Более четверти миллиона старшеклассников, проживающих в странах—членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прошли унифицированное тестирование. Его цель — определение сравнительного качества школьного образования. 15-летним школьникам предлагалось проверить свои навыки в области грамотности, точных и естественных наук, а также ответить на вопросы, связанные с ситуациями из повседневной жизни.
Результаты тестирования оказались не такими уж неожиданными, но все же достаточно показательными. В первую очередь для американцев. Почетное пятое место с конца (хуже американцев читают и считают лишь в Греции, Португалии, Люксембурге и Мексике), по словам министра образования США Рода Пейджа, не может удовлетворить страну, стремящуюся сохранить свое лидирующее положение в глобальной экономике. Число американских школьников, показавших наилучшие результаты, приблизительно равно количеству наиболее преуспевающих школьников из стран-победительниц, в частности Финляндии. Однако общие результаты были существенно ухудшены показателями тех американских школьников, которые оказались вообще не способными справиться с заданиями. И эта ситуация еще больше обострила общенациональную дискуссию о том, как следует поступать с теми школами, которые не в состоянии обеспечить должный уровень подготовки учащихся. В первую очередь в таких случаях речь идет о школах, расположенных в наиболее бедных городских кварталах и в сельской местности. Опыт той же Финляндии показывает, что возможность предоставить равноценное образование детям вне зависимости от уровня материальной обеспеченности их родителей все же существует.