UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАЙНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

О школьных проблемах заговорили во Франции все масс-медиа: начало учебного года совпало с началом ...

О школьных проблемах заговорили во Франции все масс-медиа: начало учебного года совпало с началом активной деятельности нового правительства, а левые в своих предвыборных программах, зная о том, что волнует миллионы французов, обещали навести порядок и в этой сфере.

Первая же «тайна», которую решило «рассекретить» министерство образования, поразила страну: оказалось, что сегодня, на исходе второго тысячелетия, каждый десятый француз совершенно неграмотен. Для иллюстрации телевидение показало такой невинный сюжет. Судья по делам несовершеннолетних, сделав внушение юному воришке, предлагает подростку и его матери прочитать и подписать предупреждение: он прощен лишь на первый раз. Но ни мать, ни сын (ученик колледжа!) с азбукой не в ладах, и судье приходится самому читать им вслух документ. Матери около сорока, выглядит вполне респектабельно, устная речь ничуть не выдает ее дремучести. Она тоже училась в школе и даже добралась до лицея...

И официальные органы, и специалисты по образованию, и пресса вынуждены лишь констатировать неблагополучие, обращая внимание на самые вопиющие факты, но никто не предложил (да и вряд ли мог бы предложить) какие-то конструктивные меры. По общему мнению, главную причину надо искать в некомпетентности учителей, в их неспособности заниматься именно этой профессией, в отсутствии к ней интереса. Во Франции очень сложная система получения права преподавать на различных ступенях школьного образования - от дошкольных классов до лицея, переход с одной ступени на другую требует новых экзаменов, дополнительной практики, тестирования и т.д. У учеников нет особого стимула получать общие знания - слово «безработица» они познают вместе со словами «мама» и «папа». Учителю тоже ни к чему отличаться квалификацией: и зарплата (в зависимости от стажа она составляет, после вычета налогов, от 8 до 18 тысяч франков в месяц), и срок каникулярного отпуска (14-15 недель в году) практически не изменятся от того, что учитель поднимется на ступеньку выше. К тому же он зависит от инспекторских аттестаций, классические образцы которых приведены в прессе: «слишком болтлив», «нервозен», «тугодум», «пропускает ошибки»... Учителя не остаются в долгу - ведь они тоже дают аттестации своим ученикам. «Посредственность», «тупица» и даже «чокнутый» - эти характеристики стали достоянием гласности. Избавиться от некомпетентных учителей, тем более в государственном секторе, почти невозможно: они находятся под защитой закона и профсоюзов, да и коллеги не склонны выносить сор из избы. «В школе, как в клире, - иронизирует журнал «Нувель обсерватер», - все проблемы предпочитают решать при закрытых дверях».

Где же выход? Разрабатывается проект коренных школьных реформ, которые затронут и систему подготовки учителей, и систему обучения школьников. Пока же по почину министров юстиции и образования парламент принял другой закон - о защите детей от «дедовщины» в школе (при попустительстве администрации она стала едва ли не обыденным явлением) и от сексуальных посягательств (эскалация педофилии сильно возбудила общественное мнение). Школа оказалась не в состоянии отвести угрозу от своих воспитанников.