UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕСТЫ КАК ПЯТОЕ КОЛЕСО

Подобно определенным фасонам одежды, тесты американского типа периодически становятся объектом повышенного внимания в той или иной европейской стране...

Автор: Константин Корсак

Подобно определенным фасонам одежды, тесты американского типа периодически становятся объектом повышенного внимания в той или иной европейской стране. Однажды от широкомасштабного эксперимента не удержалась и Франция, отличающаяся повышенным консерватизмом в области образования, до сих пор сохраняющего немало инноваций наполеоновских времен. Применив разработанные в США варианты тестов по математике, французы получили в итоге ребус, на решение которого несколько месяцев потратили их лучшие ученые: при тестировании лучшие ученики регулярно показывали пониженные результаты, худшие и средние - заметно или слегка повышенные. После дополнительных экспериментов и исследований ученые пришли к выводу, что тестовые измерения с их множеством легких заданий и выбором ответа из малого числа ответов чрезмерно отличались от привычных для французских школьников и подобных нашим контрольных работ с небольшим числом заданий различной сложности и без ответов. Во Франции американские тесты не столько измеряли знания учеников по математике, сколько определяли подвижность их нервной системы, уровень способностей приспосабливаться к необычному и предрасположенность к риску. Итогом этих событий стал отказ руководителей системы образования Франции от массового применения на важных экзаменах стандартизированных тестов американского образца. К сожалению, украинское руководство проигнорировало в 94-95 гг. французский опыт, хотя было осведомлено о нем.

Если ознакомиться с применяемыми в различных странах методами слежения за прогрессом учеников и студентов путем измерения накопленных знаний и приобретенных умений и навыков (т.н. системой педагогических измерений), то поражает, что фактически каждая страна делает это по-своему. Часто система педагогических измерений является самой консервативной частью системы образования, формируясь вместе с ней сотни лет. Подобно отсутствию некритикуемых систем образования, нет и идеальных систем педагогических измерений. Более того, можно даже утверждать, что в среднем в мире количество претензий к ним в течение последних десятилетий постоянно возрастает. Объяснений последнему обстоятельству столь много, что укажем лишь часть главных, не ранжируя их по глубине влияния на педагогические измерения.

Самый заметный фактор - переход от элитных видов образования ко всеобщим и обязательным, на уровне высшей школы - к массовым, охватывающим половину и более соответствующей возрастной группы. В рамках элитного образования требовалось всего лишь отсечь наименее подготовленных, не заботясь об их судьбе, - государственную ценность представляли лишь несколько процентов всех учащихся. С такой простой задачей справлялись привычные нам формы устных и письменных экзаменов, хотя их объективность часто была очень низкой. В современных условиях «отсекать» нельзя по той простой причине, что «выбросить» на улицу или направить в почти ничему не обучающие профтехучилища уже невозможно - и по законам, и «по жизни» необходимо учить практически всех и как можно дольше. Не только у нас, но и во многих других странах конфликт старых приоритетов во время всех педагогических измерений и новых высших общественно-экономических требований становится слишком острым и все более опасным.

Почти столь же очевидно то, что удвоение с периодом 10-12 лет объема знаний о природе и обществе, ежегодное рождение новых больших наук (чего стоит одна экология!) в сочетании с ошибочным убеждением (оно было менее ошибочным в далеком прошлом), что школа в данное время способна и обязана впихнуть в головы учеников основы всех накопленных на этот момент знаний, привели к весьма печальным последствиям. Ученые-педагоги, отказавшись от отбора действительно нужного, с азартом вводят новые предметы и обновляют (т.е. расширяют) программы старых. Они преуспели - лишь отдельные школьники-уникумы удовлетворяют «педагогическим стандартам», для остальных же от класса к классу учение становится все менее интересным, а экзамены все более ненавистными.

Последнее достижение такого типа в Украине - инспирированные ВАК программы аспирантских экзаменов, предполагающие идеальное знание всего-всего того, что создала данная наука от времен Адама и Евы до наших дней. Несложно предсказать, что изучение и сдача такого объема материала навсегда отобьет у многих аспирантов желание творить в данной науке.

Еще один фактор - изменение характера труда. Еще столетие тому назад школа и вуз не имели информационных конкурентов, обеспечивая выпускников почти пожизненной информацией. Работа не требовала новых больших знаний, росли лишь производственные навыки. Необходимость изменений специальности была уникальным явлением. Наше время - эпоха непрерывного образования, а наша школа и вуз готовят к чему угодно, но не к этой жизненно важной деятельности. Рынок труда в лице работодателей (преимущественно из частного сектора) уже давно требует новых акцентов в обучении. Отметим мимоходом, что по важности для успешной современной карьеры абсолютный объем знаний выпускника вуза откатился на третье или четвертое место среди тех его характеристик, которых жаждут нынешние работодатели. Главное - умение быстро и эффективно учиться, желание совершенствоваться, способности «держать удар» и адаптироваться к новому. Но именно эти-то качества и умения современные методы педагогических измерений определяют исключительно плохо. Еще хуже то, что вся наша система обучения не ориентирована на формирование новых качеств у выпускников школ и вузов.

Известно, что обострение потребности - главный побудительный мотив начала серьезной деятельности человека разумного. Вот и тесты американцы изобрели не как рождественский подарок. После раздумий и опытов они решили, что стандартизированные тесты являются их последней надеждой определить уровень знаний школьников и студентов, так как каждое учебное заведение в США имеет почти неограниченные возможности применять собственный набор предметов, не говоря уж о содержании их программ. Нам, учившимся по немыслимо стандартизированным учебникам у несчастных учителей, вынужденных произносить в день Х и час У только предписанное рабочими учебными планами (выполнение этого требования проверялось, да еще как!), просто невозможно вообразить масштаб американской свободы и все ее положительные и отрицательные последствия для образования и экономики. Иное дело Украина. При имеющемся уровне стандартизации обучения американские школьные тесты нужны нашей школе гораздо меньше, чем пятое колесо телеге.

Но вернемся к потребности усовершенствовать педагогические измерения и приблизить их возможности к приоритетам современного общества. Как вы уже догадались, возникла специальная наука, фигурирующая пока под разными названиями (квалиметрия, доцимология и др.). Главные ее достижения еще впереди, укажем в этой статье лишь основное, касающееся критериев качества педагогических измерений.

Среди главных выделяются четыре - объективность, надежность, валидность и точность. Объективность экзамена или другого измерения - независимость его результатов от состояния, личностных качеств и прочих характеристик тех, кто их готовит и проводит. Лучший способ обеспечения объективности - стандартизация экзаменов. Истинная объективность касается всех стадий и процедур, включая использование и распространение результатов экзаменов.

Надежность педагогического измерения характеризует устойчивость его результатов, их высокую повторяемость на дополнительных экзаменах. В педагогике обеспечить абсолютную надежность невозможно хотя бы из-за большого влияния на результаты измерений состояния ученика или студента, хотя стремиться к максимальной надежности можно и нужно.

Валидность измерения - его комплексная характеристика, являющаяся мерой получения в результате экзамена данных именно о том, что планировалось определить и измерить. Следует обеспечить надлежащее (валидное) содержание вопросов и задач, пригодность методов и средств, правильное планирование и прогноз результатов.

Степень точности измерения определяет систематическую ошибку, зависящую в первую очередь от особенностей применяемого метода. Значительную помощь педагогам может оказать математика (теория ошибок и статистика).

Читателям могут быть интересны выжимки из таблиц, составленных автором для всех применяемых в наше время форм педагогических измерений - наблюдения, устного опроса, письменного экзамена, интервью, стандартного и нестандартного тестирования. Ограничимся двумя из них - письменным экзаменом и стандартизированным тестированием, приведя в левой колонке положительные аспекты, в правой - отрицательные.

Основные аспекты аналогичной таблицы особенностей хорошо подготовленного стандартного американского тестирования имеют следующий вид:

В заключение приведем одно сравнение - абсолютизация тестов как единственной формы педагогических измерений подобна попытке принудить нас всех питаться одним и тем же блюдом.