UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКАЯ ШКОЛА, РАВНЕНИЕ НА СТАНДАРТ!

Наверняка нет ни одного представителя творческой профессии, симпатизирующего слову «стандарт». Ну действительно, как можно восхищаться серостью, дружить со штампами и уютно чувствовать себя в жестких рамках?..

Автор: Павлина Семиволос

Наверняка нет ни одного представителя творческой профессии, симпатизирующего слову «стандарт». Ну действительно, как можно восхищаться серостью, дружить со штампами и уютно чувствовать себя в жестких рамках? Небезосновательно подозреваю, что совсем иные отношения со стандартом, скажем, у ученых. Для них это слово, наверное, прежде всего синоним не закрепощенности и нивелирования, а системности, качества и порядка.

Неспециалисту (да еще и представителю творческой профессии), мягко говоря, сложно судить, насколько к лицу образованию государства, позиционирующего себя как демократическое, «наряд» по имени «Государственный стандарт общего среднего образования». Что, снова всех стричь под одну (правда, новую) гребенку?.. Вместе с тем никто не станет отрицать, что обновлять украинскую школу нужно системно и грамотно. И прежде всего наконец-то определиться, чему и сколько учить наших детей, какими знаниями и умениями должны обладать заканчивающие двенадцатилетку.

О том, как уравновешивается «красиве і корисне» в недавно обнародованном проекте Госстандарта для базовой и старшей школы (аналогичный документ для начального звена с/ш утвержден 16 ноября 2000 г.), — в беседе корреспондента «ЗН» с начальником главного управления содержания образования МОН Украины Павлом ПОЛЯНСКИМ.

— Проект Государственного стандарта общего среднего образования для основной (5 — 9 классы) и старшей (10 — 12 классы) новой украинской школы — совместная разработка МОН, НАН и АПН Украины, — рассказывает Павел Брониславович. — Госстандарт состоит из трех основных блоков: первый — Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений; второй — общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания общего среднего образования; третий — государственные требования, касающиеся уровня общеобразовательной подготовки учеников.

Сейчас вышеупомянутый проект проходит общенациональную экспертизу. Очень важно, чтобы в дискуссии приняли участие не только просвещенцы. Ведь чем больше людей, причем не только педагогов, выскажут свои замечания, касающиеся содержания будущего Госстандарта, тем качественнее он будет.

Естественно, нам интересно, что думают по поводу нашей разработки и иностранные специалисты. Это отнюдь не означает, что все сказанное ими тут же будет восприниматься как руководство к действию. Но, согласитесь, непредвзятый взгляд со стороны никогда не помешает. Поэтому сейчас проводим серию мероприятий, цель которых — максимально широкое обсуждение проекта Госстандарта отечественными и зарубежными специалистами. Самый «свежий» пример — организованный по инициативе МОН Украины, Британского совета и Представительства ООН в Украине «круглый стол». В нем наряду с ведущими учеными НАН и АПН Украины, методистами и учителями приняли участие консультанты Института открытого общества и проекта ПРООН, государственный секретарь министерства образования Фламандии (Бельгия) Габриэл Хостенс.

— А нужен ли нам Госстандарт общего среднего образования вообще?

— Ваш вопрос вполне правомочен. Образовательные стандарты в разных странах очень разные, в некоторых вообще отсутствуют. А там, где они есть, не утихают дискуссии по поводу их содержания и качества.

Самый главный вопрос: что мы должны измерять? Само собой, не имеем даже малейшего права стандартизировать ребенка. Не скрою, был большой соблазн «нарисовать» в Госстандарте образ идеального выпускника. Но разве встретишь его в реальной жизни?.. Поэтому мы решили заложить в проект такие требования, без выполнения которых ребенку не обойтись. Если речь идет, к примеру, об основной школе, то это такие результаты обучения (и, соответственно, такое содержание обучения), без которых юному гражданину будет сложно продолжить учебу в 10 — 12 классах.

Еще один немаловажный момент. Существует общественный стереотип: школа — лишь подготовка к жизни. Категорически не согласен. Школа — это и есть сама жизнь, причем, вне сомнений, одна из интереснейших ее страниц. Следовательно, нужно формировать у учащегося навыки, необходимые в его повседневной, в том числе, и сегодняшней жизни. Поэтому Госстандарт основной школы должен давать и ответ на вопрос: чему следует научить ребенка, какими знаниями и умениями он должен обладать, чтобы нормально жить, общаться и т.д.

Несколько слов о старшей школе. Очень важно, что мы пришли к выводу: учить всех всему не нужно. Старшая школа должна стать профильной — готовить ребят к будущей профессии, к учебе в вузе. В то же время в 10 — 12 классы пойдут и не планирующие поступать в высшие учебные заведения. Значит, нужно заложить содержание образования, способствующее тому, чтобы человек был социально успешен, имел и сугубо житейские знания, и хорошую подготовку к учебе в вузе.

Госстандарт, на мой взгляд, больше всего нужен именно ребенку. Школьники, проживающие в деревне, городе — не важно где, — должны иметь один ориентир. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня 12 баллов, поставленные в различных школах, — нередко две очень большие разницы. Поэтому Госстандарт может и должен стать одним из инструментов обеспечения равного доступа детей к качественному образованию.

Мы видим Госстандарт очень «рамковым» документом, где не будет детализации. Это сделает невозможным его использование в качестве эдакого трафарета, под который отдельные учителя или проверяющие будут стремиться подогнать своих воспитанников.

— А не превратит ли такая обобщенность будущий документ в очередную декларацию? Кроме того, вы куда лучше меня понимаете, что каким бы грамотным и взвешенным ни получился Госстандарт, сам по себе общеобразовательный уровень того же деревенского ребенка он не поднимет. Нужна соответствующая материальная база. А если ее нет, имеет ли смысл затевать весь этот сыр-бор?

— Согласен, принятие Госстандарта не решит всех проблем. Он — лишь один из инструментов, ориентир. Просто сегодня, когда мы переходим на новые содержание и структуру образования, появился уникальный шанс построить по-настоящему современную школу. Госстандарт же, кроме всего прочего, — это и защита здоровья подрастающего поколения. Объясню, почему. В документе будет четко регламентирован оптимальный объем знаний, даваемых будущим выпускникам. Таким образом даже те разработчики учебников и программ, которые ну очень хотят вместить в них побольше учебного материала, будут лишены права это делать. Госстандарт устанавливает четкие ограничительные правила, не позволяющие перегружать школьника.

— Работа над проектом Госстандарта должна быть завершена в этом году и сам документ подан на утверждение Кабмина. Что дальше?

— Сразу после утверждения правительством Госcтандарта стартует работа по созданию принципиально новых учебных программ, как я уже упоминал, существенно разгруженных от второстепенного материала. Основываясь на одобренном Кабмином новом Базовом учебном плане, МОН утвердит типовые учебные планы для всех общеобразовательных учебных заведений. Исходя из них, школы составят свои.

Важная новинка обнародованного для обсуждения проекта Базового учебного плана — он предусматривает, что вариативная составляющая содержания среднего образования формируется учебным заведением с учетом особенностей региона, типа заведения, индивидуальных интересов и запросов учащихся. Ее объем в средней общеобразовательной школе составляет 13,4%, а в старшей — 33,3% от максимально допустимой учебной нагрузки на школьника.

В основной школе «вариативные» учебные часы будут отводиться в основном на общеобразовательную, факультативную подготовку ребят, индивидуальные занятия и консультации. В старшей — на профильное обучение. Дополнительные часы могут использоваться для изучения предметов по выбору учащихся, спецкурсов, факультативных занятий и т.д.

Подчеркну, Госстандарт никоим образом не регламентирует деятельность учителя на уроке. Педагоги свободны в выборе и применении тех методик обучения, которыми они владеют лучше всего и которые дают наилучшие результаты.

— Вы упоминали, что уже прошел ряд мероприятий, «круглых столов», где обсуждался проект Госстандарта. Много ли было критики?

— Мы изначально прекрасно понимали, что предложенный нами вариант в процессе обсуждения должен быть усовершенствован. Состоявшиеся дискуссии это подтвердили. Скажем, то, что в проекте Госстандарта есть весьма сложные, научные и малопонятные неспециалисту положения. Не всегда совпадают поставленные цели и выписанные результаты. Говорилось и о том, что в некоторых случаях мы завысили планку: выдвигаемые требования будут не под силу большинству ребят. Самое главное — уже поступило очень много дельных предложений, как сделать лучше. Уверен, после обнародования проекта их станет еще больше.

— Кстати, насчет предложений. От многих просвещенцев приходилось слышать, что их замечания, высказанные в ходе обсуждения проекта Национальной доктрины, никто не учел. Мол, всенародное обсуждение было обыкновенным «выпусканием пара», никоим образом не повлиявшим на окончательный вариант документа. Вы уверены, что в конце «госстандартной» эпопеи подобные обвинения не прозвучат?

— Учесть абсолютно все, согласитесь, невозможно. И во всех странах, принявших свои стандарты, всегда остаются люди, не согласные с теми или иными его положениями. Главное — найти взаимоприемлемый компромисс. Но если предложение дельное, почему же оно не будет принято? Я помню, как было с Национальной доктриной. Скажем, некоторые хотели, чтобы в нее записали точную дату повышения во столько-то раз учительской зарплаты. Но ведь этого не должно быть в стратегическом документе! Посему исключить, что недовольных Госстандартом не будет, нельзя. Но, поверьте, мы бы не давали проект на общенациональную экспертизу, если бы не интересовались мнением общественности.

— А вдруг поступит столько хороших предложений, что проект придется полностью перекраивать?

— В принципе, это возможно. Но ведь появился он не на пустом месте. Мы проводили предварительные встречи с просвещенцами и при разработке проекта, безусловно, учли их пожелания.

— Знаю, что Россия уже приняла свой Госстандарт среднего образования. Сильно он отличается от украинского проекта?

— Думаю, отличия существенны. (К слову, мы вообще, ознакомившись с множеством образовательных стандартов, никого не копировали.) Главное отличие — российский Госстандарт чрезвычайно детализирован, напоминает учебную программу, а порой даже конспект плана урока. У нас, к тому же, иные подходы к оцениванию знаний.

— Понятно, «близнеца» у украинского проекта Госстандарта нет. Но, может, есть хотя бы в чем-то похожий на него собрат?

— Зарубежные эксперты отметили, что наш проект имеет немало общего со стандартами ряда развитых европейских стран. Не самый худший вариант, вы не находите?.. Очень хочется, чтобы со временем наш Госстандарт приводили в качестве примера того, каким может быть такой документ.