UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЧИТЬСЯ ШУТЯ, ВЫУЧИТЬСЯ ВСЕРЬЕЗ

Do you speak english? Как вы ответите на этот вопрос, читатель? Большинство скажет - «нет», кое-кто стыдливо - «со словарем» и лишь полпроцента населения Украины (по данным статистики) скажет «да»...

Автор: Валентина Гаташ

Do you speak english? Как вы ответите на этот вопрос, читатель? Большинство скажет - «нет», кое-кто стыдливо - «со словарем» и лишь полпроцента населения Украины (по данным статистики) скажет «да».

Раньше такое положение дел никого не волновало. Иностранный язык большинству людей был совершенно не нужен. Но сейчас, когда к нам хлынула масса информации на других наречиях (я уже не говорю о возможности учиться или работать за рубежом, получить хорошо оплачиваемую должность), необходимость владения иностранным языком резко возросла.

И вот тут-то поневоле задумываешься - а чему же нас учили в школе и институте? Почему мы должны заниматься на дорогостоящих курсах иностранных языков практически с нуля? Куда мы тратили драгоценное время, которое, как известно - деньги? И почему, за редким исключением, школа и сейчас не дает детям знания иностранного? Может быть, это ей в принципе не под силу?

- При желании выпускник обычной средней школы может иметь практическое владение иностранным языком, то есть он сможет жить, учиться и работать за рубежом, - уверен преподаватель харьковской гимназии №45 Сергей Владимирович Бойко. - Язык нельзя знать «со словарем». Либо ты говоришь на нем, работаешь, читаешь, либо нет. Третьего не дано. И для этого вполне достаточно школьных уроков в рамках существующего расписания занятий.

В чем же, как сейчас говорят, know how школьного учителя Бойко?

- Во-первых, нужно, чтобы у ребенка была мотивация для учебы. Для этого достаточно некоторого поощрения со стороны родителей, примерно такого же, как и для занятий математикой. Во-вторых, учить надо так, чтобы после преодоления трудностей возникали положительные эмоции. Ребенку учиться хочется, если у него получается. И в-третьих - это техническая революция в изучении языков. (Помните профессора Хиггинса из «Пигмалиона» Б. Шоу, который научил бедную цветочницу Элизу Дулиттл говорить как герцогиня с помощью фонографа?) Я имею в виду магнитофон, а теперь и видео. Они дают возможность имитировать языковую среду, участие в общении носителей языка в самых разных ситуациях. Есть даже некоторые плюсы в сравнении с реальной жизнью - видеоурок можно прокрутить назад, повторить ситуацию, дать комментарии, можно комбинировать видеоматериал в классе и аудиозапись дома. Сейчас изучение иностранного языка без кассеты, без речи носителей языка - это nonsense! В таком случае ученик копирует учителя с его украинским или русским акцентом.

- Если в свободной продаже есть видео- и аудиоуроки, что тогда остается делать учителю?

- О, делать-то надо многое, но главное - уметь выбрать правильный путь. Я имею в виду методику и подбор учебного материала. Школьному учителю нужно быть в курсе современных пособий, которые издают сейчас в Оксфорде, Кембридже и других международных центрах по изучению языков.

- Нужно ли адаптировать их к нашим детям, реалиям нашей жизни?

- Абсолютно не нужно. Они «привязаны» к любой ситуации. Но если преподаватель не ориентируется в этих пособиях, если он их не знает, сам не «прошел», он и не будет их использовать, потому что они достаточно сложные. Всякое тело, как известно, стремится к покою. Поэтому и сейчас многие работают по учебнику типа Бонк, как и 50 лет назад. Это безумие - работать сейчас только по Бонк! Современный учебник английского языка состоит из видео- или аудиокассет, на которых записана речь носителей языка, учебника, рабочей и грамматической тетрадей. Обычно имеются комплекты для разных уровней подготовки.

- То есть, сейчас уже есть ученики, желающие по-настоящему овладеть языком, есть и хорошие учебники…

- Мало того! Уже есть разрешение Министерства образования Украины использовать их. Например, пособия издательства Oxford University Press.

- Тогда в чем же дело?

- Учителя не хотят и не умеют учить по-новому! На моих уроках сидят студенты педагогического института, которые даже не знают названий этих пособий! Как учится ребенок русскому языку? Он слышит слово и видит объект, он ассоциирует увиденный объект со звучанием и проговаривает слово. Так учатся говорить до 2-3 лет. Потом речь малыша только обогащается и усложняется. Это естественное овладение языком, к которому приспособлен мозг ребенка. А как начинают у нас учить школьника? С алфавита! Да разве можно это делать?! Ну причем тут алфавит?!

- До какого класса довели вы своих ребят здесь, в 45-й гимназии?

- До 11-го. В этом году будет выпуск. Мои дети могут ехать в страну с английским языком обучения, учиться там или работать, короче говоря, жить в тамошней языковой среде.

- Есть ли одаренные и не одаренные к языкам дети?

- Есть. Но нет ребенка, который не мог бы постичь иностранный язык. Если он говорит на родном языке, он будет говорить и на иностранном.

- А как вы относитесь к обучению во сне, по методу Илоны Давыдовой, с 25-м кадром и тому подобное?

- Это все мифы и легенды для ленивых. Изучение языка - это труд, рассчитанный на 2-3-5 лет. А наши люди верят в сказки. Наша любимая сказка - «По щучьему веленью, по моему хотенью». Чтобы лежать на печи и считать кирпичи. А потом трах-бах жениться на царевне да еще полцарства вдобавок. Наши сказки - наш самый страшный диагноз.

- Как по-вашему, скоро ли переменится в школе отношение к иностранному языку?

- В школе - не знаю, а в обществе уже начинает меняться. Будет бум! И те преподаватели, которые не хотят меняться, будут под старость без куска хлеба.

- Но, может быть, лучше заниматься с частным учителем?

- Это тоже хорошо. Но обычная школьная группа до 15 человек имеет свои плюсы. Если есть современное оборудование, учебники, методика, если учитель умеет делать опрос... С пятнадцатью человеками труднее заниматься преподавателю, но ученикам даже лучше.

- Ваши уроки проходят весело, дети часто смеются. Вы сознательно «привязываете» знания к положительным эмоциям?

- Да. Учитель - это и наставник, и актер, и лектор, и психолог, и, если хотите, экстрасенс. Урок - это действо, в котором нет зрителя, участвуют все. Ведь что мы делаем, когда говорим на иностранном языке? Мы играем роль. Это театр. Ты уже не ты. Нужно раскрепоститься, отрешиться от себя. Нужно использовать те клише, те структуры, те речевые обороты, которые используют носители языка. Причем, они должны идти спонтанно, практически без перевода. Самая главная проблема у современных школьников - неразвитая память и лень. Не каждая начальная школа учит ребенка работать самостоятельно. Дети привыкли, что их понукают, но работать индивидуально не умеют.

- Когда лучше всего начинать учить иностранный язык?

- Можно и с четырех лет, но это не продуктивно. Самая лучшая пора - с десяти лет. Идет очень быстрый процесс.

- А если уже двадцать-тридцать-сорок ?

- Гораздо труднее. Но все равно можно! У меня была бабушка, которая приходила на занятия вместе с внуком. Она ходила в течение нескольких лет и выучила язык вместе с ним - свободно читала и переводила. Она взяла английский с нуля! А у десятилетнего ребенка все построено на интересе и удовольствии. И интересно ему будет только тогда, когда у него получается. В десятилетнем возрасте у школьников прекрасно получается говорение, чтение, пересказы, высказывание собственных мыслей. Им нужно развивать слух и память, тренировать их. Ведь дело не в грамматике и запасе слов, а в умении использовать эти слова. А грамматикой можно заняться после четырнадцати лет. Ведь грамматика - это модель, это алгоритм, это структура, это система. Это все постигается лет с четырнадцати. Таковы возрастные особенности!

- Есть ли какой-либо общепризнанный критерий для определения уровня знаний иностранного языка?

- Существуют экзамены, разработанные Кембриджским университетом, которые признаны во всем мире. Так называемые КЕТ (ключевой), РЕТ (подготовительный) и FCE (первичный сертификат). Каждый из них соответствует определенному уровню знаний. Сдача последнего дает право на получение сертификата, который позволяет его обладателю работать переводчиком в стране носителей языка. Это международный стандарт. После двух-трех лет обучения в моих классах дети могут сдать КЕТ специальной комиссии.

* * *

…Я побывала на нескольких уроках английского, которые вел Сергей Бойко. Прекрасно выстроенный видеоряд с отдельными забавными сценками. Речь актеров со всеми нюансами современного английского языка. Интересные отвлечения учителя в область этимологии слов, привычек англичан, технологии развития памяти, реалий современного мира. Много шуток и смеха. Все это не дает детям возможности отвлечься - они просто боятся упустить что-то интересное. Естественно, на этих уроках нет места проблемам с дисциплиной, активностью учащихся и прочим унылым педагогическим напастям. Из этого, как выражается сам Сергей Владимирович, действа, не хочется выпадать. Это не просто уроки, это куски жизни, прожитые нашими детьми эмоционально ярко и интеллектуально плодотворно.

…Ау, средняя школа! Сможешь ли ты дать нашим детям владение языками? Ведь в дверь стучится XXI век, символом которого становится наднациональный Интернет, перетекание капиталов и человеческих ресурсов из страны в страну и свободное общение людей. Как в таком мире будут жить наши любимые мальчики и девочки?