Предметные олимпиады для учеников этого учебного года сильно критикуют. Задания были сложными, а участники получили низкие результаты. Олимпиады не являются причиной напряжения, которое сегодня испытывают украинские школы, поскольку настоящий источник проблем кроется не в интеллектуальных соревнованиях, заявляет математик и учитель Александр Трилис в статье "Олимпиады во время войны: о чем забывают критики" для ZN.UA.
Он называет несколько причин этому: слабая подготовка учеников, война и вызванные ею усталость и стресс, некомпетентность жюри олимпиад, учителей и управленцев. Трилис отметил, что вышеперечисленные вещи наносят вред, а не сами олимпиады.
"Если слабый ученик оказался призером и есть подозрение на коррупционную составляющую — надо выяснять конкретную ситуацию, называть имена, проводить расследование. Если, проверяя несколько тысяч работ, жюри ошиблось и "зарезало" хорошую работу — надо повышать качество жюри, приобщаясь к нему", — советует автор статьи.
Математик перечислил положительные стороны от участия учеников в олимпиадах: они дают детям возможность посоревноваться, найти "тусовку единомышленников", выйти за пределы школьного уровня и даже получить "социальный лифт".
В то же время Трилис отметил, что на практике организация требует мощного жюри, качественных задач и продуманной логистики. Он отмечает, что этого во время проведения нынешних олимпиад часто не хватало.
"Математики перегнули со сложностью. Физики... дали задания уровня НМТ, не совсем олимпиадные", — признает он.
По мнению Трилиса, главная задача первого этапа олимпиад — вдохновить участников, а не "отобрать сильнейших".
"Удалось ли достичь этого на данный момент? Похоже, что нет", — указывает учитель.
