UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские университеты могут стать кузницей предпринимателей. Как это сделать?

Авторы: Андрей Заикин, Маргарита Чернышова

Развитие технологий и экономики любой страны невозможно без университетов, и не только потому, что это кузница кадров и база для научных исследований. Университеты, которые будут развивать внутреннюю систему инноваций, могут влиять на формирование предпринимательской культуры целых городов и регионов. А для этого они должны не только готовить специалистов, знающих основы теории профессиональных дисциплин, но и формировать еще в студенческих аудиториях предпринимателей, способных создавать стартапы и стимулировать экономическое развитие страны и своего региона.

Читайте также: МОН: Крупнейшие университеты Украины уже подписали договора о применении грантовых систем оплаты обучения

Каким является мировой опыт?

Успешный опыт других стран показывает, что университеты могут стать центрами региональных инноваций, вокруг которых возникают новые компании и рабочие места.

Например, Массачусетский технологический институт (MIT) стал не только центром открытий, но и центром предпринимателей, создавших тысячи компаний в регионе Бостона. Стартап-дух МІТ способен даже пересечь океан — выпускники возвращаются в Испанию или Францию и развивают стартапы с глобальным влиянием.

Среди европейских примеров развитых академических инноваций один из самых ярких — Университет Аалто в Финляндии. За последние восемь лет более 10 тысяч студентов прослушали курсы в рамках университетской образовательной программы по предпринимательству Aalto Ventures Program (AVP). Во время обучения они работают в междисциплинарных командах, выполняют практические упражнения и получают инструменты для запуска нового стартапа. Каждый год здесь рождается около сотни компаний — более половины всех стартапов, созданных в финских университетах.

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/a01e61cad6126f3db1df2e23aa0a2633.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/18a6296f5d190c93a4f8f34d78283009.jpg" rtitle="undefined"]

Идеи из университетских лабораторий проходят путь коммерциализации через инкубаторы и акселераторы, а студенческое предпринимательское сообщество продуцирует технологические события мирового масштаба (например, одна из самых больших стартап-конференций Севера Slush).

Инкубаторы помогают стартапам на начальных этапах, а акселераторы оказывают интенсивную поддержку для ускоренного развития уже более зрелых команд. Важно, чтобы была создана технологическая экосистема и стартап-экосистема. Под ними имеется в виду взаимосвязанная сеть компаний, исследовательских центров, образовательных учреждений и других организаций, вместе содействующих инновациям и предпринимательству.

Обучение студентов предпринимательской деятельности очень важно для Украины, где, кроме прочего, развитие предпринимательства может сдержать отток молодежи из регионов, мотивируя ее оставаться и развивать свои города. И это реальный шанс для небольших региональных университетов заинтересовать поступающих из своего региона, которые обычно едут в большие города.

Выпускники должны выходить на рынок труда с реальным предпринимательским опытом, чтобы сразу влиять на экономику, а не тратить годы на адаптацию.

Очевидно, что такая миссия является новой для украинских университетов. И здесь очень полезны внешние программы-акселераторы и инкубаторы, основанные предпринимателями, которые привлекают студентов к предпринимательской деятельности.

Читайте также: Заместитель министра образования предположил, что Украина будет учить детей в Курской области. В МОН открестились от этой идеи

Как относительно Украины?

Еще пять лет назад университетское предпринимательство оставалось одним из наименее развитых направлений технологической экосистемы Украины: в вузы заглядывали с боязнью, ведь нужно было строить взаимодействие с нуля. Пандемия и полномасштабное вторжение РФ, длительная жизнь в режиме онлайн и многочисленные образовательные потери не добавляют оптимистических перспектив.

С другой стороны, отдельные начинания дали возможность несколько изменить правила игры и дать результат даже в сложных условиях последних четырех лет.

Украинские учреждения высшего образования с сильными и постоянными предпринимательскими школами смогли быстро установить контакт с украинской экосистемой стартапов и взаимно усилить друг друга.

За последние три-пять лет в Украине начали реализовывать ряд следующих проектов.

Украинский фонд стартапов предлагает разнообразные мероприятия для налаживания связей между академической средой и бизнесом: встречи, хакатоны, акселерационные и инкубационные программы, а также финансовую поддержку наукоемких стартапов.

Продуктовый IT-холдинг Genesis активно сотрудничает с университетами Украины, предлагая образовательные программы и партнерства для развития ІТ-предпринимательства. Компания создает и обновляет учебные дисциплины, поддерживает студенческие проекты и организовывает школы по цифровому бизнесу и инженерии программного обеспечения. Ежегодно более 9 тысяч студентов учатся по программам Genesis, а свыше 3,5 тысячи студентов участвуют в их проектах.

В стартап-акселераторе YEP, который представляют авторы этой статьи, нам удалось объединить усилия с просвещенцами, государством, международными донорами и бизнесом и в 2020 году создать инициативу «Предпринимательский университет», которая сейчас учит студентов более 115 вузов делать стартапы в студенческих аудиториях во время занятий. Мы развиваем предпринимательское образование в 115 университетах по всей стране, обучая свыше 3 тысяч студентов каждый семестр. С 2016 года мы научили более 700 команд через инкубационную и акселерационную программы, а также менторство для стартапов на ранней стадии.

Как организация, развивающая академическое предпринимательство, YEP постоянно учится у высших учебных заведений, в которых удалось построить постоянную внутреннюю систему, и приносит лучшие практики в Украину. Например, с эстонским Тартуским университетом мы воплотили форматы учебной программы STARTER и трехминутного питчинга научных тезисов, а с сообществом Аалто уже несколько лет строим связи через учебные туры и воркшопы.

На сегодняшний день курсы «Инновационное предпринимательство и управление стартап-проектами» и «Технологическое лидерство в хардверных стартапах» выбрали для себя более 18 тысяч соискателей высшего образования. В преподавательском сообществе инициативы сейчас задействовано свыше 250 преподавателей колледжей и университетов, которые регулярно повышают квалификацию. Ежегодно студенты генерируют более 300 идей и презентуют лучшие на семестровых питчингах.

Хотя за время существования проекта взаимодействие стартап-экосистемы с академической стало более тесным, а проекты — масштабнее, на самом деле предпринимательскими университетами в Украине можно назвать единицы. Только ввести курс или провести хакатон недостаточно: следует строить постоянные системы, которые будут объединять усвоение мягких навыков, специализированные программы для созданных решений, юридическую и финансовую поддержку, соответствующую инфраструктуру в стенах университета.

Сейчас Министерство образования и науки Украины отбирает первые шесть вузов для экспериментального проекта — сети «Стартап-школа — инкубатор-акселератор». Проект Seeds of Bravery при поддержке сети из 17 партнеров в Украине и Европе работает над методологией создания университетских стартап-студий. YEP ответственный за это направление и добавляет собственные исследования и опыт работы с учреждениями высшего образования. Оба проекта в перспективе двух лет дадут возможность увидеть первые результаты от воплощения системного подхода и создать рекомендации для других вузов, которые хотят строить инновационные экосистемы.

Впрочем, молодежное сообщество и базовое стартап-образование также имеют значение для долгосрочных результатов, ведь тренды на предпринимательство и разрушение стереотипов о создании бизнеса должны распространяться «снизу». Семестровый курс уступает полноценной инкубационной программе, и каждый студент не выйдет из него с готовым к инвестициям стартапом. Но эта составная часть экосистемы играет другую роль — дать навыки, актуальные на рынке труда; научить учиться на ошибках и не бояться их; наконец, помочь «убить» первую идею в безопасных условиях, чтобы следующая была жизнеспособной.

Чем шире будет «стартап-воронка» на старте и чем продуманнее будет путь каждой идеи в университетской экосистеме, тем больше качественных проектов получим на выходе.

Дополнительным бонусом именно академической среды является физическое пространство и многообразие — людей, специальностей, подходов. Будущие соучредители бизнес-проектов, которые не пересеклись бы в другом месте, встречаются в кампусе и оказываются в условиях, где нужно что-то создавать вместе. Большинство инвесторов хочет видеть команды стартапов, которые приносят разные навыки, знания и опыт. А ряд исследований доказывает, что такие команды делают лучшие продукты и работают эффективнее.

Фото из архивов YEP

Читайте также: В Украине из более 530 научных учреждений и государственных университетов только около 70 институций имеют опыт получения грантового финансирования

Роль предпринимательства в послевоенном восстановлении

Поддержка университетских инноваций повлияет не только на личностное и профессиональное развитие молодежи. Стартапы и предпринимательская культура — один из важных «пазлов» послевоенного восстановления Украины.

Во-первых, это поможет создавать дополнительные возможности для студентов и выпускников вузов, мотивировать их оставаться в стране и развивать здесь собственное дело.

Во-вторых, тренд на стартапы будет генерировать продукты и сервисы, которые принесут больше инвестиций в украинскую экономику.

В-третьих, сами разработки смогут облегчить процессы реконструкции, адаптации и реинтеграции. Поэтому важно уже сейчас в обучении делать ударение на влияние, социальную составляющую часть стартапа, его место в жизни людей.

И, наконец, предпринимательство подкрепляет устойчивость. Даже первые и даже провальные предпринимательские попытки воспитывают у основателей стартапов навыки принимать неудачу как возможность научиться и помогают сфокусироваться на долгосрочном видении.

В турбулентное время, в котором мы живем, каждому и каждой не помешает стать хотя бы на 10% предпринимателем. И именно университетская экосистема инноваций может стать хорошим стартом для того, чтобы этот образ мышления и восприятия мира быстрее охватил сразу несколько поколений молодежи.