UA / RU
Поддержать ZN.ua

Учительские «байрактары»: где найти средства на учебники

Необычная история об обычном школьном учебнике

Автор: Оксана Онищенко

Первое сентября уже на пороге, а новых учебников для пятиклассников нет. Конкурс провели, учителя проголосовали за книги, которые им нравятся, но средств на печать у государства нет. И мощностей тоже — чего стоит только разрушенный снарядами Харьков, книжная столица страны (подробнее о проблемах с учебниками читайте здесь). 

Старыми учебниками, залежавшимися где-то на полках школьных библиотек, воспользоваться нельзя, потому что с этого учебного года в 5-х классах начинается реформа НУШ. А это означает и новые стандарты образования, и новые программы, и, соответственно, новые учебники. 

Что делать учителям и издательствам вместе с авторами учебников? Классический ответ — ждать. Ждать, пока государство найдет спонсоров и средства, пока запустит печать (а это как минимум еще полгода), пока развезет книги по школам. Но в стране, где люди привыкли не сидеть сложа руки, а своими силами решать проблемы любого масштаба, — от покупки «Байрактаров» до медицинской аптечки — всегда найдутся те, кто не захочет ждать. Кто организует движение и сбор средств на учебники — считайте, что это учительские «байрактары». И я хочу рассказать о таких людях. Это кейс, которым можно гордиться. 

Двое авторов — Анастасия Онатий и Тарас Ткачук — написали учебник по украинскому языку для 5-го класса, ставший одним из победителей Всеукраинского конкурса учебников. Это их первая победа.

Учебник по украинскому языку для 5 классов Анастасии Онатий и Тараса Ткачука

Оба автора — и учителя, и ученые-филологи. Анастасия преподает в Национальном университете «Киево-Могилянская академия», Тарас — в Винницкой академии беспрерывного образования. Они решили не ждать, а искать возможность напечатать учебник. Сейчас Тарас Ткачук в рядах ВСУ защищает Украину, но часть своей зарплаты перечисляет на печать учебника, который написал до войны. Наверное, это уникальный случай, когда не украинцы донатят армию, а наоборот. «Тарас часть зарплаты передал на генераторы для своей роты, часть — на машины, часть — на печать нашего учебника, — рассказывает Анастасия. — Мы предложили издателю напечатать «народный учебник», на который будем искать средства по всему миру. Он посчитал, сколько на это нужно. Сумма как для обычных людей оказалась огромной». 

[pics_lr left="/img/forall/u/13/95/fcffefe4325a833f2302e71d47d48e01.jpg" ltitle="" right="/img/forall/u/13/95/b03a3928ff06f4b968e507c581ae4774.jpg" rtitle="undefined"]

Конечно, можно было ограничиться электронной версией книги. И именно так делают сейчас все издательства. Но электронные копии учебников в формате PDF — это не то же самое, что электронный учебник, считает автор. В нем нет ни мультимедийного содержания, ни интерактивных упражнений, это просто текст, выведенный на экран гаджета. И это не единственный минус. 

«Кто-то говорит: зачем эти учебники, если можно все прочитать со смартфонов и планшетов? — говорит Анастасия. — На самом деле не у всех детей есть смартфоны, телефоны и планшеты. Даже у киевских детей, с которыми я работаю, не всегда есть телефоны, с которых можно зайти в Интернет. На уроках я даю много интерактивных заданий, и есть дети, которые просят мой телефон, чтобы выполнить их. А что уже говорить о регионах? И даже если у ребенка есть смартфон, это вредно для здоровья — работать с учебником с маленького экрана. Мы считаем, что сейчас надо сделать все, чтобы дать детям печатный вариант, насколько сможем это обеспечить. Возможно, мы дойдем до этапа электронных учебников, но это будет не сейчас и это отдельная сфера».

Несколько страниц учебника по украинскому языку авторства Анастасии Онатий и Тараса Ткачука

Сначала Анастасия Онатий и Тарас Ткачук просили поддержку у иностранных доноров. Для этого создали страницу на «Спільнокошті». «Украинцам достаточно сложно делать пожертвования, — объясняет автор учебника. — Они и так постоянно донатят. Нам казалось, что помощь от иностранцев — это более реалистичная история, потому что одно дело собрать 70 тысяч долларов пожертвованиями по 100 долларов, а другое — по 100 гривен». 

Чтобы привлечь как можно больше людей, Анастасия вступала в Фейсбук-группы украинцев за рубежом и размещала там публикации о сборе средств на учебник. «Я каждый вечер писала по 10–15 объявлений, что мы такие и такие, вот наше фото, вот наш учебник, вот здесь мы собираем средства на печать, если у кого-то есть желание, поддержите нас», — вспоминает она. 

Но существенную сумму собрать не удалось. Не каждый согласится перечислить средства незнакомым людям. Одно дело, когда денег просят известные волонтеры или крупный благотворительный фонд с крепкой репутацией, причем просят на необходимые для ВСУ вещи, и совсем другое — два украинских филолога со своим учебником… «Это такая довольно сложная стена… Потому что вы же понимаете, что мы производили впечатление никому не известных людей с улицы. Поэтому суперактивно процесс не пошел. Большей частью нам присылали по 10–20 долларов. Неожиданно приятным был сюрприз от наших американских родственников, которые пожертвовали 2500 долларов и очень помогают нам информационно. Мы не останавливаемся и пишем в разные организации, поддерживающие образование за рубежом. Наш издатель помог сделать рассылку на них через почту издательства, а также обратился к своим иностранным клиентам. А мы со своей стороны попросили всех друзей распространить в зарубежных пабликах публикации о нашем учебнике. Словом, мы еще до сих пор в этом процессе находимся». 

Однако помощь пришла еще и оттуда, откуда не ожидали. Еще в начале конкурсного отбора Анастасия Онатий и Тарас Ткачук создали в Фейсбуке группу для учителей, которые будут преподавать по их учебникам. «Мы хотели видеть своего учителя и понимать, как ему помочь, — объясняет Анастасия. — И я сначала не планировала просить средства на учебник у наших учителей. Мне казалось, что это будет неудобно. Они и так в очень непростых условиях. Попросила только информационную поддержку — распространить призыв на наш зарубежный «Спільнокошт». Но люди откликнулись, начали спрашивать, есть ли реквизиты для того, чтобы украинцы могли перечислить деньги. Мы поняли, что нам доверяют, знают, кто мы и для чего это делаем, хотят поддержать. Это очень ценно».

Авторы посчитали, что печать одного учебника обойдется им в 144 гривны. И сразу насобирали денег на полторы тысячи книг. «Многие учителя считали свой донат в учебниках, — рассказывает Анастасия. — Они писали: «Посылаю средства на три учебника, пусть каким-то малышам будут от меня...» Это было очень трогательно». Донатят не только те, кто будет работать по учебникам Онатий и Ткачука. И даже не всегда филологи. 

[pics_lr left="/img/forall/u/13/95/aab9fb0d6483bd396e072d8eb900addf.jpg" ltitle="" right="/img/forall/u/13/95/3705b419ad2c94a15a11cb314b9b15bb.jpg" rtitle="undefined"]

Сбор средств идет, но до цели еще далеко. Пока удалось собрать лишь десятую часть суммы. Но авторов и учителей это не пугает. «Полная печать — это наша максимальная цель, — рассказывает Анастасия Онатий. — Но мы прорабатываем также альтернативные варианты, думаем, чем можно пожертвовать, чтобы быстрее доставить материалы ученикам и учителям — напечатать часть учебника, которая нужна на несколько месяцев, или печатать в мягкой обложке, чтобы это было дешевле. Будем действовать в зависимости от ситуации».

Поиск средств на учебники не единственная проблема, которую авторы-волонтеры собрались решить своими силами, не ожидая помощи от государства. Они также стараются квалифицированно поддержать учителей. «Сейчас в стране война, и учителям приходится преподавать в непростых условиях, — объясняет Анастасия. — Кроме того, реформа НУШ — это новое для средней и старшей школы. Учителя немного опасаются ее, потому что у них вопросов больше, чем ответов, и я их прекрасно понимаю. К сожалению, от министерства четких ответов тоже мало. Всех отправляют читать Государственный стандарт. Я пересмотрела много вебинаров для педагогов: большей частью мало конкретики и много воды. Учителя же жаждут настоящих живых рекомендаций: они хотят, чтобы кто-то поделился опытом, показал, как учить компетентностно на практике. Мы этот путь прошли, когда для себя искали ответы, какой учебник должны писать, кто такой наш пятиклассник, каким он должен быть — этот нушевский учебник. Поэтому сейчас хотим поделиться тем, что удалось открыть для себя, чему удалось научиться. И будем это делать дальше. Мы создали группу в Фейсбуке, учителя быстро присоединились к нам. Очень важны две идеи, хочу сделать упор на них. Первая — сформировать культуру обмена, научиться делиться с коллегами, поддерживать друг друга идеями и наработками. Если каждый добавит хотя бы по одному хорошему материалу к уроку, то нужно лишь около сотни учителей, чтобы у всей Украины были прекрасные материалы на весь учебный год. Вместе мы сила, это наше волонтерство. Но это весьма непросто, потому что вообще у учителей привычка делиться не очень развита. Многие продают свои материалы недорого, а вот так, чтобы делиться — с таким сталкиваешься меньше. А вторая идея — мы очень хотим растопить лед обратной связи в образовании и получать от наших учителей честные отзывы, чтобы становиться лучше, потому что все учатся на своих ошибках, это нормальный путь. Когда люди не боятся высказывать свое мнение, не соглашаться с чем-то или наоборот — это и есть развитие. Все учатся. Происходит ценный обмен. Но с этим сначала были проблемы, учителя не очень решительно высказывались. Мне кажется, это постколониальный результат, еще из Советского Союза, где все должно было быть показательно идеально. Поэтому у нас такая огромная проблема имитации в образовании. Я, честно говоря, не верю в реальность изменений, которые идут сверху. А вот изменения, идущие от учителей, — это важно. А для этого они должны быть свободными и верить в себя».

К сожалению, готовя этот материал, я не смогла пообщаться с Тарасом Ткачуком. Но знаю от Анастасии, что он прямо из окопов продолжает поддерживать и защищать свой учебник. Вычитывает материалы, диктует коллеге важные комментарии или работает над упражнениями. Конечно, когда у него есть телефонная связь. Поэтому иногда на одно задание уходит час. Но это стоит усилий, считают оба автора. «Для нас это приоритетный проект, он в какой-то степени как миссия, — объясняет Анастасия. — Потому что нам очень хочется освежить преподавание украинского языка в школе. До сих пор мы оба работали большей частью со старшеклассниками, и к нам они попадали с уже сформированным представлением об украинском языке как о неинтересном, скучном, несовременном, непонятном. Это надо менять. Это наша идентичность и наше будущее».

 

От редакции: 

Поддержать учебник по украинскому языку можно по ссылке

Для иностранных друзей: https://gofund.me/4fe0c567 

PayРal: onatiiav@gmail.com 

Для украинских друзей: 

Банка Монобанка: https://send.monobank.ua/jar/AKEE8RRCEM

Карточка Монобанка: 4441114459009930

Приватбанк: 4149439020809459 

Получатель: Онатий Анастасия Витальевна

Больше статтей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.