при желании
- Мы нашего Сережу на руках вынесем в большой спорт и тогда только спокойно вздохнем, - высказалась как-то наша классная руководительница об однокласснике, ставшем теперь известным украинским спортсменом. Его постоянные тренировки, соревнования и поездки оставляли слишком мало времени для уроков, поэтому учился он средне и создавал массу организационных проблем. Подобная ситуация, я думаю, типична для многих юных дарований или болезненных и неконтактных детей. Кроме того, сейчас появилось и множество таких «свободных личностей», которые просто не считают нужным ходить каждый день в школу и отсиживать нудные с их точки зрения уроки. Нo ничего плохого в таком подходе нет, так как всякий ребенок уникален и имеет право учиться в оптимальных для него условиях.
Проблема эта серьезная, существует уже давно, но всерьез за ее решение взялись лишь в августе нынешнего года, когда при содействии городского управления образования в 241 лицее (Московский район) открылась единственная в Украине Школа экстернов. Учиться в ней может каждый, кому исполнилось три года и кто нуждается в индивидуальном подходе к процессу обучения или сдаче экзаменов на аттестат зрелости экстерном.
Занятия организовываются по всему городу и проходят прямо в квартирах учеников или самих педагогов - подходящих помещений на «нейтральной территории» пока нет. Учебный план составляет приемная комиссия для каждого ученика отдельно, с учетом его способностей, интересов и потребностей. Работа в комиссии психолога значительно облегчает эту задачу и помогает, к тому же, правильно подобрать педагогов, сроки обучения и сдачи экзаменов (от одного месяца до нескольких лет), а также форму занятий - индивидуальные или в небольших, по 3-5 человек, группах.
Например, ребенок увлекается математикой и физикой, «прохладно» относится к литературе и истории, а биология и химия его вовсе не интересуют. В обычной школе он стал бы отличником по точным предметам и двоечником по естественным. Здесь же такой ребенок просто математикой и физикой занимается по программе А, литературой и историей - по программе В, а химией и биологией - по С. При этом любимыми предметами он может заниматься с преподавателем индивидуально, а всеми остальными - в группе. На каком языке будут вестись занятия (с обязательным, в любом случае, изучением государственного), какие именно предметы - полностью по школьной программе, выборочно или дополнительно к ней - все это решают сами дети и их родители. В заполняемой при поступлении анкете выясняют даже оптимальную для ребенка температуру в помещении и в какой обстановке он любит заниматься - в тишине или под музыку.
Весь учебно-воспитательный процесс в руках людей опытных - специалистов индивидуального обучения и воспитания Творческого союза учителей Украины, еще в 1994 году объединившихся в ассоциацию. Помимо обучения детей они проводят самостоятельные исследования, консультируют родителей по вопросам педагогики и психологии, создают банк данных «Педагог - семья» и ведут курсы в Школе гувернанток (последних, кстати, часто приглашают для занятий с детьми после уроков). Но постоянного педагогического коллектива в привычном смысле этого слова нет. Все учителя специально подбираются для каждого отдельного ученика и оплачиваются поурочно.