UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тесты и политика

Даже не ожидалось, что это событие получит такую громкую огласку. 22 апреля вся страна, без преувеличения, проходила тестовое испытание...

Автор: Лидия Суржик

Даже не ожидалось, что это событие получит такую громкую огласку. 22 апреля вся страна, без преувеличения, проходила тестовое испытание. Впервые оно происходило во всеукраинском масштабе. За ним с замиранием сердца следили не только участники — выпускники и их родители, люди, причастные к его организации и проведению, но и те, кого это непосредствен­но не касалось. И если ажиотаж, накануне наблюдавшийся в школах, вполне понятен, то возбуждение по поводу независимого тестиро­вания на политическом олимпе для многих стало большой неожиданностью. Вместо ободряющих слов выпускники и их родители услышали из уст премьер-министра резкое заявление о нарушении прав учени­ков и будущих студентов. Особенно взволновала фраза о проведении экст­ренного заседания Кабмина, на котором проведение обязательного тестирования может быть поставлено под сомнение (и это в преддверии тестирования!). Многие восприняли это как намерение отменить внешнее независимое оценивание. Правда, на следующий день Ю.Ти­мошенко уточнила: дескать, ее неправильно поняли — об упразднении тестирования речь не идет, правительство только выяснит, не нарушаются ли права будущих студентов. После этого можно только представить состояние более полумиллиона потенциальных участников тестирования, их родителей и учите­лей. Слава Богу, люди смогли понять подтекст такого заявления и потому не все поддались панике. Как рассудительно заметил один из участ­ников тестирования, следует просто отделить тесты от политики.

Итак — юное поколение выбирает тесты. Об этом убедительно свидетельствуют результаты социологи­ческих и интерактивных опросов, о чем в «ЗН» уже сообщалось. В независимом оценивании знаний по украинскому языку и литературе приняло участие 90 процентов предварительно зарегистрировавшихся. Жаль, что его результаты станут известны только 30 мая. А тем временем выпускники будут сдавать тесты по другим дисциплинам: в частности, 29 апреля — по математике, 7 мая — по истории Украины.

Поступление в высшие учебные заведения в этом году будет осуществляться на равных для всех условиях — по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО). Конечно, конкурсного состязания при этом не избежать, однако это будет конкурс сертификатов, а не «кошельков». У многих родителей наконец забрезжила надежда, что их умный и прилежный ребенок сможет поступить по знаниям, и не придется продавать половину имущества, чтобы платить за обучение.

Однако общественная значимость этого события (внедрение ВНО в масштабе страны), безусловно, не исчерпывается только преодолением коррупции при поступлении в вузы, возможностью иметь равный доступ к высшему образованию. Не менее важно то, что результаты широкомасштабного тестирования дадут возможность объективно оценить уровень знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений.

Понятно, что тема тестирования сегодня одна из самых горячих, ее оживленно обсуждают на всех уровнях, в средствах массовой информации. Некоторые при этом пытаются выискать только негатив, акцентируя внимание на отдельных недостатках или недосмотрах при проведении массового тестирования. Особо отличаются политики, упорно подогревая страсти вокруг тестирования. Просто удивительно, если уж их так волнуют вопросы внедрения независимого тестирования, то почему мы не знали об этом раньше? Где они были, по крайней мере, последние четыре года? Ведь переход к ВНО осуществлялся постепенно, поэтапно: поначалу это были так называемые пилотные проекты, во время реализации которых происходила «обкатка» модели тестирования, готовилась соответствующая законодательно-нормативная и материально-техническая база, а в прошлом году независимое тестирование проходило уже около 120 тысяч школьников. И никто не поднимал шум о «тотальном эксперименте над детьми». А теперь, когда вплотную встал вопрос о «равных условиях для всех», вдруг появились «защитники» прав детей. Интересно, о чьих детях они сегодня так пекутся?.. Не может не удивлять «антитестовая» активность «регионалов», в частности, зампреда парламентского комитета по вопросам науки и образования Дмитрия Табачника, который также считает, что Министерство образования и науки незаконно экспериментирует над школьниками, поскольку не внесены изменения в законы о среднем и высшем образовании. Так кто виноват (не МОН, в конце концов) в том, что парламент не дееспособен и не принимает нужных законов?

В среду проблемы внедрения независимого тестирования обсуждались на расширенном заседании Кабинета министров. Опять-таки удивляет: почему именно сейчас члены правительства забеспокоились о состоянии готовности к проведению ВНО? Разве этот вопрос не заслуживал того, чтобы рассмотреть его заблаговременно, как это полагается, когда речь идет о серьезных нововведениях?

В конце концов тестирование никто не сорвал (хотя некоторые политики и пытались), оно состоялось, причем проходило под внимательным общественным контролем. Стоит также заметить, что в такой ситуации, при таком количестве злопыхателей никому не удалось отловить «утечку» тестовых заданий. Кстати, к плюсам внедрения ВНО учителя относят и то, что школьники-одиннадцатиклассники в течение этого учебного года меньше били баклуши, а сидели за учебниками, не надеясь, как раньше, на лояльность учителя или возможности родителей.

После заседания Кабмина министр образования и науки Украины Иван Вакарчук согласился ответить на несколько вопросов журналиста «Зеркала недели».

— По вашему мнению, как прошло тестирование? Как бы вы оценили его организацию? Какие видите просчеты?

— По информации, которой я владею, — а это и данные из областей, и выводы общественных наблюдателей (их было около шести тысяч, в том числе зарубежных), и оценка общественных организаций (почти 80) — общенациональное тестирование прошло четко, организованно и с высоким уровнем ответственности. Ему предшествовала огромная подготовительная работа, и, пользуясь случаем, я хотел бы выразить глубокую благодарность работникам МВД, СБУ, МЧС, Минтрансу, МЗ, Государственной службе охраны, сотрудникам Международного фонда «Відродження», руководителям главных управлений образования — всем, кто принимал участие в этом сотрудничестве. Особая благодарность — нашим детям, которые, несмотря на недоброжелательную пропаганду, направленную на то, чтоб тестирование не состоялось, все-таки пришли сдавать тесты. Всего во ВНО приняло участие 462282 выпускника — 90 % зарегистрированных. Таким образом, впервые во всеукраинском масштабе удалось осуществить «срез» знаний по украинскому языку и литературе. И я рад, что мы смогли избежать многих рисков и провести тестирование на высоком уровне. Мы тщательно проанализируем недостатки, чтоб избежать их в дальнейшем. Однако, по свидетельствам наблюдателей, серьезных «проколов» не было.

— Для участия в тестировании зарегистрировалось 512 тысяч, между тем сдавало тесты значительно меньшее количество выпускников.

— Понятно, что при таком масштабном мероприятии возможны разные ситуации — кто-то опоздал или забыл паспорт (или удостоверение личности), другой заболел, у кого-то изменились планы относительно поступления в вуз, а часть участников, возможно, не явилась потому, что поверила громким политическим заявлениям. Необходимо учесть также, что часть выпускников профтехучилищ зачисляют на второй курс вузов II уровня аккредитации на сродные специальности, а потому им не нужно проходить тестирование. Конечно, мы еще детально проанализируем ситуацию, но тем, кто по весомым причинам не успел пройти ВНО, волноваться не следует: у них есть шанс сдать тесты с 26 июня по 4 июля.

— Со стороны отдельных политиков звучали упреки, что «внедрение ВНО лишает выпускников прошлых лет возможности поступить в высшее учебное заведение». Если, к примеру, у человека уже есть диплом или у него незаконченное высшее образование?

— Если человек хочет получить высшее образование по другой специальности, то ему, разумеется, нужно поступать на первый курс на общих основаниях. Если же у вузов II и III—IV уровня аккредитации сродные программы и между этими вузами есть соответствующие соглашения, то, к примеру, выпускник колледжа поступает на старшие курсы, и проходить тестирование ему нет необходимости.

— Насколько справедливы жалобы, что МОН «незаконно экспериментирует над выпускниками»?

— Я бы хотел предостеречь тех, кто прибегает к подобным огульным обвинениям. Ведь очевидно: у тех, кто в последние дни нагнетает страсти вокруг внедрения тестирования, есть какие-то свои интересы, речь идет прежде всего о политических дивидендах. К сожалению, в эту политическую турбуленцию мы втягиваем и детей.

Внедрение ВНО базируется на соответствующих нормативно-правовых основах. Есть постановление Кабинета министров, указ президента, программа деятельности правительства, закон о Государственном бюджете на 2008 год, которым предусмотрены средства на проведение независимого тестирования учеников. Осталось внести соответствующие изменения в Закон Украины «О высшем образовании», которые уже наработаны, прошли обсуждение в профильном комитете ВР, и хочется надеяться, что Верховная Рада в ближайшее время их утвердит.