UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина на распутье: как не утратить шанс стать частью европейского научного пространства

Автор: Андрей Шевченко

В 2025 года Европейский Союз утвердил новую стратегию развития Европейского исследовательского пространства (ERA), который способствует свободному передвижению исследователей, научных знаний и инноваций, а также обеспечивает конкурентоспособность европейской промышленности.

Эта стратегия — «Политическая повестка дня ERA на 2025–2027 годы» — вероятно, станет последней, которая реализуется при добровольном участии стран Евросоюза и государств, ассоциированных в рамочные программы ЕС по исследованиям и инновациям. Срок действия рамочной программы ЕС «Горизонт Европа», к которой присоединилась и Украина, завершится в 2027 году. А уже в 2026-м Евросоюз будет определяться, внедрять ли наряду с существующими свободами Единого рынка ЕС (движение товаров, услуг, капитала и людей) пятую свободу (свободного перемещения знаний). Параллельно продолжается подготовка к новой рамочной программе ЕС, которая также должна отреагировать на новые геополитические и технологические реалии.

Читайте также: Уникальные украинские радиотелескопы под обстрелами: как работает наука во время войны

Какими будут правила участия в ERA после 2027 года для стран, не являющихся членами ЕС, точно неизвестно. Для Украины, которая еще не принимает активного участия в органах управления ERA, этот переход — серьезный вызов.

Наша страна имеет уникальную ситуацию среди стран ЕС, потому что мы на законодательном уровне еще в 2015 году определили обязанность интегрироваться в ERA. Правда, с опозданием в 2018 году разработали, а в 2021 обновили соответствующую дорожную карту интеграции. Но практическое участие остается низким из-за нехватки ресурсов и координации. Сейчас есть необходимость синхронизировать с ЕС ориентиры на этом быстро развивающемся пути.

Открытая наука

Одно из ключевых направлений ERA — «открытая наука». Это новый подход к работе с результатами исследований, когда данные и знания становятся доступны не только научным сотрудникам, но и широкой общественности. Это «клей» для объединения разрозненных элементов научного ландшафта, а правилами участия здесь является инструкция о материале предмета, который может приклеиться. Основным инструментом для этого «клея» является Европейское облако открытой науки (EOSC) — международная платформа обмена научными данными.

Репозиторий данных и скоростная сеть (Интернет) — важные, но не единственные элементы этого инструмента. Согласно сетевой архитектуре этой платформы, на национальном уровне должны быть созданы узлы — Национальный EOSC — и обеспечена совместимость (возможность «приклеить») отдельных элементов инфраструктуры. Это даст возможность нашим исследователям принимать полноценное участие в этой платформе с соблюдением национальных интересов. Но формирование такого узла требует значительных ресурсов: модернизации серверов, обеспечения бесперебойного электропитания (три года блэкаута дали знать) и сертификации объектов цифровой инфраструктуры (в частности, чтобы проверить способность «приклеиваться») согласно европейским стандартам. Из-за высокой конкуренции среди развитых стран ЕС на этом этапе выиграть в конкурсах и получить финансирование в программе «Горизонт Европа» практически невозможно. Сейчас реальной остается только поддержка международных доноров.

Читайте также: Украинские физики в CERN и школах: наука, которой стоит гордиться

Кроме технических аспектов, критически важно подготовить специалистов нового типа — кураторов данных (data stewards). Это специалисты, которые обеспечивают сбор, хранение и доступность исследовательских данных. Их роль ключевая для формирования новой культуры работы с данными в научном сообществе. Но такие специалисты должны иметь ІТ-навыки. И это — вызов для государства. Чтобы их подготовить, привлечь и удержать, их совокупная оплата труда должна быть выше, чем у доктора наук в государственном институте (для справки: средняя оплата труда научного сотрудника в НАН Украины — около 15 тыс. грн в месяц). В странах ЕС такой специалист входит в структуры вспомогательного персонала для проведения исследований.

Исследовательские инфраструктуры

Второе важное направление — развитие исследовательской инфраструктуры. Это объекты, предоставляющие ресурсы и услуги исследовательским сообществам для проведения исследований и содействия инновациям. Страны-участники ERA совместно создают сеть больших исследовательских инфраструктур. На сегодняшний день их уже 63, и они охватывают все основные направления исследований в естественных и гуманитарных науках и являются основными производителями данных. Половина из них выбрала специально разработанную в ЕС юридическую форму для преодоления межгосударственных барьеров — Консорциум исследовательских инфраструктур (ERIC). В Украине элементами инфраструктуры для исследований являются около 100 центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКПНО). Для стабильного развития собственной инфраструктуры и использования (участия) европейской нужна долгосрочная инвестиционная стратегия, стабильное финансирование и изменения в законодательстве. В частности, с 2015 года в Украине не определен правовой статус ERIC (европейских консорциумов для исследовательской инфраструктуры), что ограничивает их официальную деятельность.

Европейский аудит исследовательских инфраструктур в Украине отметил, что ключевую роль в разработке такой стратегии, координации между всеми главными распорядителями бюджетных средств (МОН, НАНУ и др.), планировании долгосрочных инвестиций и поиске источников финансирования должен играть Национальный совет по вопросам развития науки и технологий (далее — Совет). Он и был создан для реализации партнерства в сфере науки и технологий между правительством, академиями наук и научным сообществом. Впрочем, как указано в отчете, Совет не работает эффективно. Проблема — в отсутствии в Регламенте КМУ четких процедур его взаимодействия с КМУ. Из-за этого Национальный совет не выполняет важные функции и по развитию и мониторингу интеграции в ERA. Вместе с тем в правительстве есть мнение, что Национальный совет дублирует функции правительственного комитета. На самом деле он должен был бы стать площадкой для общего стратегического планирования КМУ и научного сообщества, что соответствует лучшим европейским практикам партнерства власти и общества в принятии административных решений.

Читайте также: NASA отказывается от важных научных конференций. Ученые говорят о тревожных последствиях

К сожалению, отчет Евроаудита содержит определенные ошибки. В частности инициатива создания ЦКПНО приписана МОН, хотя ее начала НАН Украины еще в 2005 году — в ответ на события Помаранчевой революции, чтобы предоставить доступ к дорогому оборудованию научным сотрудникам, аспирантам и студентам. А закон о научной деятельности 2015 года, закрепивший эту форму, был результатом сотрудничества МОН, НАНУ, научных сотрудников и парламентского комитета после Революции Достоинства.

Не оправдал Евроаудит и ожиданий научного сообщества по поводу помощи в создании стратегии развития исследовательских инфраструктур и привлечении постоянного донорского финансирования на период восстановления. В отчете фактически лишь перечислены меры, прописанные в Дорожных картах интеграции Украины в ERA.

Исследования и высшее образование

Еще один приоритет ERA — повышение уровня исследований в высшем образовании. Европа поддерживает формирование альянсов между передовыми и более слабыми университетами для решения глобальных вызовов. В Украине эта идея очень перспективна, ведь, несмотря на уменьшение количества исследователей, только среди научно-педагогических работников в сфере высшего образования есть больше 79 тысяч докторов наук и докторов философии, что в девять раз больше, чем всех научных сотрудников в Национальной академии наук. Но, согласно данным Госстата, только около 10% этого потенциала привлечено к реальным исследованиям, что является значительным неиспользованным ресурсом для Украины.

Инновационное развитие

Важным направлением остается формирование общей с ЕС инновационной системы на основе знаний. Здесь Украина должна согласовать собственную Стратегию цифрового инновационного развития, разработанную Минцифры, по таким направлениям, как оборонные технологии, искусственный интеллект, робототехника, полупроводники, биотехнологии, аграрная отрасль и медицина, с более чем 50 существующими европейскими партнерствами программы «Горизонт Европа», к которым постепенно приобщаются заинтересованные организации из стран-участников ERA. Это даст возможность создать новые форматы сотрудничества между научными сотрудниками, бизнесом и властью для преодоления современных вызовов.

Читайте также: Украина получила новый транш от Евросоюза в рамках инициативы ERA

Существующий план реализации Стратегии предусматривает создание структур партнерства с бизнесом. Но важно учесть ошибки внедрения 7-й рамочной программы ЕС: тогда европейские технологические платформы попали под контроль национальных монополий и транснациональных корпораций в ущерб малому и среднему бизнесу. Теперь ЕС развивает технологические инфраструктуры, дающие возможность малому бизнесу тестировать разработки перед запуском на рынок. Но в нашей стране старая игра в «Монополию» до сих пор остается главным риском для успешного построения и развития инновационного общества, основывающегося на знаниях.

Оценка успеха на пути к ERA

Украине необходимо разработать национальную платформу мониторинга по 55 ключевым показателям эффективности (KPI), определенным в Dashboard ERA. На сегодняшний день Государственная статистика Украины способна собирать всего 16 показателей. А на условной карте стран-участников ERA у нас серый цвет.

Украина имеет очень ограниченное время для принятия стратегических решений. От того, как мы используем это «окно возможностей» до 2027 года, зависит, сможет ли наша страна стать полноценной частью европейского исследовательского пространства, или останется на его периферии.