UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОЧНЫЕ НАУКИ В ШКОЛЕ — ОТ СИЯЮЩЕГО ПРОШЛОГО К МРАЧНОМУ БУДУЩЕМУ

После продолжительных призывов к спасению преподавания точных и естественных наук в школе пути решения этой проблемы пытались наметить на всеукраинской конференции, состоявшейся в Киеве в мае этого года...

Автор: Константин Корсак

После продолжительных призывов к спасению преподавания точных и естественных наук в школе пути решения этой проблемы пытались наметить на всеукраинской конференции, состоявшейся в Киеве в мае этого года. К сожалению, среди ее учредителей (Минобразования, Академия педагогических наук, Киевский университет имени Т.Шевченко и Национальный педагогический университет имени М.Драгоманова) не оказалось Национальной академии наук Украины и ряда других академий.

Рамки газетной статьи не позволяют разместить все результаты авторского анализа докладов и тезисов конференции. В книге ее материалов содержится почти 190 публикаций более 200 авторов. Среди них две трети - из вузов Украины, остальные почти поровну представлены исследователями-педагогами (Академия педагогических наук и институты усовершенствования учителей) и учителями специализированных и общеобразовательных школ. Есть также авторы-члены НАНУ, издатели и пр.

Школьные предметы представлены весьма неодинаково: почти 40% всех докладов по математике, около 20% - по физике, биология и химия - по 10%, втрое меньше - астрономия. Отдельные доклады трактовали изучение экологии, природоведения, основ геологии и пр. Почти 10% всех докладов касались общих и частных проблем деятельности школы и учителей. Несколько реже мы встречаем анализ проблем их подготовки, создания учебников, управления и пр.

Если расположить все работы не по предметам, а по операционной направленности, то окажется, что со значительным преимуществом лидирует методика изложения того или иного предмета, далеко позади - анализ учебников, новых средств обучения и пр. Как правило, авторы предлагают «усилить», «активизировать», «улучшить», «обеспечить». Все же публикации содержат десятки предложений - от введения в школьные программы новых предметов до восстановления прежнего уровня распространения научно-популярных печатных изданий, радио- и телепередач. Будем надеяться, что организаторы конференции смогут превратить эти разрозненные и разноуровневые предложения в стройный план восстановления роли точных и естественных наук во всей системе образования Украины («спасать» пора не только школу, но и большинство вузов).

К сожалению, сформировать и обосновать такую программу будет чрезвычайно трудно - из всех упомянутых докладов лишь один (по биологии) опирается на не личное мнение или национальную практику, а использует сравнение достижений нескольких стран (впрочем, еще в пяти случаях вскользь упоминается Россия, по два раза - США и Франция). Удивительно, но даже ученые Академии педагогических наук полностью игнорируют все, что происходит вне границ Украины, так, будто мы в сфере образования не только лучшие в мире, но и единственные. Такие подходы обещают точным наукам в школе весьма мрачное будущее. Между тем, объективное состояние нашего образования, выбор перспективных предметов требуют анализа и учета всех достижений современной сравнительной педагогики (Comparative Education), состояния и тенденций развития национального и мирового рынка труда.

В течение 90-х годов в нашей школе сохранялись прежняя структура и длительность обучения. Почти не изменилось его содержание, тщательно спланированное и сформированное еще в сталинские времена для обеспечения успеха СССР в соревновании с развитыми демократическими странами в производстве оружия - термоядерного, нейтронного, ядерного, химического, бактериологического вместе с разнообразнейшими средствами его доставки. Для широкой публики рекламировалась лишь видимая верхушка этого грандиозного «айсберга» - пилотируемые полеты в ближний космос, но тщательно скрывались десятки закрытых городов, грандиозных подземных заводов и лабораторий, сотни подводных ядерных ракетоносцев, стоимость каждого из которых превышала весь образовательный бюджет советской Украины.

Факт - СССР не создал ни одного качественного продукта для массового ежедневного потребления (не считать же таковым автомат Калашникова!), не делал даже попыток выйти на мировой рынок высокотехнологичных изделий и услуг. Физика, математика, химия и другие предметы в школе были нужны руководству СССР вовсе не для повышения качества жизни «строителей коммунизма». Они были частью комплексной системы воспитания, обучения и подготовки кадров для колоссального военно-промышленного комплекса, который, в сущности, и был тем, что именовалось СССР. Не сознавая этого, многие считают прошлое «сияющим».

К сожалению, никто из участников упомянутой конференции не предложил отказаться от всего того, что в содержании и целях обучения в школе направлено в «сталинское» прошлое и совершенно бесполезно для нашего европейско-демократического будущего. Тянуть дальше с этим мы уже не можем - наконец принят Закон об общем среднем образовании в Украине и пора всерьез подумать над тем, как превратить нашу школу в нечто по-настоящему полезное для учеников и родителей, в конечном счете - всего общества.

Автор статьи, стремясь улучшить эффективность преподавания физики довольно разнообразному контингенту, включавшему школьников, студентов, учителей и преподавателей вузов, с начала 70-х годов по публикациям ЮНЕСКО и зарубежным журналам следил за состоянием и тенденциями изучения точных наук в развитых странах. Эта информация в особом свете выявила недостатки и достоинства того, чему учили в советских школах, в частности постепенное снижение перспективности содержания и целей этого обучения.

Легко предвидимое последствие горбачевских реформ - свержение физики с трона «государственной науки №1». Впрочем, регресс общественного интереса к физике был ожидаем, он случился бы у нас и без распада СССР. История эволюции знаний человека о природе и себе свидетельствует о довольно частой смене наук-лидеров. По мере приближения ХХІ ст. лидерство среди естественных наук все явственнее переходило от физики к биологии. Несомненно, что в ближайшем будущем важность этой сферы знаний будет непрерывно возрастать.

В конце 80-х автор собрал группу коллег, преподававших физику в учебных заведениях Киева и согласившихся вместе подумать над тем, что следовало бы изменить в целях и содержании изучения в школах этой поистине замечательной науки. С самого начала наш проект учитывал мировые тенденции развития образования и нацеливался на европейскую модель школы - продолжительность обучения 11 или 12 лет с трехлетним углубленным изучением группы предметов в старших классах. Такая профильность обучения - совершенно необходимое условие международного признания школьного аттестата Украины как пропуска на первый курс университетов развитых стран.

Мы хотели предоставить всем ученикам школ на уроках новой физики жизненно важную информацию, базовые знания для безопасной деятельности в современной техносфере и понимания путей решения экологических проблем. Часть учеников школы должна глубоко изучить основы физики для успешного обучения в вузе и получения профессии ученого или инженера. Важным было также использование большого потенциала учителей Украины.

Для решения этих целей предложено 4-стадийное изучение физики. Первый шаг - изготовление на уроках труда в младших классах игрушек «физического» рода с поразительными свойствами и необычным поведением. Нужно устраивать игры и соревнования, объяснять начальные факты по физике света, звука, движения, теплоты, магнетизма и электричества. Для этой стадии известным киевским учителем А.Шапиро создана веселая и остроумная книга, но это, конечно, лишь начало.

На второй стадии школьники изучат Солнце, его систему, Землю и ее основные сферы, частично - мир живого сквозь призму необычного, рекордов и достижений. Затем их введут в мир точных наук с помощью поисков ответов на «вечные» вопросы - «Что самое большое, быстрое, сильное, яркое, громкое, горячее? Как управлять предметами на расстоянии и как изменять обычные вещества и создавать новые?» и т.п. Легко и быстро, как доказывает опыт работы тысяч кружков, дети усваивают важные сведения, у них просыпается желание искать и узнавать все новое и новое. Желательно завершить эту стадию изложением истории изобретений человека, развития технологий и производства, профессий и занятий.

Не менее важна обязательная для всех учеников третья стадия в заключительных классах основной школы. Успешно учить подростков можно только по-взрослому, предоставляя лишь несомненно важное и полезное. Курс физики должен быть не только «для всех», но и курсом обучения жизненно нужному. Учебник должен стать таким, чтобы в дальнейшем сохранялся в доме всю жизнь, а информация в нем оберегала от гибели под воздействием напряжения в единицы вольт, спасала от катастроф и аварий из-за игнорирования особенностей силы трения и т.п. Все эти знания, к сожалению, отсутствуют в современных учебниках, отличающихся соединением скуки, бесполезных сведений и, увы, даже грубых ошибок.

Четвертый этап - профильное обучение в старшей средней школе. Часть учеников должна углубленно изучать физику по улучшенной программе современных физико-математических школ. Больший по численности поток «гуманитарной» специализации может использовать созданный автором данной статьи курс интегрированного «Природоведения», изучая вначале происхождение и развитие неживой материи, позже - живого вещества, появление и усложнение организмов.

Сказанное выше в виде обоснования, пояснений, рабочих планов и программ было опубликовано в приложении к газете «Освіта» в марте 1992 г. и получило поддержку учителей физики Украины. Если Академия педагогических наук постаралась «не заметить» этой публикации, то часть сотрудников Министерства образования оценила сделанное положительно. В условиях сохранения старой структуры школы и целей деятельности «гуманитарная и новая» физика была неактуальной, ведь весь проект рационален лишь в новой школе. В его рамках созданы не только программы, но и часть учебников, а его завершение и начало практической реализации вполне возможно и не потребует десятилетий.

Автор и его коллеги готовы сотрудничать в этом направлении с Министерством образования Украины. Но захочет ли этого министр и возглавляемое им министерство?