UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТРЕХГЛАВЫЙ ЗМЕЙ» ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

Хотел бы продолжить обсуждение проблем издания учебно-методической литературы для средней школы в Украине, которое ведется на страницах «Зеркала недели»...

Автор: Александр Михалочко

Хотел бы продолжить обсуждение проблем издания учебно-методической литературы для средней школы в Украине, которое ведется на страницах «Зеркала недели». Я не только участвовал во всеукраинской конференции «Школьный учебник в Украине — проблемы и перспективы», которая состоялась в Харькове, но уже без малого восемь лет занимаюсь распространением учебников и пособий, поэтому имею собственное мнение по этому поводу. Тем более что книготорговцы, как правило, гораздо ближе издателей к реальным покупателям, во всяком случае выслушивают от них гораздо больше претензий по поводу предлагаемых книг.

В статье «Учебники в кредит. И за подходящую цену» («ЗН» №47) очерчена «трехглавая» проблема украинского учебного книгоиздания. Во-первых, безальтернативность изданий, во-вторых, несоответствие большинства из них современным требованиям, а в-третьих, нехватка учебников и пособий в средних школах. По моему мнению, этот «трехглавый змей» имеет несколько иной вид: конкуренция, деньги, профессиональность автора и издателя.

Небольшой экскурс в сегодняшний день украинского книгоиздания. Сейчас у нас в этом бизнесе вращается очень мало денег. По официальным данным Книжной палаты, за 1998 год в Украине издано 0,7 книги на одного гражданина, и это с учетом малотиражных монографий и авторефератов. Помимо того что эта цифра сама по себе ничтожна (в России этот показатель раз в пять, а в развитых странах — в двадцать пять раз выше), так она еще имеет тенденцию к уменьшению. За последние годы кое-какое оживление наблюдается только в издании учебно-методической литературы для средней и высшей школы. И издательства, которые специализируются в этих «жанрах», живут немного лучше остальных. Не буду перечислять и анализировать множество разнообразных причин и тенденций, скажу лишь, что украинский рынок учебно-методической литературы уже принципиально разделен.

Основные учебники издают около десятка издательств. Самые необходимые, обязательные учебные пособия — еще столько же, а менее важную, неосновную учебно-методическую литературу — множество остальных, причем их число постоянно растет. Можно сказать, что если сейчас в Украине появляется новое издательство (а такие энтузиасты все еще находятся!), то оно почти наверняка будет пытаться издавать для средней школы. Среди тех, кто занимается основными учебниками, конкуренции практически нет — разве что предлагается по два альтернативных учебника по истории Украины, всемирной истории, физике, химии, зарубежной литературе, да и то для некоторых классов. Учебники по другим дисциплинам имеют только один вариант. Учителю не из чего выбирать, он пользуется тем, что есть. Значит, качество издаваемых учебников и во многом школьного образования, во всяком случае пока, зависят в основном от профессиональной чести издателя. Комиссии и методисты Министерства образования, в компетенцию которых входит присваивание учебникам соответствующего грифа, физически не в состоянии отслеживать и влиять на множество нюансов, возникающих в процессе распространения и использования этой литературы в школе.

В том числе и на цену. Не является секретом тот факт, что цены на учебно-методическую литературу сейчас гораздо выше, чем в других жанрах книгоиздания при всех остальных похожих параметрах. В течение двух месяцев — с августа по сентябрь прошлого года — цены на учебники и пособия в среднем выросли на 25—30%, и это повышение иногда касалось не только новых изданий, но книг, которые были напечатаны в прошлом и даже позапрошлом годах. Такой рост цен связан не только с экономическими особенностями работы издательств, но и с ростом цен на бумагу (на 30—40% за этот период) и резким уменьшением тиражей издаваемых учебников. Большой тираж — большие инвестиции, на что большинство издателей не способны. Однако они не спешили брать кредиты из-за высоких процентных ставок, общей финансовой нестабильности, непредсказуемости спроса (прежде всего на новые издания и из-за высоких цен) и нередко рассчитывали только на собственные силы. Поэтому тиражи были небольшими, в лучшем случае удовлетворяли процентов 10 реальной потребности, но, к радости издателей, очень быстро продавались, а кредиты, если они были, отдавались вовремя.

Если существует неудовлетворенный спрос, рано или поздно появится и предложение. Тем более что учителя и родители учеников вполне естественно рассуждают «лучше что-нибудь, чем вообще ничего», в чем их нельзя упрекнуть. Поэтому все еще предлагаются подпольные, пиратские переиздания популярных и дефицитных учебников и пособий, чаще всего просто неудовлетворительные по полиграфическому исполнению, а также украденные работниками типографий прямо из-под печатных станков тиражные издания. Цены на первые и вторые намного ниже легальных — к удовольствию покупателей и к огромным убыткам издателей. В южных и восточных областях хорошо продается учебно-методическая литература из России. Например, в Крыму очень низкий спрос на украинские, хотя и русскоязычные, учебники по математике, физике, химии, иностранным языкам — их российские «братья» там более привычны, популярны и, главное, стоят заметно ниже. Еще один вариант — украинские «региональные» учебники, которые печатаются «провинциальными» издательствами. Иногда они считаются лучшими по сравнению с учебниками из центра, иногда не выдерживают критики — все зависит от профессионализма издателя и таланта автора. Но при нехватке «центральных» учебников и истощении школьных бибфондов учителя из различных регионов Украины охотно учат по «местным» изданиям. Это в первую очередь относится к западу Украины, где центр учебного книгоиздания переместился в Тернополь, также — к Крыму и Харькову. У лучших «региональных» учебников, к сожалению, немного шансов стать основными, но их издатели, как правило, закаленные «рыночные бойцы», которые изначально привыкли работать в условиях конкуренции. Они очень тщательно и настойчиво занимаются внедрением своей литературы в учебный процесс, активно пропагандируют ее на встречах с учителями. Кстати, цены «региональных» учебников и пособий часто ниже, чем их «центральных» собратьев. Их издатели организуют центры и сети распространения своих изданий, поощряют книжную торговлю к сотрудничеству, дают ей товарный кредит, всевозможные скидки, доставляют заказанные партии продукции. Словом, они делают достаточно много для того, чтобы их издания стали доступными для покупателей. Все это способствует росту популярности «региональных» учебников среди учителей. Таких «движений навстречу потребителю» часто не хватает «центральным» издательствам, но зато у них, как правило, квалифицированные редакторы, которые не только имеют хороший опыт работы над учебниками и пособиями, но и умеют привлекать «раскрученных» авторов и работать с ними.

Что сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Абсолютно согласен с господином Афониным по поводу льготного кредитования книгоиздателей. Потому что ближайшая перспектива для всех учебников — свободная продажа, и нельзя надеяться, что в бюджете отыщутся деньги на издание нормальных тиражей бесплатных учебников, а кредит — не подарок, он будет возвращен. Следует подумать о госзакупках бумаги на печатание учебников с целью их последующей перепродажи издателям, что также может стабилизировать цены и увеличить тиражи. Наличие альтернативных учебников вынудит издателей тщательнее учитывать требования учителей, современной и будущей школы вообще, отработать схемы внедрения и распространения изданий, сдержит рост цен. Согласитесь, учитель из всех предлагаемых учебников наверняка выберет самый лучший и доступный, а родители проголосуют за этот выбор деньгами. А мы должны им в этом помочь.