Человек, которому повезет посетить киевский Институт передовых технологий, вскоре поймает себя на мысли: как жаль, что во время моих школьных лет не было таких замечательных атласов, пособий по географии, по истории, какие готовят для школьников в этом институте. Красочные карты, нарисованные с необыкновенной изобретательностью и точностью, открывают такие детали Украины, далеких и близких стран, что от них невозможно оторваться. Ко всему, украинские картографы, слава Богу, расстались с советским правилом — создавать карты исключительно для Иванов Сусаниных, где сознательно все искажалось, чтобы ими… не воспользовались враги!
Приятное впечатление от продукции института еще больше усиливается, когда раскрываешь иллюстрированный атлас «История Украины». Чего греха таить — истинная наша история всегда была для украинцев табу за семью печатями. Если что-то и печаталось, то непременно перевиралось нещадно… Создавать учебники (особенно по истории) для детей и сегодня — дело весьма рискованное. Сотрудники Института передовых технологий прошли по очень тонкому льду и нашли весьма взвешенный путь преподать урок истории различных периодов Украины, по которым еще не достигнут консенсус в обществе.
Работы института не остались незамеченными — на многих международных выставках последних лет его продукция получила первые премии, оттеснив известные мировые коллективы на второй план. Чем объяснить эти достижения? Видимо, сказывается то, что добрую половину коллектива составляют картографы, издавна славившиеся соблюдением кодекса чести своей профессии, а второю половину — кибернетики, безусловные пионеры современных технологий.
Неудивительно, что вслед за изданием атласов на бумаге здесь взялись изготавливать и электронные версии своих пособий. Уже первые экземпляры показали, что это правильный путь — возможности учебных CD-дисков оказались намного выше, чем простых учебников. В них удалось включить гораздо больше иллюстративного материала, сделать карты гораздо более динамичными, обогатить зрительный ряд документальной хроникой.
Чтобы выяснить, какова цена успеха на ниве просвещения, обозреватель «ЗН» обратился к директору института Александру БАРЛАДИНУ.
— Александр Владимирович, это замечательно, что созданы такие пособия. Представляю, как интересно пользоваться ими детям, особенно сельским, как правило, лишенным возможности пойти в хорошую библиотеку. Но электронных атласов, которые вы показали, что-то не видно в школах. В чем дело?
— Это очень болезненный вопрос. Я столкнулся с жестким противостоянием издателей-бумажников. На учебники, отпечатанные на бумаге, расходуется более 200 млн. грн. в год, и в то же время для электронных версий МОН не может найти даже несколько миллионов. А среди многих преимуществ электронных версий и то, что если вы изготовили тираж всего в пять тысяч (а не в 400 тысяч, как печатаются сегодня учебники), то это сразу можно умножить на десять, так как одно пособие позволяет работать с несколькими компьютерами. Кроме того, мы можем дать лицензии на переписывание. То есть эта информация легко размножается за счет ресурсов компьютера, чего невозможно сделать с обычным бумажным учебником.
— Видимо, на школьный рынок вас очень не хотят пускать. Вы не пробовали объединиться с единомышленниками и побороться за свои интересы?
— Мы готовимся к переговорам с представителями АО «Квазар-Микро». Они, как и мы, собираются создавать ассоциацию издателей электронных средств обучения, чтобы отстаивать наши интересы. А тем временем положение у нас катастрофическое — я теряю специалистов, которые могут профессионально работать, потому что им нечем платить зарплату. И это при том, что все в стране говорят об информатизации, о том, что на нее выделяются огромные средства.
— А как к вашей деятельности относятся школьные преподаватели?
— На одном из методических совещаний мы спросили учителей: почему они не пользуются нашими дисками? Нам ответили: зачем они нужны, если есть учебники и Интернет…
— Интернет есть у незначительного количества украинских школ…
— Допустим, у них действительно есть Интернет, ну и что? Я выделил учителям два часа, чтобы они поработали в Интернете на скоростной линии в 100 Мбит над выбранной темой. Мы хотели выяснить: насколько будет эффективна подготовка к уроку по конкретной теме. После двух часов работы учителя нашли едва ли 30 процентов информации, необходимой для подготовки к уроку, хотя за это время по Интернету обошли почти весь мир. И объяснение тому простое — нет необходимых ресурсов в Интернете по конкретным темам для украинской школы. Это только кажется, что имеется много сайтов, но их содержательная часть оставляет желать лучшего.
Теперь посмотрите, сколько информации у нас на СD-диске. И вся информация при этом находится очень быстро. После такого теста учителя, принимавшие в нем участие, были убеждены, что диск все-таки нужен.
— Но это, насколько я понимаю, не сдвинуло дело с места?
— Нисколько. Обидно, что наши соседи продвинулись гораздо дальше нас. Так, для России в рамках программы USAID выделяетcя несколько миллионов долларов для создания серверных интернет-ресурсов, которые будут соответствовать российской программе. Однако Украина даже не ведет таких переговоров с международными организациями, поэтому надежд на то, что положение улучшится, пока нет…
— Я недавно искал биографии известных исследователей и на российских серверах нашел очень много интересных статей об их ученых. К сожалению, найти нечто подобное об украинских корифеях невозможно. Видимо, мы себе не интересны — нам даже лень создавать такую информацию.
— Да, Россия нас существенно обогнала в этом отношении и продолжает наращивать темпы освоения интернетного пространства, привлекая всех, кто в этом им может помочь. Приведу такой пример: мы участвуем в тендере по Всемирной истории и географии, который устроили россияне, так как у нас создано очень много ресурсов в этой области и нам есть что предложить.
Наши электронные версии дополняются богатым визуальным рядом — здесь очень много фотографий, дополнительной информации для того, чтобы изучать тему. Также добавлены игровые элементы — введено несколько пространственных компьютерных игр, связанных с историей и картографией, которые, кроме обучения, развивают пространственные представления у школьников. Кстати, курс, который мы создали по заказу МОН, как раз изучается в тот период развития школьника, когда у детей формируется восприятие пространства, и такие игры очень важны для понимания геометрии, восприятия скульптуры — ведь если у человека вовремя не сформируются представления о пространстве, он будет лишен очень многих красок в жизни.
— А что это за талоны во всех ваших пособиях?
— Это еще одна игра — мы стараемся с учениками поддерживать интерактивное общение — они заполняют карточку, посылают нам, и каждый, у кого есть атлас, получает купон для розыгрыша призов. Дети принимают участие в розыгрыше видеоплейера, фотоаппаратов и других призов. Мы этот тур приурочиваем ко Дню учителя. А далее — в феврале, если они принимают участие в игре и решают предложенные нами задания — ответы на вопросы по истории — участвуют в своеобразной олимпиаде. Мы получили несколько тысяч писем. Многие из них содержат просто блестящие сообщения и ответы.
В нынешнем году эту акцию мы усовершенствовали, потому что у многих школьников появились мобильные телефоны и стали принимать ответы в виде эсэмэсок. Дети ленятся писать, клеить конверты — не то сейчас время, а мы стараемся идти в ногу с ним. Кстати, наша игра называется «SМS-гра — подарунків гора».
— Устроить такой конкурс — дело недешевое. Кто из спонсоров вам помогает?
— К сожалению, никто. Хотя мы предлагали им три уровня спонсорства…
— Почему? Ведь классы комплектуются мониторами, компьютерами различных фирм, почему бы им не засветиться у вас?
— Этого я сам понять не могу. Причем и в России, и на Западе такие рекламные услуги фирмы принимают. Но мы не сдадимся без боя, как поет Вакарчук. И сегодня уже наметили новые планы. СD-диски — 700 мегабайт — уже малы для того содержания, которое мы хотим включить в наши пособия. У них мало ресурса. Пора переходить на DVD — там память около двух гигабайт. В школах таких дисководов еще мало. Так что к нашим проблемам добавляется еще одна.
Но все равно будем пробиваться — за нашими разработками будущее. Пользуясь ими, ребенок совсем по-другому понимает историю. Он буквально становится ее соучастником — может остановить кадр на компьютере, вернуться назад, разглядеть персонажа, вызвать поясняющий текст. Мы в последней работе по истории использовали карикатуры и плакаты тех лет, редкую кинохронику. Все это позволяет создавать учебное пособие нового поколения. Оно рождает креативного исследователя.
Причем такое пособие, кроме всего прочего, дает возможность протестировать себя и проверить, насколько хорошо усвоен материал. Так что когда он попадет на реальный экзамен, работа с системой тестирования уже будет привычной для него.
— Но, может быть, такие пособия слишком дороги для нашей школы?
— СD-диски намного дешевле, чем другие средства обучения. Кроме того, его возможности несравнимы. Казалось бы, к нам за дисками должна стоять очередь, но дальше разговоров дело не идет.
— Сколько таких СD пошло в школы Украины?
— Ноль...
— Почему?
— Ответ один: нет денег… В подтверждение могу прочитать цитату из письма первого заместителя начальника главного управления образования и науки КГГА Г.Руденко: «Повідомляємо Вас, що бюджетом міста на 2006 рік по галузі «Освіта» витрати на придбання електронних засобів навчання не передбачені. Відповідно до вимог бюджетного кодексу України платежі з бюджету можна здійснювати тільки при наявності відповідного бюджетного призначення»…
У нас всю информатизацию свели к поставкам «железа» — компьютеров в школы, поскольку этот бизнес имеет серьезное лобби везде. Их «пробивают» в школы и никому нет дела до того, что школа не будет иметь содержательного ресурса для работы с компьютерами.
— Как в таких условиях вам удается удержать коллектив?
— Сегодня нависла угроза, что я не смогу его удержать, так как нечем платить зарплату, а даром сегодня никто работать не будет. Собирать же такую команду заново — процесс очень сложный. Нужно еще учесть, что все стареет, а в виртуальном пространстве, которое во всем мире развивается чрезвычайно быстро, старение происходит особенно быстро. Поэтому каждый год прежние версии нужно обновлять, например вносить новые цифры в экономические разделы.
Поджидают нас и другие неприятности. Например, из виртуального пространства у нас воруют наработки. Вдвойне обидно, когда это делают маститые университетские профессора, как случилось недавно. Впрочем, суд еще не сказал на эту тему своего окончательного слова. Когда рассмотрение закончится, я смогу об этой малоприятной истории рассказать подробнее…