UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЧЕБНИКИ: И ЕСТЬ, И НЕТ

Глава первая, в целом оптимистическая, или Учитель волен выбирать Трудно сказать, то ли после изве...

Автор: Юрий Крот

Глава первая, в целом оптимистическая, или

Учитель волен выбирать

Трудно сказать, то ли после известного президентского указа, которым выпуск учебников был взят под патронаж высшего должностного лица державы, то ли по другим причинам, но впервые за много лет в просвещенческих верхах не замечается обычной предсентябрьской лихорадки. Сие означает, что учебники есть. Исполняющий обязанности директора Института системных исследований Минобразования (эта организация занимается подготовкой и выпуском в свет учебной и методической литературы) Александр Ляшенко утверждает, что из 270 наименований учебных книг, необходимых в наступающем учебном году, к первому августа издано 153 наименования. Остальная же литература охватывает так называемые предметы по выбору и, по словам Александра Ивановича, ее появление к 1 сентября вовсе не обязательно.

Более того, изданная продукция радует разнообразием: по многим предметам существует теперь два, три, а то и четыре учебника, между которыми учитель волен выбирать. Как сказал заведующий отделом методиздательского центра Минобразования Иван Юрченко, в наступающем учебном году будут циркулировать пять альтернативных букварей, три учебника английского языка для начинающих, две учебных книги по украинскому языку и литературе для 5 — 6 классов. Не забыта старшая школа: для ее питомцев готовы три учебника по украинскому языку, четыре — по геометрии и три по алгебре. таким образом, введенная еще в перестроечные времена мода на альтернативные подходы в образовании лишь теперь становится всеобщим достоянием.

Ложка дегтя. Правда, в наличие всей вышеописанной прелести на издательских складах отнюдь не означает, что все это в обязательном порядке перекочует на школьные парты. Извечная проблема финансирования несколько портит общую отрадную картину: долг Минобразования издательствам на сегодняшний день составляет 2 трлн. крб., а из 5 триллионов необходимых для издания вышеупомянутых 270 наименований учебных книг пока перечислено меньше половины. Издательства, понятно, до полного расчета продукцию вряд ли отдадут. Да и то: под президентским патронажем находится издание учебников, а вовсе не их распространение и, тем более, не финансирование.

Глава вторая, в целом пессимистическая, или

Не всякий Ахиллес догонит черепаху

Осуществляя ненавязчивый переход от проблем количества к проблемам качества, произведем две несложные операции.

Первое: откроем учебник по алгебре для шестого класса и решим простенькую задачу. Сережа вышел из дома в школу, через несколько минут вышел в школу Саша, расстояние от школы до дома Саши и Сережи дано, даны скорости, требуется определить, через какое время Саша догонит Сережу.

Второе: откроем учебник по философии и прочтем изложение знаменитой апории Зенона Элейского: «Ахиллес никогда не догонит черепаху, ибо для покрытия первоначального расстояния между ними Ахиллесу потребуется время t, за которое черепаха преодолеет расстояние, для покрытия которого Ахиллесу потребуется время t1, за которое черепаха преодолеет расстояние, для покрытия которого Ахиллесу потребуется время t2, за которое...».

Почему Саша Сережу догонит и перегонит, а Ахиллес черепаху — никогда? Увы, учебника, в котором можно было бы найти ответ на этот вопрос, не существует.

Учитель киевской СШ №231 Юрий Петрик, филолог и математик в одном лице, ситуацию несколько разъяснил. Наши учебники, полагает он, содержат набор сведений, но никак не систему знаний. Сведения разносятся по разным полочкам, и посему наш ученик не знает и в ближайшем будущем не узнает о том, что такое философия математики или алгебра языкознания. А раз так — понятно, почему бывший советский, ныне украинский школьник знает больше американского, но последний помнит заученное всю жизнь, первый же забывает его сразу после звонка с последнего урока.

В Институте системных исследований согласились с тем, что проблема есть, и даже подтвердили справедливость слов киевского учителя. Александр Ляшенко вспомнил ныне почти забытую историю: в 1990 году СССР участвовал в международном эксперименте по тестированию учащихся. Результаты свелись к тому, что советские школьники превосходили всех по объемам знаний и проигрывали в их применении. Увы, Украина естественным образом получила эту ситуацию в наследство.

Итак, учебники есть — но учебника жизни, увы, нет.

Ложка меду. Необходимость интегрирования учебных курсов, разумеется, понятна многим. Учебники нового поколения, формирующие целостную картину мира, нужны позарез, но говорить о них, считает Александр Ляшенко, пока рано, ибо для этого необходимо вместо старой создать абсолютно новую систему просвещения. Пока же нужно радоваться появлению интегрированных учебников по сходным дисциплинам: к примеру, изданной для 10 — 11 класса «Математики», включающей в себя алгебру, геометрию и элементы тригонометрии, или «Физике», включающей в себя элементы астрономии, ранее изучавшейся как отдельный предмет.

Глава третья, заключительная, или Мечта

Уйдя в небытие, советская система образования утащила с собой и учебные книги прежнего образца — с их единообразием, обязательностью для всех, задачками про сбор металлолома и диктантами про колхозный урожай. Сегодняшний спрос на специалистов заметно однобок: юрист, экономист, бухгалтер и обчелся, потому и ценится учебная литература лишь соответствующего профиля. Но почему-то растет конкурс в математические, филологические, биологические школы, а в Минобразования говорят все громче о необходимости альтернативных, пробных, интегрированных, дифференцированных учебных книг по этим дисциплинам. Это, видимо, и есть признаки структурированного гражданского общества, в котором, безусловно, сложится и цивилизованная система просвещения. Может быть, поэтому при взгляде на сегодняшнюю школу у меня впервые за несколько последних лет не опускаются руки.