ее производителей и потребителей, в ближайшем будущем?
Это значит, что государственное финансирование учебного книгоиздания, как и культурной сферы вообще, неустанно сокращается и улучшение ситуации не предвидится. Школе нужны учебники, которых государство дать ей не может. Поэтому структуры власти выходом из сложившейся ситуации считают переход к платному учебнику, который отождествляется со свободным рынком учебников.
Казалось бы - наконец-то, вот она, свобода! Но понятно, что такой важный шаг требует настолько же тщательной подготовки.
То, что переход к свободной продаже учебников в один день осуществить не удастся, в Кабмине понимают, поэтому переходный период планируется с 1999 по 2002 год. Что же касается ближайших планов, то постановление предусматривает следующее: «Министерству образования совместно с Министерством финансов и Министерством экономики утвердить в двухмесячный срок порядок постепенного перехода с первого января 1999 года на свободную продажу учебников и учебных пособий (...)» Срок утверждения истек 22 сентября, но ни о каких конкретных предложениях и их судьбе узнать ничего не удалось.
Каким видится переходный этап Министерству образования? Там полагают, что издание учебников и их реализацию сегодня нельзя пускать на самотек и что система свободной продажи должна отрабатываться, по всей видимости, на практике.
Начнем с вопросов наиболее очевидных. Вопрос первый: разве у издательств появились достаточные оборотные средства для удовлетворения потребности школ в учебниках? Конечно же, нет, даже у самых мощных их нет достаточно для того, чтобы обеспечить печать массового тиража. Одно из предположений Минобразования состоит в том, что издательствам придется брать кредит, возвращение которого станет возможным после его реализации. Но такой путь маловероятен, и на сегодняшний день фактически отклонен, поскольку деньги потребуются немалые, а гарантий возврата нет и быть не может, ведь при условии отсутствия опыта развитие ситуации непрогнозировано, - власть имущие и банки это прекрасно понимают.
Другой путь предполагает предварительный заказ на учебники и сбор родительских денег, на которые потом будет отпечатан тираж. На первый взгляд, он более реален, поскольку можно задействовать для этой цели отлаженную министерскую схему сбора заказов. Но есть ряд проблем. Для того, чтобы спрос на тот или иной учебник был ясно виден, нужно дойти до каждой школы и каждого ученика, собрать нужную сумму и, допустим, перечислить на определенный счет. Кроме того, все это нужно сделать четко и вовремя. Казалось бы, и в этом нет ничего невозможного. Но для того, чтобы представить себе все прелести организации процесса, можно пересмотреть повторно все вышеизложенное, особенно пункты, касающиеся доставки учебников в провинцию, механизма ознакомления школ с новоизданными учебниками, платежеспособности родителей и т.д. Поэтому на сегодняшний день проблема оборотных средств для издания учебников - одна из ключевых.
Библиотечные фонды некоторое время еще будут кое-как укомплектованы, и этот момент кажется одновременно и позитивным, и негативным. Позитивным потому, что этот период - время отсрочки, дающейся для налаживания механизма издания и снабжения, негативный, поскольку вносит дезорганизацию и момент неравноправия для тех, кто пользуется старыми и новыми учебниками, и пока эти запасы не исчерпаются, навести порядок будет сложновато.
Но это далеко не все. Есть масса других проблем, возникающих в связи со столь кардинальными изменениями, в частности для производителей. Каким тиражом издавать? Кто и как будет апробировать книгу в учебном процессе и по какой схеме? Можно ли будет самостоятельно реализовать массовый тираж, даже если речь идет о базовом учебнике?
Что обо всем этом думают издательства? Они высказывают сомнения относительно того, что в случае перехода на свободную продажу речь будет идти о действительно массовых тиражах. Схема должна принципиально измениться. Более реалистичным выглядит предположение, что новые учебники будут издаваться очень постепенно, малыми тиражами, а до этого издательство будет работать со школой, учителями и методистами, приспосабливая будущий учебник к их потребностям и подготавливая рынок к восприятию нового издания. Нормальный цивилизованный подход, но требующий серьёзной базы, которой у нас нет, а потому эта схема - отдаленная перспектива.
Вторая ключевая проблема - распространение. Сложность её обуславливается неструктурированностью отечественной книжной торговли и оторванностью периферии от центра. Ведь для того чтобы дойти до каждой школы, нужен перфектно налаженный механизм распространения или, как минимум, наличие книготорговой сети, которой сегодня нет. А при условии тотального безденежья даже если представить, что к учебнику будет доступ у каждого желающего, нет гарантии, что все их купят.
И опять-таки одним из наиболее реальных путей разрешения ситуации видится использование каналов Минобразования - сбор заказов по схеме «Министерство-облоно-районо-школа», когда информирование об учебной литературе будет осуществляться, допустим, через использование единого бланка-заказа, который и будет основанием для дальнейших действий издательства.
Что же касается централизации процесса финансовых рассчетов между школой и издательством, то ни министерство, ни областные управления образования на себя такой роли брать не хотят, но как знать?
Гипотетическим путем может быть также распространение учебной книги через подписной каталог, попытку организации которого мы имели возможность наблюдать. Но каталожная цена предусматривает значительную надбавку, которая делает учебник существенно дороже, что было, кстати, одной из главных причин, вследствие которой проект, фактически, потерпел неудачу. Издатели также замечают, что каталог в качестве канала распространения учебников не пользуется большой популярностью в мире. Возможно потому, что выбирая учебник, хочется все же подержать его в руках.
Еще одна важнейшая проблема - контроль цен на учебники. В условиях неналаженной распространительской сети, и, следовательно, невозможности отслеживать всех посредников и надбавки между издателем и конечным покупателем, контроль конечной цены также невозможен. Единственным приемлемым способом сбивания цены могла бы быть конкуренция, но при условии, что министерство оставляет за собой прерогативу заказывать учебники, а также оторванности провинции от действенных точек книготорговли, о какой конкуренции может идти речь?
Министерство образования опять-таки одним из вероятных путей разрешения этой проблемы видит возможность организовать в каждом райцентре книжный магазин и иметь возможность отслеживать процент надбавки при доставке, допустим, 10% - до области, 15% - до района, но, пожалуй, издатели далеки от таких иллюзий и полагаются только на собственные силы. Во всяком случае, на вопрос о готовности к обеспечению школ учебниками, в «Освіті» ответили утвердительно и, встретив недоверчивый взгляд, уточнили, что сейчас напряженно работают над этим вопросом.
Кстати, можно считать интересным наблюдением, что перспективу развития ситуации Минобразования и издательства видят совершенно по-разному, да и вообще, единого мнения по этому поводу нет ни у кого. Странно? - Да, весьма.
Только в одном, пожалуй, единое мнение все-таки существует - относительно судьбы учебников б/у, которые, вероятно, будут многократно перепродаваться - возможно, в комиссионных отделах книжных магазинов или же в самих школах.
А как к перспективе платного учебника относятся в школах? Как ни странно, без особой паники. Возможно потому, что не осознают, насколько неопределенна ситуация накануне перемен. А на вопрос, смогут ли родители купить ребенку учебник, резюмируют, что для этого необходимы три основных условия - умеренная цена, стабильность учебника и наличие фонда для обеспечения «льготных» категорий учащихся.
Итак, цены. Эта проблема сложна не только тем, о чем упоминалось выше, а именно значениями, которых они могут достигать после прохождения системы посредников. Как говорят издатели, цена на учебник может быть такой, какой она может быть, и не ниже. Выше может быть только зарплата учителей и родителей. Действительно, учебники дороги во всем мире, и в других странах, побогаче нашей, это тоже является основанием для жалоб, что уж нам говорить?
Стабильность. Очевидно, речь идет не только о стабильности, но и шире - о качестве учебника вообще. Неудивительно, что в условиях постоянных изменений в программах, а теперь еще и с дня на день ожидаемого утверждения новых стандартов в сфере образования, и того, что среднестатистический учебник далек от совершенства из многих соображений, его не жаждут покупать. Ведь действительно хороший стабильный учебник неплохо всегда иметь под рукой, и не только на период обучения. Все-таки учебник есть учебник. В общем-то нынешняя его нестабильность - только отражение нестабильности в обществе и экономике, и одно без другого вряд ли изменится.
Что касается последнего, то постановление этот момент предусматривает, причем «льготниками», кроме традиционных категорий, будет и вся начальная школа. По приблизительным подсчетам, льготами будут пользоваться до 50% всего контингента учащихся, но это только планы...
Таковы перемены, на пороге которых мы стоим. По-видимому, то, насколько они желанны и давно ожидаемы как, в общем-то, существенное продвижение к демократическому и свободному рынку, и то, насколько мы к ним готовы, мягко говоря, не совсем соответствуют друг другу.
В конце концов, не совсем понятно, почему отождествляются понятия платного учебника и свободной продажи при полном отсутствии базы для последней? В настоящее время по факту принятия постановления заморожено даже то финансирование, которое было предусмотрено на текущий год. И ярчайшим примером, подтверждающим неготовность издательств к такой неорганизованной «свободе», является то, что учебники, уже пребывающие в работе, сегодня с производства снимаются и ложатся «на полку», а издатели попросту не знают, что делать.
Учитывая, что продуманного механизма перехода к свободной продаже учебников не существует, его создание и отработка должны происходить методом набивания шишек. Вопрос в том, у кого эти шишки будут самыми болезненными?