UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА: БУДУЩЕЕ В ТУМАНЕ

Семь лет назад на базе НИИ педагогики Института психологии им. Г.Костюка указом Президента была создана Академия педагогических наук Украины (АПНУ)...

Автор: Павлина Семиволос

Семь лет назад на базе НИИ педагогики Института психологии им. Г.Костюка указом Президента была создана Академия педагогических наук Украины (АПНУ). Ее призвание - обеспечивать научное, методическое и методологическое сопровождение системы образования во всех ее измерениях - от детсадовских учреждений до послевузовских. До недавнего времени в структуре АПНУ работало восемь институтов. В нынешнем году их ряды пополнились тремя «новобранцами». Согласно постановлениям Кабмина открылись институт высшего образования (кстати, раньше у академии не было центра, занимающегося сугубо вузовскими проблемами), институт средств обучения и центральный институт последипломного педагогического образования.

Среди 45 тысяч существующих сегодня в Украине библиотек почти половина - педагогически-образовательные. Но не существовало учреждения, координирующего их деятельность. Теперь этот вопрос решен: 30 октября сего года правительство нашей страны приняло решение создать Государственную научно-педагогическую библиотеку в составе АПНУ. Скоро это книгохранилище, где будет собрано около 800 тысяч томов (причем в основном ценных, раритетных изданий), примет первых посетителей в Киеве по адресу ул. Берлинского, 9. Кроме государственной в этом году «родилась» и библиотека современного зарубежного учебника. Укомплектовать ее помог АПНУ фонд «Відродження».

Еще одно из недавних событий, произошедшее, правда, не в структуре самой академии, но имеющее непосредственное к ней отношение: реорганизация института содержания и методов обучения. По словам президента АПНУ академика Василия Кременя, само его создание было объективно неоправданным действием, попыткой Министерства образования организовать что-то вроде придворной академии. Мало того, сотрудники этого учреждения ни методами, ни содержанием образования как таковыми не занимались. К чему сводился из труд? В институте педагогики автор или авторы писали научную работу. Затем, поскольку денег на издание у них не было, шли на поклон к сотрудникам института содержания и методов обучения (все дело в том, что право на публикацию давала только их рекомендация). Последние рассматривали материал, дописывали свои фамилии в качестве соавторов, и тогда министерство издавало брошюру или книгу. Теперь же на месте института возникли три новые структуры - научно-методические центры среднего, профессионального и высшего образования. Им вменено в обязанность организовывать и курировать практическое внедрение научных разработок, разумеется, связанных с педагогикой. Дай Бог, конечно, чтобы новоиспеченные центры занялись действительно нужным и полезным делом. Но нет-нет, да и всплывает в памяти мифологическая гидра, у которой на месте отрубленной головы тут же вырастали несколько новых. Не получится ли в итоге, что раньше существовала одна бюрократическая контора, а теперь стало целых три?..

Обо всех названных выше событиях в жизни АПНУ шел разговор на состоявшемся на прошлой неделе общем собрании ее членов. Судя по времени его проведения (середина декабря), логично было бы предположить, что педагогический форум проанализирует работу академии за 1999 год. Но оказалось, что итоги двенадцатимесячной деятельности подведут лишь в апреле 2000-го. А недавнее собрание полностью посвятили вопросу формирования личности в условиях развития украинской государственности.

Несомненно, данная проблема является основной не только в педагогической, но и в социальной, политической и культурной сферах общественной жизни. Ведь все трансформации, происходящие в обществе, и в образовании в частности, сосредоточены на личности - главном действующем лице и субъекте социально-исторического процесса.

Наряду с фундаментальными исследованиями Академия педагогических наук, сказал ее президент академик В.Кремень, ведет интенсивный поиск новых подходов к развитию личности, средств и технологий их внедрения в практику. Усилия АПНУ, подчеркивалось на собрании, направлены на выполнение утвержденной Кабмином Национальной программы патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных устоев общества. (Не правда ли, до слез знакомые формулировки? И когда мы наконец усвоим элементарную истину, что от многократного повторения слова «халва» во рту слаще не сделается?.. А как ласкают слух сообщения о разрабатывающихся концепциях гражданского и патриотического воспитания, которые, цитирую господина Кременя, станут программными для национальной системы образования.)

Собрание серьезно озаботило психологов академии. Им следует создать полидисциплинарную теорию развития личности. Без нее, оказывается, невозможно целостно обосновать закономерности развития индивидуума. Не может пока что академия похвалиться и успешной разработкой конкретных методик изучения личности. Не хватает достоверных знаний о психо-физиологических и типологических особенностях школьников разного возраста, учеников ПТУ, студенчества.

Наверное, если обратиться к разным людям с вопросом, что они понимают под духовным миром человека, то вряд ли получим два одинаковых ответа. А между тем, четко определиться со смыслом, вкладываемым в само понятие «духовность», по мнению Василия Григорьевича, вовсе нелишне. Некоторые педагоги и ученые рассматривают его только в религиозном плане, полностью отрицая духовность материалистическую. Это ставит под сомнение рациональное знание - основу образования. В данном противоречии заложена проблема, которую должны решать все подразделения АПНУ. С другой стороны, именно академия призвана дать ответ на вопрос, как, каким образом рассказывать в детском садике и школе о религии, помня, что наше общество многоконфессиональное, а церковь отделена от государства.

Не остается вне сферы деятельности АПНУ и столь серьезная проблема, как формирование личности детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, детей-инвалидов. Институт дефектологии разработал концепцию реабилитации таких ребятишек и, соответственно, модель реабилитационного центра для этой категории маленьких граждан. С подачи академии за последнее время открыто 30 учебно-реабилитационных центров, комплексов «детсад - школа», гимназия для слепых в г. Харькове. Созданы также мобильные группы специалистов-дефектологов по предоставлению психолого-коррекционной помощи детям с особенными потребностями. Но все равно осталась масса нерешенных вопросов. Они связаны, в частности, с правовой и социальной защитой упомянутой категории нашего населения. Для последней, кстати, на сегодня не разработаны и государственные стандарты в области образования. Так что соответствующим подразделениям АПНУ на следующий год «головная боль» обеспечена.

Нуждается в оперативном и гибком усовершенствовании и система последипломного педагогического образования. Его, считает господин Кремень, необходимо насытить методологическими, психологическими знаниями, развивающими технологиями, интерактивными методами. Нужны новые учебные планы, программы, разработки спецкурсов, поддержка индивидуальной и дистанционной переподготовки педагогов, усовершенствованная система мотивации учителя к самообразованию.

Ни для кого не секрет, сколь важно позитивное влияние нормальной семьи на формирование личности. Но, к сожалению, не все мамы и папы являются педагогически грамотными. Поэтому украинскому обществу требуется педагогический всеобуч родителей, убеждены участники состоявшегося собрания. Также они уверены, что наша школа должна не просто снабжать ребенка знаниями, но и готовить его к жизни, со всеми ее сложностями и коллизиями. А возможно ли это, если мы и впредь будем исповедывать старую философию образования, не дадим учителю новый статус и качественно не подымем уровень его профессиональной подготовки? Ответ очевиден. Но вот на вопрос, сколько времени понадобится украинской системе образования для коренной перестройки и трансформации, ответ, боюсь, затерялся в туманной дали будущего.