Кажется, что прошедшая вступительная кампания отшумела в СМИ главным образом одной темой: как с помощью независимого тестирования бороться с коррупцией. По традиции, на страницах газет появились сводки с «полей сражений» — битва за чистоту вступительной кампании потребовала немалого напряжения сил. Созданы принципиально новые программные средства и даже независимый отдельный центр тестирования, который может прислать случайно выбранного оператора принять экзамен...
Но позвольте, такая ли это новинка, так ли уж гарантированно тесты превосходят обычную процедуру экзамена и так ли уж защищены от злоупотреблений? И самое главное: во что это все обойдется?
Словом, как всякая перемена в давно установившейся системе, переход на тестирование вызывает массу вопросов. Причем вопросов серьезных, поскольку перемены планируются кардинальные. Не пришлось бы снова говорить о том, что, мол, хотели как лучше...
Надо заметить, что для многих вузов тестирование вместо традиционных вступительных экзаменов в этом году стало неожиданностью. Ведь министр образования и науки уверял, что переход к новой системе оценивания знаний будет постепенным, чтобы в суматохе не допустить ошибок. Это, в свою очередь, породило много вопросов. Зачем нужна такая поспешность? Действительно ли тесты способствовали объективной оценке знаний? Можно ли было качественно подготовить эти тесты в столь сжатые сроки, не говоря уже об их апробации?
Окончательные итоги вступительной кампании-2005 пока еще не подведены, и общественность ждет их с нетерпением. А тем временем интерес к теме тестирования не ослабевает, скорее, наоборот. В связи с этим интересно было услышать мнение по поводу этой горячей темы самих просвещенцев. Прокомментировать ситуацию с тестированием, в частности с объективностью вступительных экзаменов, мы попросили ректора Украинской академии внешней торговли (УАВТ), доктора юридических наук, профессора Александра ПОКРЕЩУКА. (В свое время ректор УАВТ сказал в интервью нашей газете, что «в Украинскую академию внешней торговли приходят в основном люди, которые уже четко представляют, чего они хотят достичь в жизни. Наша задача — вооружить их соответствующими знаниями»).
— Мы считаем, что повышение уровня подготовки наших выпускников, обеспечивающих конкурентоспособность страны на внешних рынках, должно базироваться на максимальной интеграции научных исследований в учебный процесс, — сказал Александр Алексеевич. — Главный ресурс академии — ее профессорско-преподавательский состав. Но ученый остается ученым, лишь занимаясь научной работой постоянно. И результаты его научной работы, попадая студентам «из первых рук», делают их высококвалифицированными специалистами.
В числе предпринимаемых для этого мер были и кадровые. Новый проректор по научной работе, кандидат физико-математических наук Евгений Пилянкевич, как оказалось, был одним из тех, кто стоял у истоков внедрения тестирования в Украине.
— Система тестирования для Украины — вовсе не новинка, — рассказал Евгений Александрович. — Садясь в автомобиль или автобус, вспомните, что экзамен на права сдается по системе тестирования, вне зависимости от того, сдает его будущий профессионал или автолюбитель. Приходя на прием к врачу, имеющему украинский диплом, вы доверяете свое здоровье, даже жизнь человеку, прошедшему через систему тестирования. Каждый украинский врач вот уже почти полтора десятка лет садится к компьютеру и сдает тесты. Я возглавлял одну из первых команд, создававших эти системы тестирования, и даже с ностальгией вспоминаю времена, когда еще на первых восьмиразрядных компьютерах мы создавали учебно-аттестационные комплексы. Заложенные в основу этих систем концепции работают до сих пор, а программы меняются только с появлением новой техники.
— Насколько объективно, по-вашему, засчитывать провал в случае, когда тестируемый все знал и отвечал правильно, но на последнем шаге ошибся? И насколько вероятен случайный успех — правильность выбора наугад?
— Опыт медицины и управления автомобилем подсказывает ответ. Пусть интуиция помогла вылечить больного и избежать аварии — в зачет идет спасенная жизнь; а если катастрофа произошла из-за неправильных действий того, кто, вообще-то, все знал — в зачет идет утерянная жизнь. Тест ближе к жизни: он заставляет студента ориентироваться на результат, а не на оценку готовности.
Собственно говоря, тестирование уже начало внедряться в практику академии. Пока только для текущего контроля знаний, но преподаватели использовали тесты в своей повседневной практике. И, к сожалению, на первых этапах затраты преподавательского времени на проверку тестов оказывались абсолютно неоправданными. Квалифицированный преподаватель, профессор, тратил на механическую работу — проверку теста — время, которое мог бы посвятить научной работе, написанию учебников. Поэтому мы поставили перед собой задачу организовать проведение тестов с помощью современных технологий. Следующим запланированным этапом должно было стать централизованное проведение ректорских контрольных в режиме тестирования, а затем — включение в эту технологию всего учебного процесса.
Хочу подчеркнуть: работа квалифицированного преподавателя — составление тестов. Их проверка — функция технического подразделения, занимающегося эксплуатацией программно-аппаратного комплекса (за этим громким названием скрывается два специалиста, которые для каждой контрольной формируют билеты из хранящегося в базе данных массива тестов, и проверяющие ответы — путем сканирования заполненных студентами бланков ответов; два компьютера и высокоскоростной сканер). Преподаватель не имеет возможности вмешаться в тестирование — он просто не допущен к процессу тестирования, а проверяющий не может исказить результаты — он просто не знает, какие ответы правильные.
— Вы хотите сказать, что вмешаться в ход проверки невозможно?
— Случайно выбранные из общего массива вопросы делают билеты уникальными; перечня правильных ответов на билет ни у кого на руках нет. На сдаваемом заполненном бланке нет вопросов — указан только номер билета. Для программы проверки этого достаточно, поскольку правильные ответы в памяти компьютера есть, а вот возможное вмешательство исключено — билет с вопросами изымается после завершения ответа и хранится отдельно. Более того, абитуриент анонимен: в системе нет его имени и фамилии, а только уникальный номер, который присвоен его экзаменационному листу. Таким образом, для того чтобы вмешаться в процесс тестирования, нужно, чтобы в сговор вступили по меньшей мере четыре человека, причем они должны достаточно хорошо понимать работу системы — а она намного сложнее описанной схемы. (Способ защиты системы — это наше ноу-хау).
— Не вызвало ли введение такой защищенной системы недовольства и сопротивления?
— Вызвало, да еще и какое!.. И это свидетельствует о неготовности людей к переменам. Но результат говорит сам за себя — серьезных сбоев у нас не было. Небольшая проблема возникла из-за того, что некоторые абитуриенты заполнили бланки цветными ручками, а сканер был настроен только на черные (мы выдавали их всем абитуриентам!). В другом случае сканер не смог понять, что равномерное цветовое пятно — след от бутылки кока-колы (такого, извините, не предусмотрели. В следующий раз предупредим: на экзамене не пить.). Да, нашелся оригинал, который месяц написал римскими цифрами. Так на то и нужен оператор сканирования... И в двух случаях компьютер неправильно распознал номера билетов, написанные на бланках. Абитуриент, с которым это произошло, подал апелляцию и попросил вручную проверить его работу. Он убедился, что никакого нарушения его прав не произошло, и прослушал дополнительную лекцию о работе распознающих систем. Откровенно говоря, я рад, что этот молодой человек стал нашим студентом, мне понравилась его настойчивость. Правда, такую ошибку больше никто не повторит: мы знаем, как ее исключить техническими средствами.
Короче говоря, проверка всего потока заняла один вечер. И на следующий день результаты были готовы. Подчеркиваю: результаты экзамена. Было много сообщений о том, что сканирование заканчивается через полчаса. Сканирование — да. Распознавание — увы, тоже нет.
Итак, Украинская академия внешней торговли воспользовалась отечественными наработками в области тестирования, апробированными на практике, в сочетании с современными программными и техническими средствами. И теперь мы планируем, во-первых, внедрять эту технологию в практику учебного процесса, высвобождая квалифицированные кадры для научной работы. Во-вторых, УАВТ нашла возможность использовать новую технологию не только для повышения качества контроля, но и для высвобождения ресурсов для улучшения качества подготовки студентов и научной работы. В-третьих, УАВТ начинает издание пособий — тестовых вопросов для самоподготовки и самопроверки по предметам, которые сдаются на вступительных экзаменах. В-четвертых, начинает ввод в эксплуатацию системы дистанционного тестирования — в первую очередь, для заочников и для тех, кто хотел бы проверить себя и уровень своей подготовки перед принятием решения о выборе профессии и вуза.
Кроме того в наших планах есть и другие направления развития этого инновационного проекта, но не будем пока забегать вперед.