UA / RU
Поддержать ZN.ua

УЧЕБНИК-БЕСТСЕЛЛЕР. А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

История общества показывает: учебник, в конечном счете, — такой же необходимый инструмент прогресса, как железо, керамика, бумага и др...

Автор: Николай Аржанов

История общества показывает: учебник, в конечном счете, — такой же необходимый инструмент прогресса, как железо, керамика, бумага и др. Человечество выжило и стало хозяином планеты во многом потому, что наши далекие и близкие предшественники сумели научить своих детей не только жить в реальном мире, но и адекватно реагировать на его возможные изменения. Поэтому от качества сегодняшнего учебника в немалой степени зависит и наше будущее.

Чем быстрее меняется мир, тем выше требования к учебнику. Ведь хороший учебник не просто дает новому поколению прикладные знания о сегодняшнем мире. Он должен заложить тот фундамент, на который обучающийся сможет опереться завтра, когда прежние рецепты окажутся ошибочными и даже опасными, научить пользоваться фундаментальными знаниями в новых условиях.

Новое поколение студентов ждет своих, украинских, учебников, доступных каждому, и имеет на это полное право хотя бы потому, что многие из них платят за свое обучение. И если современный вуз не обеспечивает своих контрактников полным комплектом учебно-методической литературы — от учебника до методических рекомендаций, — то студент, серьезно думающий о своей будущей карьере, вправе усомниться: сможет ли такая аlma mater сделать его полноценным специалистом?

Рождение нового поколения украинской учебной литературы происходит с трудом. Причин тому немало: и финансовые (государство практически не дает денег на написание и издание учебников, а мы издавна надеемся только на него), и профессиональные (многие дисциплины совершенно новые — «неоткуда списать»), и чисто психологические (что греха таить — мы привыкли, что учебники для нас писала Москва).

Ясно, что первыми осознают проблему острой потребности Украины в новых учебниках и начинают практические действия по ее решению конкретные люди, не удовлетворенные настоящим и болеющие за будущее. Неравномерность нашего продвижения по этому фронту украинского высшего образования обусловлена прежде всего разной концентрацией таких людей на том или ином профессиональном участке. Кто-то пишет, а затем издает учебники, кто-то больше склонен к общим рассуждениям о национальной идее, а кто-то просто рассчитывает досидеть до повышенной «научной» пенсии и занят обоснованием невозможности решить проблему в принципе. А решать ее необходимо сейчас, поскольку при дальнейшем промедлении с созданием новой базы воспитания сегодняшнего молодого поколения Украина рискует проиграть свое будущее.

Колыбелью нового поколения учебников, рождающегося на наших глазах, стала Национальная фармацевтическая академия Украины (НФАУ). В.Черных, ее ректор, еще в 1980-е годы предлагал на конференции по фармацевтическому образованию: чтобы учебники стали лучше, их должны писать авторские коллективы из разных городов; кроме того, следует внедрять конкурсный выбор из нескольких вариантов. Москвичи возмутились: это предложение не стоит даже обсуждать — негоже-де подвергать сомнению авторитет ведущих научных школ столицы.

Но монополия центра уже давала трещины, и молодые провинциалы не испугались запретов. Идея получила воплощение — В.Черных с Б.Зименковским, заведующим кафедрой фармацевтического факультета Львовского мединститута, решили начать с подготовки курса лекций по органической химии. В 1989 г. были изданы тексты 28 лекций, составившие 4 тома в 1400 страниц. Авторы разослали их специалистам на рецензию, получили прекрасные отзывы. Но самое дорогое для авторов содержалось не в формальных рецензиях — им неофициально сказали: «Будьте смелее, не ищите «крыши» (т.е. маститых соавторов учебника) — вы все можете сами».

Это вдохновило авторов, и они, подключив к работе И.Гриценко, теперь профессора кафедры органической химии НФАУ, принялись выковывать из хорошей, но все же заготовки настоящий инструмент учебного процесса. В 1993—1998 гг. курс органической химии был издан в Харькове на украинском и русском языках. За учебник «Органическая химия» (в трех книгах) его авторам — В.Черных, Б.Зименковскому и И.Гриценко присуждена Государственная премия Украины в области науки и техники 2000 года.

И процесс пошел: каждый год, начиная с 1993-го, в НФАУ объявляется «годом учебника». В более широком смысле — учебно-методической литературы, куда входят также учебные пособия и руководства, методические рекомендации, справочники и т.д. Их пишут коллективы авторов под общим началом заведующего соответствующей кафедрой. Для подготовки литературы к печати в НФАУ создано издательство, печатаются тиражи в типографиях Харькова.

За 1999/2000 учебный год НФАУ издано 10 учебников, 34 учебных пособия, 20 научно-справочных изданий, 41 выпуск методических рекомендаций и т.д. Сегодня общее число изданных учебников достигло 53, учебной литературой обеспечено 80% дисциплин учебного плана. Примерно такой же процент литературы издается на украинском языке, русскоязычность остальной доли пока сохраняется ради иностранных студентов.

Основная часть тиража передается в библиотеку академии, где студенты бесплатно получают всю учебную литературу. Кстати, многие из них, покидая НФАУ, всеми правдами и неправдами стремятся забрать учебники с собой.

Мало того, учебники НФАУ, официально не поступая в открытую продажу, тем не менее тайными тропами попадают из типографий на книжный «дикий» рынок, где пользуются устойчивым спросом. Сотрудники оптовых фирм и аптечных сетей то и дело запрашивают у издательства «Менеджмент и маркетинг в фармации», заводчане — «Промышленную технологию лекарств». Есть и другие бестселлеры, тираж которых уже разошелся, — учебники по иностранным языкам и особенно по фармацевтической латыни. В Украине один за другим появляются новые фармацевтические факультеты, и с текущего года НФАУ стала получать от них крупные заказы на свои учебники. За последние месяцы, по словам ректора, от реализации получено около 25 тыс. грн. Заинтересовались, кстати, этими учебниками и коллеги из вузов стран СНГ.

До сих пор вся эта огромная работа выполнялась НФАУ за внебюджетные средства, полученные от хозрасчетной деятельности. С одной стороны, это можно было рассматривать как благотворительность в пользу будущего Украины, с другой — как средство поддержания высокого имиджа организации. Но, кроме морального удовлетворения, НФАУ не получала от издательской активности ничего, а авторов учебников, вкладывающих в их создание значительную часть жизни, ей было разрешено «поощрять» в размере смехотворных 200—300 грн.

Теперь руководство академии понимает: пора переходить к фазе «эксплуатации победы». НФАУ открывает информационно-рекламный отдел для изучения перспективных рынков учебной литературы, ее продвижения в Украине и за рубежом. Для этого готовится «Каталог изданий НФАУ», который будет напечатан и размещен в Internet. Учебники начнут переводить на иностранные языки, подготовятся их электронные версии для дистанционного обучения.

В плане НФАУ на 2000—2001 гг. записаны, кроме того, и такие серьезные задачи: провести анализ и составить план обеспечения всех дисциплин по всем специальностям учебно-методическим комплексом «учебник — пособие (практикум) — методические рекомендации»; издать 17 учебников, 49 учебных пособий и практикумов, 6 монографий и справочников, более 200 методических рекомендаций.

Акцентированное внимание к монографиям, написание и издание которых пока оставалось в тени вала учебно-методической литературы, тем не менее также укладывается в общую стратегию ректора и его единомышленников. Ведь монографии — это и пособия для тех научных и практических работников отрасли, кто уже перерос уровень «молодого специалиста» и хочет выйти на передний край современных технологий, кто готовит работу на ученую степень. С другой стороны, написание монографий — превосходное средство подготовки новых научно-педагогических кадров для самой академии.

Все достигнутое и планируемое НФАУ в этой области, безусловно, впечатляет. Рядом с этими достижениями можно поставить, пожалуй, лишь издательскую деятельность Тернопольской государственной медицинской академии. Но учебники по медицине пишут профессора вузов всей Украины. Харьковчанам же, за редкими исключениями, никто из коллег-фармацевтов помогать не торопится. Призывы к коллективному творчеству пока не услышаны — коллеги предпочитают потреблять готовое.

Памятуя о том, что монополия мнений даже самых светлых умов редко приводит к хорошим последствиям, НФАУ, наверное, стоит поискать соавторов еще не написанных учебников и монографий не среди достигших своего «потолка» и успокоившихся маститых руководителей, а в кругах честолюбивой и энергичной молодежи, рвущейся реализовать себя (да и заработать тоже), для чего на местах не всегда складываются условия. Такая молодежь у нас есть, надо только приглядеться к ней и вовремя ободрить — «вы сможете».