UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЧИТЬСЯ ДАРОМ — ДАРОМ УЧИТЬСЯ

Какой должна быть высшая техническая школа сейчас и в ближайшем будущем — примерно ясно. На этот счет много написано, да и посмотреть есть где...

Автор: Константин Рудаков

Какой должна быть высшая техническая школа сейчас и в ближайшем будущем — примерно ясно. На этот счет много написано, да и посмотреть есть где. А вот как ей дожить до этого светлого будущего — это вопрос, если учесть проходящие в этой сфере образования процессы и их тенденции.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» — самый большой технический вуз Украины. Думается, что его состояние и перспективы характерны и для других государственных вузов. Если коротко, то картина следующая:

— практически отсутствует приток молодых преподавателей, средний возраст работающих вплотную приблизился к пенсионной черте, многие из них — старше 60 и даже 70 лет;

— аспиранты если и есть, то либо временные (уяснив перспективы, уходят, не защитившись), либо «блатные» (таких лучше бы и не надо);

— зарплаты почти не менялись последние пять лет, в то время как цены на жилье, проезд, питание и прочие самые необходимые нужды выросли в два-три раза. Выходя из аудитории, преподаватель думает об одном — где бы подзаработать;

— техническое оснащение аудиторий не выдерживает никакой критики (за очень редким исключением), а более-менее мощное оборудование лабораторий зачастую запрещено включать — экономия;

— непрерывно ожесточается диктат чиновника от образования: раз в пять лет — переаттестация с таким размахом, что год все «стоят на ушах», переведены тонны бумаги, а прошла — и все как и прежде. Или другой пример: чтобы преподавателю со стажем, но «молодому» доктору наук (защитил с тоски, чего не бывает), стать дипломированным профессором, теперь необходимо иметь (т.е. подготовить) трех кандидатов наук и издать уже после своей защиты монографию не менее как в 300 экземплярах! Похоже, лет через 10 профессора останутся лишь в воспоминаниях! А ведь таких требований никогда не было даже в СССР. Может быть, они и разумны, но не в наших катастрофических условиях;

— перманентные внутренние «перестройки»: деления, слияния, укрупнения и прочие не затрагивают сути — государственное финансирование вузов из года в год значительно сокращается, нагрузки на преподавательский состав (стареющий, озлобленный и «отбивающийся от рук») — растут, перспективы — нет.

Говорят, что в Украине избыток технических вузов, а вот гуманитарных — мало. Что выпускник-технарь никому не нужен, а гуманитарий нарасхват. Очень большие сомнения. Скорей, похоже, что не нужны ни те, ни другие. Примеров — несть числа.

А можем ли мы предположить, что Украина станет богатой лишь благодаря гуманитарным достижениям (музыка, живопись, театр, балет, эстрада, философия, история...)? Очень это сомнительно, хотя и все это прекрасно, и очень нужно. Без современной техники и технологии — никогда! Кто это все сможет создать, освоить? Только технически грамотный человек, специалист. И где мы его возьмем, если закроем технические вузы? Нельзя их закрывать, нужно сохранить! А как?

Судя по всему, ставка сделана на два фактора. Во-первых, на сверхэксплуатацию преподавательского состава. Но недавнее повышение пенсий этой категории лиц сделало ставку бесперспективной: выгодней быть пенсионером и где-то подрабатывать. Во-вторых, на «добор» недостающего финансирования за счет контрактной формы обучения: допустимый процент «контрактников» повышают за счет безоплатной, естественно. На первый взгляд все верно: не можешь пройти по конкурсу — плати и учись! Все довольны, все смеются! Но так ли? И какова перспектива?

Недоволен контрактник — много платит. А также преподаватель — средний уровень интеллекта студентов с ростом числа контрактников резко понижается, а вуз за контрактника держится, идя на все тяжкие. Недоволен и слегка не добравший до проходного балла и нищий абитуриент: при 10% контратников этот балл был много ниже, чем при 40%. Часто недоволен и поступивший — уж очень накладно для семьи оказалось его поступление (репетиторы, курсы, консультации, встречи...).

Уже сейчас можно уверенно прогнозировать, что в техническом вузе процент контрактников никогда не сможет «плавно» перерасти 30—50%. Ну разве что все факультеты начнут готовить исключительно менеджеров, юристов, спортсменов, барменов (еще кого?), только не конструкторов, технологов, исследователей. А государственное финансирование все тает...

Увеличить плату по контракту? Нет перспективы. Стать частным вузом? Тоже нет, по крайней мере у громадины НТУУ «КПИ» (таких и частных — в мире нет!). Сокращаться? Если уж такова судьба национального вуза, то какова других — полная ликвидация? Но об этом не может быть и речи, это действительно было бы преступлением перед настоящим и будущими поколениями!

Выход видится во введении частично платного образования для всех вновь поступивших студентов. Во всех государственных вузах Украины. Уже с этого года. Контракт можно (?) сохранить, небольшой процент (5%, но не более 10%).

Такой опыт уже есть. В НаУКМА это норма с момента возрождения академии. Умеренная плата, но для всех, имеет ряд преимуществ:

— становятся честными, прозрачными и остаются посильными для семьи расходы на студента (есть собственный опыт). Повышается ответственность (перед семьей) в учебе, заинтересованность в получении более качественного образования;

— повышается общий интеллектуальный уровень студентов (нет или почти нет контрактников- двоечников). Отчисление, скажем, пяти частично оплачивающих» двоечников гораздо менее чувствительно, чем пяти таких же контрактников;

— доходы для вуза вовсе не уменьшатся: из года в год контрактная часть будет уменьшаться, а частично платная — увеличиваться. Вполне возможно, что умеренная (для студента) плата может принести и рост дохода вузу (факультету, кафедре) сразу же, даже когда контрактников будет мало;

— улучшится «погода в доме»: все кафедры будут иметь примерно одинаковый вклад в доходы от студентов (сегодня, в силу специфики специальностей, существует разная «плотность» контрактников, возникают трения на этой почве);

— можно целевым образом расписать (чиновники все равно это захотят сделать) все статьи расходов, на которые можно тратить вузу «частично платные» деньги, «не забыв», конечно, расходы на увеличение зарплат преподавателям и обслуживающему персоналу, на издание учебной и методической литературы, на приобретение нового оборудования и (размечтался!) на хоть небольшой гонорар тем преподавателям, которые создают новые учебники и пособия, т.е. на мероприятия, непосредственно повышающие качество преподавания;

— в перспективе, смотря по ситуации, можно будет легко и просто изменять «частично платные» ставки, дифференцировать по вузам, факультетам, кафедрам, специальностям, даже студентам (льготы отличникам). Можно законодательно ввести «потолок» сверху и «пол» снизу, чтобы исключить демпинг и прочие злоупотребления;

— государственные стипендии — сохранить. В этом есть большой смысл: плата — разовое мероприятие (раз в год или семестр), а кушать и тратиться на проезд нужно ежедневно. Да и моральная поддержка важна: раз платят стипендию, значит образование нужно не только себе, но и обществу.

А как же быть тем, у кого нет и таких денег? Вот для такой категории можно и нужно ввести долгосрочный государственный кредит на образование. Под небольшой процент или беспроцентный. И даже льготный: закончил с отличием — списать весь или значительную часть; средний балл выше «хорошо» — списать часть, но уже меньшую. Это будет большим стимулом! И дешевле для общества в целом!

Такая система будет много справедливее и моральнее, чем существующая. Действительно, у всех будет шанс: у бедных, но способных детей — учиться, у не совсем бедных — учиться на хорошем уровне, у богатых, но бездарных (такие есть и будут) — делиться доходами (через контракт) с вузом, а у самого вуза и его работников — выжить в условиях кризиса, чтобы с подъемом экономики быстро восстановиться и помочь обществу в наращивании технического интеллекта.

И не только технического. Думается, что такая система сейчас очень нужна всем государственным вузам Украины.

Важно позаботиться и о молодых кадрах. Представляется, что нужно изменить условия при распределении после окончания вуза и при поступлении в аспирантуру. Распределение — зимой, окончание вуза — весной, а аспирантура начинается осенью. Вот этот отрезок (весна—осень) молодому человеку надо где-то работать (числиться). Оставить «на кафедре» сейчас удается крайне редко — нет рабочих мест, а прямо в аспирантуру не распределяют. С «чужих» аспирантов (из других организаций Украины), или просто безработных отдел аспирантуры требует оплату, и немалую. А ведь часть бывших способных студентов желает поступить в аспирантуру в альма-матер, но не могут по указанной причине. Круг замкнулся! Ведущие ученые вуза лишаются возможности расширить подготовку специалистов высокого уровня, тем самым не реализуют свой потенциал, не создаются научные школы, сворачиваются существующие. Предлагается:

— ввести временные должности инженеров-стажеров при вузе, на период с окончания вуза (апрель) до зачисления в аспирантуру (сентябрь—октябрь). Не сдал, не прошел по конкурсу — перераспределяйся и до свидания, не сдавал экзамены — верни деньги и тоже прощай;

— отменить или хотя бы сделать доступными ставки оплаты для заочной аспирантуры и «чужих» аспирантов, безработных. Эти заработки «боком» выходят вузу и Украине.

И еще одну несправедливость необходимо устранить: в распределении выпускников. Почему- то считается, что обученный за государственный счет специалист должен направляться на государственное предприятие. Но это же дискриминация предприятий иных форм собственности: не за государственный, а за госбюджетный счет учился студент, а налоги в госбюджет платят все (должны, по крайней мере). Казалось бы, мелочь, но сильно портит кровь перед распределением, зачастую заставляет кривить душой (мягко сказано), не способствует снижению уровня теневой экономики, повышению доверия к государству, стабильности. А это уже важно.