UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЧИТЬСЯ МОЖНО «В РАССРОЧКУ», НО...

Поступление молодежи в высшие учебные заведения, как всегда, приносит волнение — радостное и не очень...

Автор: Ольга Гергель

Поступление молодежи в высшие учебные заведения, как всегда, приносит волнение — радостное и не очень. И вот вступительная кампания позади, страсти улеглись. Пора сделать некоторые выводы. Своими соображениями об особенностях вступительной кампании в этом году поделился заместитель министра образования и науки Михаил Степко:

— Начиная с 1999 года министерство ввело ряд нововведений относительно вступительной кампании. В частности, мы расширили возможности поступления в высшие учебные заведения за счет различных источников финансирования. Кроме того, было разрешено поступать не только на две специальности, но и в два вуза одновременно. В минувшем году такие возможности вызывали своеобразный бум и потому вырос конкурс — в среднем 2,36 человека на место. В этом году этот процесс несколько замедлился. Почему? Думаю, молодежь поняла, что вероятность поступления зависит не от количества вузов, в которые поданы документы. Не имея достаточных знаний, нечего надеяться попасть хотя бы в один. Во-вторых, учиться в двух учебных заведениях очень тяжело, ведь требования к студентам сегодня высоки и далеко не всем они по силам.

— Какие специальности сейчас считаются наиболее престижными? Какие на них были конкурсы?

— По предварительным данным, конкурс в этом году был немного ниже, нежели прошлогодний, — 2,26 (средний по национальным вузам — 2,62 человека на место). Основные причины я уже назвал. А в общем конкурс зависит не только от популярности профессий, но и от региона. Например, во львовском «политехе» он составлял в среднем 1,5, а в Днепропетровской горной академии — 6,5 человека на место. Последняя цифра — именно к вопросу о престижности профессий. В этом плане чрезвычайно приятно отметить, что возрождение и развитие традиционно сильных для Украины областей — металлургии, горной — содействовали тому, что молодые люди ощутили потребность в названных профессиях. Стабильными можно назвать конкурсы на экономические специальности — 3,0—3,6. А наиболее популярными или престижными, как вы говорите, продолжают оставаться международные отношения, право. Хотя на этот уровень начинают выходить, как я уже говорил, горные профессии, металлургия, а еще охрана окружающей среды, измерительная техника...

Относительно особенностей приема. Мы начали больше внимания уделять подъему уровня образовательных услуг в регионах. Скажем, увеличили квоту целевой подготовки специалистов для Крыма в вузах Западной Украины. По соглашениям с другими государствами выделено также 200 мест для украинцев из ближнего зарубежья. Речь идет только о местах по госзаказу. А ведь есть еще обучение на контрактной (платной) основе. В этом году выделено также 6 000 мест по целевому назначению для сельской молодежи. И внимание здесь в основном сосредоточено на профессиях, являющихся сейчас очень актуальными для села — подготовке юристов, финансистов, агрономов...

— В прошлом году возникла еще одна привлекательная перспектива — получить кредит на учебу. Как она реализуется на практике?

— Это в самом деле хорошая перспектива для абитуриентов, не прошедших по конкурсу на места госзаказа. Им предоставляется возможность взять деньги, то есть долгосрочный кредит на обучение, чтобы со временем — после его окончания — возвращать на протяжении 15 лет, включая и срок учебы. Конечно, как и в каждом новом деле, здесь возникло немало вопросов, прежде всего из-за отсутствия финансовых механизмов...

— Хотелось бы знать ответ хотя бы на некоторые из них. Например, возросла ли сумма государственного кредитования? Увеличится ли количество желающих учиться в кредит?

— Сумма кредитования осталась такой же, как и прошлом году, — 5 млн. грн. Следовательно, количество мест приблизительно не изменилось. Учитывая опыт прошлого года, мы теперь выделяем соответствующие средства конкретному учебному заведению, а не управлению образования. А уже то, сколько мест на них выделить — зависит от самого вуза, поскольку стоимость обучения в каждом из них разная. Скажем, в Киевском национальном университете им. Т.Шевченко его стоимость может быть выше, нежели в ривненском или черкасском вузе.

— Обучение «в рассрочку» — идея хорошая, хотя и не новая, поскольку опыт многих стран, воплотивших ее в жизнь, свидетельствует о популярности такого вида учебы. Но такая возможность у нас тоже не всем доступна. Остается единственный путь — вступать на места госзаказа, которые, ходят слухи, продолжают количественно уменьшаться. Чтобы вы могли сказать по этому поводу?

— Количество мест госзаказа в нынешнем году не только не уменьшилось, но и возросло как для вузов І—ІІ, так и ІІІ—ІV уровней аккредитации. Для вузов І—ІІ уровней, то есть техникумов, колледжей, это вообще событие, поскольку в свое время была такая политика — количество поступающих к ним по госзаказу уменьшать. Следовательно, в этом году число студентов, поступивших по госзаказу, увеличилось на 4%. Тенденция относительно увеличения количества мест госзаказа закладывается и на следующий год. Но это требует подкрепления соответствующими бюджетными средствами. Хотя нельзя отрицать и тот факт, что платный сектор образования сейчас также развивается как в вузах государственной, так и негосударственной формы собственности. А это свидетельствует о том, что, как говорят, есть товар — есть и покупатель. Я бы хотел также подчеркнуть, что, не считаясь с увеличением объемов госзаказа, конкурсы на места по многим специальностям увеличились. Но нельзя отрицать и тот факт, что в некоторых заведениях могут быть «перекосы» — количество мест госзаказа меньше, нежели на платной основе.

— Речь шла о дневной форме обучения. А каковы сегодня перспективы заочного, ведь эта форма обучения тоже постепенно переходит на платную основу?

— Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что разработан проект нового Положения о заочной форме обучения, где сказано, что никаких отличий относительно условий приема от дневной в нем не предусматривается. Исходя из этого, мы в этом году увеличили здесь количество мест госзаказа, в частности, в педагогических университетах. И все же, сказать по правде, большинство мест в заочном обучении будут оставаться платными. К положительным изменениям можно отнести то, что сейчас заочная учеба будет развиваться за счет компьютерных технологий, то есть дистанционного образования, следовательно, оно будет более качественным.

— В связи с переходом на 12-летний срок обучения изменились учебные планы для общеобразовательной школы. Как они будут стыковаться со вступительными программами в вузы?

— В вузах І—ІІ уровней аккредитации, например, техникумах, мы перешли на 12-балльную систему оценки знаний, как и в школах. Относительно изменений в содержании обучения, то это хотя и большая проблема, но она не требует немедленного решения, поскольку после введения 12-летнего срока обучения новые абитуриенты придут в вузы только через десять лет. Тем не менее уже сейчас нужно думать, как изменить гуманитарный блок содержания образования, какие дисциплины должны завершать обучение в 12-летней школе. Здесь имеются различные подходы в зарубежной практике: одни университеты вообще не дают общеобразовательной подготовки. Другие придерживаются стандартов, похожих на наши...

— А вы склоняетесь к чему?

— Я принимаю обе тенденции. Скажем, профобразованию нужно уменьшить количество часов общеобразовательной подготовки, то есть 12-летняя школа должна подготовить к жизни выпускников, готовых к работе и общению. Поэтому я за то, чтобы перенести всю общеобразовательную подготовку в школу, а в вузах больше времени уделять профессиональной подготовке, получению высокой профессиональной квалификации. Вторая тенденция. Это, собственно, моя мечта... Хочешь — выбирай сугубо профессиональную программу университета. А есть желание получить более широкие — универсальные — знания, испытываешь потребность в академическом образовании — пожалуйста, учись. По таким программам я бы, например, начал подготовку просто образованного человека. С тем, чтобы этот человек в дальнейшем через специальные программы мог получить и профессиональное образование. Это и будет вариант образования на протяжении всей жизни...