UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тестирование — шоковая терапия для образования?

В образовательной сфере Украины нет сейчас, пожалуй, больнее вопроса, чем внедрение внешнего тестирования...

Автор: Алина Бажал

В образовательной сфере Украины нет сейчас, пожалуй, больнее вопроса, чем внедрение внешнего тестирования. Дискуссия вокруг него обретает все новые витки. Масла в огонь подлил своим указом и президент. За неполный учебный год эксперимент должен распространиться на всю страну. Возможно ли в столь сжатые сроки внедрить внешнее тестирование (ВТ) в масштабах всей Украины? А может, лучше было бы внедрять его поэтапно, на протяжении 2006—2007 гг., чтобы избежать шоковой терапии для системы образования?

Единый письменный экзамен для выпускников школ/абитуриентов, проводимый независимой организацией, вызывает массу вопросов, однозначных ответов на которые пока нет. Естественно, это серьезный повод для беспокойства в обществе. В частности, учителей волнует снижение авторитета школы в оценивании знаний. Вузовскую профессуру — то, что не смогут формировать контингент своих студентов. Ну а мальчишки и девчонки, а также их родители просто растеряны. Что ждет их через год? Как к этому готовиться? Учителя разводят руками… Государство же чего-то хочет, но при этом загадочно молчит. Не оттого ли, что еще не определилось с собственными желаниями?

На страницах «ЗН» публиковались разные мнения как сторонников, так и противников внедрения внешнего тестирования. Наш разговор — с людьми, знающими изнутри его «кухню», достоинства и подводные камни. Это — Лилия ГРИНЕВИЧ, директор Центра тестовых технологий — проекта Международного фонда «Відродження», и Альгирдас ЗАБУЛИОНИС, старший консультант «Anglia Assessment Ltd», независимой компании, предоставляющей консультативные и тренинговые услуги в области оценивания институтам и организациям.

— Как вы считаете, готова ли Украина ко внедрению внешнего тестирования на общегосударственном уровне?

А.З. На мой взгляд, система внешнего тестирования как таковая в Украине пока не сформирована. В Украине нет ни давних традиций тестирования, как в Англии, ни каркаса законодательных норм, на основе которых могла бы строиться система, как, например, в Латвии. Есть огромное желание, энтузиазм. Есть идеи, наработки, результаты экспериментов. Есть, наконец, зарубежный опыт, на который можно опереться…

Л.Г. На основе всего этого Центром тестовых технологий была разработана концепция внешнего оценивания для нашей страны. Однако нормативно-правовая база еще не готова, не утвержден проект постановления Кабмина. И мы не можем даже четко сказать, какой видит модель внешнего тестирования украинское правительство.

А.З. Сейчас ищется компромисс между желаемым и возможным. В этом поиске участвуют и абитуриенты, и их родители, и школы, и вузы, и центры тестирования, и государственные мужи. Когда компромисс будет четко зафиксирован хотя бы на бумаге, можно будет анализировать достоинства и недостатки.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем видении внешнего тестирования в нашей стране. Прежде всего, для кого оно должно проводиться — только для абитуриентов или же для всех выпускников?

Л.Г. Мы предлагаем, чтобы в 2006 году тестирование проходили только те, кто хочет поступить в высшие учебные заведения. Это около 85% наших выпускников, поэтому можно утверждать, что результаты дадут достаточно объективную картину эффективности среднего образования, а также покажут разницу между обучением в разных школах, селе и городе и т.п.

— Тесты — на бумаге или на компьютере?

Л.Г. В большинстве стран практикуется тестирование на бумажных носителях. Мы склонялись к этой модели и на протяжении трех лет проводили эксперимент по разработке технологии внешнего оценивания на бумажных носителях. Но насколько эта модель может сработать в 2006 году в такой большой стране, как Украина? Ведь нужно напечатать огромное количество тестов, да так, чтобы не произошла утечка информации (например, делать это за границей, как Грузия — в Великобритании), доставить их на место тестирования, а потом — на место проверки. Поэтому мы видим большие риски этой системы. Другой, альтернативный вариант — компьютерное тестирование в соответствующих учебно-экзаменационных центрах по всей стране, что лучше с точки зрения защиты информации, но тоже имеет свои недостатки.

— Удастся ли при этом избежать огромных очередей?

Л.Г. Это уже вопрос разведения тестирования во времени, — абитуриенту четко должны сказать, куда и когда ему прийти. Есть другие проблемы. С одной стороны, создание такой огромной инфраструктуры требует финансовых затрат, а с другой — уровень компьютерной грамотности наших выпускников далек от желаемого. Ведь в Украине есть такие старшеклассники, которые компьютер в глаза не видели. Значит, для того чтобы система начала действовать в июне, самое позднее с марта нужно провести пробное тестирование, и не одно, всех потенциальных абитуриентов, которые никогда не работали с компьютером. А значит, у нас практически нет времени, сроки очень сжаты.

— Многих беспокоит вопрос сохранения в тайне содержания тестов. Все-таки у людей, работающих над ними, могут быть дети, внуки, дети друзей, которые тоже собираются поступать…

А.З. А почему вы думаете, что в Украине не найдется несколько честных, незаинтересованных людей? Разве секретность — проблема только просвещения? Есть ведь государственные, военные тайны, которые хранятся и не разглашаются. В этом плане украинская система образования не сталкивается с каким-то новым препятствием. Оно успешно преодолевается в Словении, Польше, Чехии, Латвии, Литве, Эстонии, Грузии…

Л.Г. Специалисты, принимающие участие в разработке тестов, берут обязательства по поводу неразглашения конфиденциальной информации. Обычно этих людей, видевших целый тест или чаще его часть, немного, и в случае утечки информации круг подозреваемых узок.

А.З. Коррупция при поступлении — проблема ментальности нашего постсоветского общества. В Америке задача борьбы с ней при внедрении тестирования не ставилась вообще. Есть гораздо более важная цель: создать равные условия для дальнейшего развития всех абитуриентов, независимо от социального статуса и обеспеченности их семей. Одинаковые по сложности задания, одинаковые и прозрачные условия сдачи и проверки тестов это гарантируют.

— Нужно ли публиковать задания тестов после того, как прошло тестирование?

А.З. В странах, где разработкой и внедрением тестов занимаются частные компании, в их интересах свято хранить коммерческую тайну. В США был предъявлен иск такой компании за необнародование тестовых заданий. В результате в одном из штатов суд постановил их публиковать.

Наши центры существуют на государственные деньги, поэтому не применять тесты в учебном процессе после их использования нет смысла. Предъявив тест общественности, вы показываете, что ваш продукт — высокого качества, а также подаете знак учителям, на что нужно ориентироваться.

— Но не сосредоточатся ли ученики исключительно на решении тестов, вместо того чтобы овладевать общим материалом по программе?

А.З. Если публиковать исключительно сборники вопросов-ответов, которые попадутся в тесте, конечно, никто не будет учить ничего, кроме таких сборников. Но если описывать программу экзамена точными, но общими словами: какие навыки будут тестироваться, какой круг тем из школьной программы будет охвачен — абитуриент будет знать, на что ему ориентироваться.

— Поговорим о проверке тестовых заданий. Задания множественного выбора, конечно, эффективнее обрабатывать на компьютере. А как насчет творческих заданий, где нужно написать свое мнение, доказать что-то?

А.З. Нужно учитывать, сколько человек сдают тест, сколько времени отведено на проверку. В Америке, где тестирование проходят миллионы ребят, его пытаются «ужать» в формат multiple choice. Но, конечно, тест на знание родного языка вряд ли сдаст тот, кто умеет только закрашивать квадратики. Необходимо хотя бы небольшое сочинение. Также, например, и в математике важно, угадал ученик результат или вывел при помощи формул. Компьютер не может оценивать рукописный текст. Поэтому развернутые ответы на вопросы, естественно, закодированные, должен проверять педагог. А результаты «ручной» проверки будут занесены в компьютерную базу данных наряду со всеми прочими.

— У каждого вуза своя специфика. Требования к знаниям абитуриента в классическом университете и каком-нибудь прикладном вузе, естественно, различаются. Могут ли вузы устраивать дополнительные экзамены после тестирования, чтобы выбрать лучших из лучших?

А.З. За вузами должен остаться творческий конкурс. Принимать в театральный человека без актерских способностей, а на журналистику — бездарного графомана только по результатам общего внешнего тестирования, конечно же, глупо. Но дублировать экзамены по школьным предметам нецелесообразно. Ведь от абитуриента требуется всего лишь хорошее знание школьной программы, которое проверяется на внешнем тестировании.

— Когда наш выпускник из обычной общеобразовательной школы приходит на подготовительные курсы, скажем, в технический вуз, он бывает шокирован объемом новой информации, о которой в школе слыхом не слыхивал…

Л.Г. Действительно, сейчас для поступления на некоторые специальности абитуриенту нужно столько дополнительной информации, что потом он все это повторно изучает на первом курсе вуза. Проблема — в несогласованности требований школ и вузов к содержанию экзаменационных заданий. Нам необходимо навести мост между школой и высшим учебным заведением. Для этого за круглым столом должны собраться работники вузов, представители академической сферы, учителя-практики, имеющие представление о реальном процессе учебы в средней школе, и вместе выработать общий стандарт. Это и школу стимулировало бы, и вузы удержало от непомерных требований.

А.З. Кстати, система образования в Америке получила толчок к развитию, когда родители начали… подавать на школы в суд. Например, за то, что ребенку не вычитали ту или иную тему, из-за чего ему пришлось тяжело при поступлении. Учитель должен отвечать за подготовку своего ученика.

— Кто будет принимать участие в разработке тестов? Например, в этом году в киевских вузах абитуриентам сказали, что тесты разработаны при участии академических институтов…

— Разработкой тестов могут заниматься и учителя, и преподаватели вузов, и ученые, тут главное — глубокие знания плюс талант к сочинению тестовых заданий. Не важно, академик ты или педагог-практик. Либо ты умеешь это делать, либо нет.

Очевидно, что в ситуации, когда результат теста решает судьбу человека, задания должны быть апробированы, чтобы в них не содержалось нечетких ответов, неоднозначных трактовок, ошибок и т.д. В случае компьютерного тестирования вариантов теста будет намного больше, чем в случае бумажного. Здесь также нужен осторожный подход. Некоторые университеты случайным образом генерируют тестовые задания из своей базы данных. В результате в одной аудитории используются варианты, несопоставимые по сложности. Абитуриент попадает в зависимость от слепого случая. Это недопустимо.

— Значит ли это, что вариант теста должен быть один-единственный?

Л.Г. Нет. Но если мы говорим о равенстве условий, задания вариантов должны быть аналогичны по сложности. Поэтому нужны специалисты по стандартизации или же применении методик шкалирования результатов. Мы видим свою задачу в том, чтобы научить педагогов методикам интерпретации результатов, объяснить их важность и необходимость. К сожалению, наука о педагогических измерениях в Украине только начинает зарождаться…

В заключение хотела бы напомнить: времени до вступительной кампании-2006 осталось немного. Думаю, настал критический момент для четкого политического решения: будем мы это делать на национальном уровне или не будем? Поэтапно или сразу? Есть у нас на это ресурсы или нет? Если решаем внедрять на будущий год, государство должно четко разработать нормативно-правовую базу и выделить сразу все необходимые средства, чтобы интенсивная подготовка началась уже сейчас. Иначе эксперимент рискует стать провальным. Ведь девять мам за месяц ребенка не родят.