UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тактика малых дел

Как водится, в суете никто не обращал внимания на легкое потрескивание и поскрипывание — там, где строят или ремонтируют, всегда много шума...

Автор: Ольга Скрипник

Как водится, в суете никто не обращал внимания на легкое потрескивание и поскрипывание — там, где строят или ремонтируют, всегда много шума. Атланты и кариатиды с жилых домов завистливо смотрели на своих коллег: вскоре закончится ремонт фасада и гостиница «Красная» затмит своим великолепием всех вокруг. Но шорохи вдруг переросли в угрожающий треск — и огромные лестничные пролеты устремились вниз, сокрушая все на своем пути. Атланты с балконами на плечах вздрогнули, но устояли. Пробивая себе путь сиреной, по одесским улицам мчалась «скорая помощь»…

Самоучки на стройплощадках

К сожалению, в наше время никого не удивишь авариями на стройках. Только в этом году было несколько печальных сообщений о том, что на киевских объектах обрушивались лестничные пролеты, погребая под собой строителей. Случай в Одессе — из той же серии. Считалось, что реконструкция «Красной» уже на финишной прямой, но вот беда — лестничные пролеты с четвертого по первый этаж в одно мгновение превратились в груду строительного мусора. Страшно даже представить, какими человеческими жертвами обернулась бы эта катастрофа, если бы лестницы дождались заселения гостиницы.

Сводки со строительных площадок порой напоминают фронтовые: падают лестничные пролеты и переворачиваются краны, обваливаются балконы и обрываются тросы, горят вагончики… Как правило, имеются человеческие жертвы. И, как правило, аварии объясняют несоблюдением техники безопасности. Безусловно, это правда. Но правда и то, что на наших стройках в основном трудятся не профессионалы, а любители. В частности в Киеве — приезжие из провинции, которые раньше были трактористами или животноводами, а ремонтом и строительством занимались исключительно на своем подворье… Откуда им знать правила безопасности или технологию проведения тех или иных работ на многоэтажных объектах?.. Профессиональные строители не были по достоинству оценены дома, поэтому они кладут кирпичи и штукатурят на окраинах Москвы или Праги, получая при этом в несколько раз больше, чем их коллеги на родине.

Но в последнее время застой на стройплощадках сменился авралом, строительство в столице и больших городах набирает размах и требует профессионалов.

Сейчас руководители крупных строительных объектов озадачены тем, что некому внедрять новые технологии. К примеру, на объектах столичного ОАО «Хрещатикбуд» большинство прорабов и бригадиров весьма солидного возраста — одни уже перешагнули 60-летний рубеж, другие вот-вот оформят пенсию. Раньше строительные тресты могли рассчитывать на молодую смену, подготовленную в ПТУ-5, -15 или -18, но у них теперь другой профиль, а ПТУ-5 и вовсе приказало долго жить, и этот печальный для кадровиков список можно было бы продолжить. И только высшее профессиональное училище строительства и дизайна уже более полувека готовит строителей и не только хранит, но и приумножает хорошие традиции.

Плацдарм для старта

— Как прошел набор? — с этого традиционного для начала учебного года вопроса начали мы разговор с директором училища Георгием Вячеславовичем Алексенко.

— Последние пару лет мы, слава Богу, успешно справляемся с набором, на отдельные профессии даже есть конкурс аттестатов. Не буду говорить о том, чего нам это стоило. Мы не пошли по пути перепрофилирования, хотя было очень тяжело — и с набором, и с кадрами. Вначале казалось, что соседние училища поймали удачу — на компьютерщиков и секретарей дети шли охотно. Кроме того, подготовить оператора компьютерного набора или секретаря в два-три раза дешевле и проще, чем каменщика. Но после учебы квалифицированный каменщик гораздно быстрее найдет работу и больше заработает, чем компьютерщик или секретарь.

— Раньше расхожей была фраза: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ! А теперь многие ПТУ стали высшими училищами. Что это меняет?

— Не будем сейчас вспоминать, сколько известных людей были в свое время учащимися системы профтехобразования. И гордились этим! Статус высшего училища открывает перед учениками новые перспективы. У нас пролицензировано три профессии на уровень младшего специалиста — промышленное и гражданское строительство, архитектор и дизайнер компьютерного набора. Учащийся, показавший хороший уровень знаний и достаточно высокие профессиональные навыки, сможет продолжить учебу на четвертом—пятом курсе и получить диплом младшего специалиста. Подписан договор с Национальным строительным университетом — наши выпускники после окончания 5-го курса имеют право поступать к ним на обучение после собеседования. При этом срок учебы может быть не пять лет, а четыре или даже три года. Все будет зависеть от его способностей и стараний. Кстати, мы не пошли на то, чтобы выпускники училища сразу поступали, скажем, на второй курс — естественно, высшую математику, начертательную геометрию и некоторые другие дисциплины училище не в состоянии преподать так, как в университете. А вот спецподготовка — та же геодезическая практика — у нас ведется на высоком уровне, даже часов больше, чем в вузе.

Кому нужны евростандарты

— Георгий Вячеславович, говорят, что ваше училище было единственным представителем Украины в нескольких международных образовательных проектах.

— Мы участвовали в проекте, посвященном вопросам предпринимательства в образовании. Главная цель — перестроить психологию наших учащихся, научить их быть предприимчивыми, находить выход из любой ситуации. Проект помог внедрить в программу новый предмет — предпринимательство. Сегодня принимаем участие еще в двух проектах — «Стандарты в строительстве и обучении» и «Определение рынка труда в строительной отрасли». Если когда-нибудь удастся ввести эти стандарты по всей стране — строительная отрасль будет работать так же, как в Европе.

Проекты помогают нам осваивать методику изучения рынка труда, хотя в первую очередь ею пользоваться должно не учебное заведение, а служба занятости населения. Мы можем проанализировать потребность любого региона в тех или иных специалистах. В строительной отрасли сегодня нет проблем с трудоустройством — ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров. Почему бы службе по трудоустройству не направлять в училища людей на переподготовку? Мы каждый год принимаем участие в конкурсе на сотрудничество со службой занятости. Как правило, выигрываем, а толку? Никто ни разу не направил к нам людей, чтобы мы подготовили каменщиков или штукатуров с учетом всех новейших технологий.

— Вы выигрываете конкурс, а заказы на переподготовку получают другие?

— Нет, служба занятости, по всей видимости, просто не в состоянии набрать людей на те профессии, которые в дефиците на рынке труда в Киеве. Не секрет, что на стройках работают неквалифицированные случайные люди, которые не знают элементарных правил безопасности, технологии выполнения тех или иных операций, что приводит к многочисленному травматизму. Но если бы рабочие прошли хотя бы курсовую подготовку в ПТУ, они бы чувствовали себя на стройплощадке гораздо увереннее. Этим должна заниматься служба занятости, в ее обязанности входит отслеживать рынок труда.

Те средства, которые каждый из нас платит в фонд занятости, должны направляться не только на выплату безработным, а прежде всего на профилактику безработицы. Было бы справедливо часть бюджетных денег, которые сюда направляются, переадресовывать системе профтехобразования. Мы изучали опыт Германии — там больше 70% средств идет на профилактику безработицы, деньги выделяются только в том случае, когда подписан договор между предприятиями и учебными заведениями на подготовку именно тех специалистов, которые нужны. А у нас можно несколько раз пройти переподготовку и оставаться безработным — потому что профессия невостребована на рынке труда. Ведь главное для отчета — количество людей и курсов, а не реальное трудоустройство.

Посмотрите на наши стройки — там очень многое изменилось. Рынок сегодня насыщен такими стройматериалами, что необходимо готовить кадры не просто на повышение разряда, а на отдельные виды работ — это касается и сухой химии, и столярных работ, и монтажа сантехники. Сантехник старого образца привык к металлу, а сейчас на объектах — пластиковые трубы. Кто из старых кадров может работать со штукатурными агрегатами? Увы, никто. Европа давно механизирует работы на стройплощадках, мы тоже должны двигаться в этом направлении.

— Коль мы коснулись новинок — ваши выпускники умеют делать венецианскую штукатурку? Говорят, у хозяев загородных домов на нее повышенный спрос.

— Да, умеют. Но это довольно-таки дорогой и сложный вид отделки. Мы стараемся внедрить в учебный процесс все виды новых технологий, знакомим со всеми новыми материалами. Стараемся готовить конкурентоспособного специалиста.

Куда девать непослушных подростков

— Как складываются у вас отношения с шефами? Они по-прежнему выступают в роли старшего брата?

— Мы считаем их не старшими братьями, а социальными партнерами. Рыночные отношения ставят свои условия — востребованность рабочих кадров диктует строительным организациям, что в это нужно вкладывать деньги. У нас заключены договора и со строительными трестами, и с производителями современных стройматериалов. И мы не позволяем нарушать договоренности. Скажем, на нескольких стройплощадках к практикантам относились плохо — начисляли деньги, не учитывая право несовершеннолетних на неполный рабочий день, задерживали выплаты. Мы отозвали учащихся и перевели их на другие объекты. Но есть и такие примеры: было время, когда в управлении «Киевэлектромонтаж» остро не хватало квалифицированных электриков. Урок не прошел зря. Чтобы избежать дефицита в будущем, они сделали нам новую электромонтажную мастерскую и макет однокомнатной квартиры. Обошлось это им недешево — ведь установили такие щиты, какие сегодня монтируют в современных домах, но зато выпускники придут к ним на работу отлично подготовленными. Они решили сразу две проблемы — и свою, и нашу…

Сентябрь — очень сложный месяц для коллектива училища. Непросто приучать новичков к дисциплине, решая при этом сотни малых и больших проблем. Раньше при училище было общежитие и столовая, но несколько лет назад, в период реорганизации и смены власти, налоговая отхватила себе эти здания, говорят, под гостиницу. Куда потом ни обращались — ничего не помогло. Бюджетных денег хватает на стипендии, зарплату и 30% коммунальных услуг. На питание заложено меньше 40 копеек в день...

В других училищах ситуация не лучше. Бюджет не может или не желает решать проблемы профессионально-технического образования на том уровне, который диктует ХХI век. Но убедившись, что ПТУ все же выстояли и чего-то добились самостоятельно, столичные власти выдвигают предложение о передаче киевских училищ в муниципальную собственность. Специалисты сомневаются в целесообразности такого шага. Не затем ли нужна очередная реорганизация, что под шумок проще перепрофилировать училища, забрать приглянувшиеся корпуса, урвать кусок территории?..

Высшее профессиональное училище строительства и дизайна не сетует на время и обстоятельства. Здесь внедряют тактику малых дел. Своими руками учащиеся сделали отличный актовый зал — теперь с удовольствием проводят в нем время. Трудно поверить, но будущие строители, многие из которых ни разу в жизни не были в театре, активно участвовали в спектакле и горят желанием изготовить декорации. К спортивным кружкам в этом году добавятся технические, а футболисты намерены создать свой клуб...

Каждый год в сентябре тысячи подростков остаются за школьным порогом. В десятый класс пойдут далеко не все — кто-то не хочет учиться, кому-то надо думать о своем куске хлеба, потому что родители не в силах прокормить. Большинство этих мальчишек и девчонок на перепутье, и государству они не интересны. Конечно, найдутся «доброжелатели», которые будут эксплуатировать их труд как в легальном бизнесе, так и теневом. Если удастся — станут где-нибудь на стройке подсобниками, вечными подмастерьями. И продолжат списки ЧП, потому что стройке сегодня нужны мастера, а не самоучки. Конечно, при желании можно и на мастера выучиться в каком-нибудь профтехучилище. Если, несмотря ни на что, таковые останутся.