Ответы министра образования и науки И.Вакарчука на актуальные вопросы журналистов «Зеркала недели»
(№ 4, 2008 г.) у многих работников сферы образования Украины оживили уже давно утраченную надежду. Все без исключения проблемы, затронутые в интервью, волнуют нас не один год. Мы ищем пути их решения, а когда нарабатываем плодотворные идеи, они теряются именно в министерских кабинетах.
Полностью поддерживаем мнение о состоянии гуманитарного образования, высказанное на полосах газеты Г.Клочеком, О.Слонёвской, Л.Симаковой, О.Исаевой, Б.Шалагиновым и другими учеными. Чтобы сдвинуть с места эту глобальную проблему, прежде всего необходимо пересмотреть: Государственные стандарты базового и полного среднего образования — поскольку они служат основой учебных программ; программы — так как в соответствии с ними должны создаваться учебники; учебники — потому что они в значительной степени обеспечивают качество литературного образования.
К сожалению, все эти три звена несовершенны. В качестве примера приведу расчеты, касающиеся школьной дисциплины «Зарубежная литература».
Во-первых, разрабатывая Государственные стандарты, важно учитывать специфику литературного образования и добавить к тексту литературный канон — перечень художественных произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы. Сегодня произведения для обязательного чтения определяют на свой вкус и усмотрение четыре-пять человек — члены авторского коллектива программы, что и вызывает бесконечные дискуссии.
Во-вторых, отсутствие альтернативных программ привело к тому, что существующую несовершенную программу навязывают всем и каждому, а Министерство образования и науки не поддерживает ни одной попытки обсудить программы, ни одного пожелания по их усовершенствованию.
Программа, утвержденная МОН Украины по зарубежной литературе (руководитель авторского коллектива Ю.Ковбасенко), появилась отдельным изданием только в 2005 году. Ее анализ, сделанный научными сотрудниками, доказал, что она значительно уступает действующим программам как по содержанию, так и по методическому обеспечению.
К сожалению, авторы программ, по которым уже учатся ученики 5, 6, 7-х классов, качественного анализа предыдущих программ (а их уже свыше десятка) – во избежание их недостатков и для использования достижений, не сделали. Поэтому новые программы и по смыслу, и по методическому обеспечению являются шагом назад в системе создания школьных программ в Украине.
В-третьих, аксиомой является то, что по несовершенным программам трудно создать совершенные учебники, а если их пишут не специалисты, а люди, которые хотят заработать на детях, — это большой грех.
Коллектив ученых-методистов кафедры методики преподавания мировой литературы Национального педагогического университета им. М.Драгоманова в течение последнего десятилетия изучал и обобщал опыт создания школьных учебников и хрестоматий. К работе привлекли 30 преподавателей методики преподавания мировой литературы, 150 учителей общеобразовательных школ, свыше 100 студентов заочной формы обучения, преподающих эту дисциплину в школе. Последние ответили на целевую анкету. Всем были предложены одинаковые вопросы, а именно: Соответствуют ли композиция и содержание учебников действующим программам по мировой литературе? Каков их научно-теоретический уровень? Определите достоинства и недостатки теоретико-литературных статей учебников, хрестоматий. Какие функции выполняют предложенные в учебниках вопросы и задания, соответствуют ли они специфике изучения мировой литературы в средних классах? Учитывали ли авторы учебников, хрестоматий качество переводов художественных текстов?
Критическое изучение зарубежного и отечественного опыта создателей учебников, ответы на вопросы анкеты помогли провести новые самостоятельные творческие изыскания в этом направлении. Была разработана концепция создания школьных учебников и хрестоматий.
Одно из главных положений концепции — тезис, что и учебники, и хрестоматии должны прежде всего способствовать развитию творческой личности ученика. Это пособия творчества. Одна из наиболее существенных сторон духовной жизни современного человека — его причастность к творчеству в широком понимании этого слова. Опыт показывает, что социальное творчество, как и талант, можно развивать, воспитывать, шлифовать. И здесь на помощь приходит пособие творчества — наиболее совершенная основа для понимания гармонических отношений человека и окружающего мира.
Для обеспечения качественного литературного образования на кафедре за годы независимости подготовили и защитили более двадцати кандидатских диссертаций и четыре докторских. В науку пришли люди, влюбленные в дело своей жизни, с большим научным потенциалом. К сожалению, этот потенциал активно не задействован Министерством образования и науки. В двери МОН мы стучали, но напрасно.
Нема в світі Правди,
не знайти, немає.
Хто забуту Правду нині відшукає?
Нема в світі Правди,
не знайти до скону,
Правда — під п’ятою
лютого Закону.
Тепер свята Правда сидить
у темниці,
а вельможна Кривда —
з панами в світлиці.
Правду зневажають, як сірому голу,
а Кривда сідає до панського столу.
Тепер святу Правду
топтано ногами,
а вельможну Кривду поєно медами.
Правдо, мати рідна,
орлице крилата,
де ж той син, що прийде
тебе відшукати?
Стане Бог великий йому на підмогу
І вкаже, єдиний, праведну дорогу.
Эту песню «Про правду й неправду» пел славный кобзарь с Черниговщины Остап Вересай. За ее исполнение кобзаря несколько раз арестовывали. На что надеяться научным сотрудникам Украины сегодня? Прислушивается ли к крику нашей души новое руководство МОН?