Сегодня никто не станет отрицать, что высшее образование в нашей стране переживает глубокий и весьма затянувшийся кризис. В 1994 - 1995 гг. только вузы Минобразования вынуждены были покинуть 5270 преподавателей, среди которых около двух тысяч кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов в возрасте 35 - 50 лет, в то время как свыше 40% всех работающих ректоров государственных вузов имеют пенсионный возраст. Свыше 40% выпускников госвузов не находят работу по специальности и многие из них пополняют ряды безработных. Продолжает оставаться высоким уровень студенческой преступности. Вместо 319 наименований учебников на начало учебного года издано лишь 87. В прошлом году органами контрольно-ревизионной службы были проведены ревизии 89 госвузов и почти у всех из них обнаружены факты незаконных растрат, убытков и недостач государственного имущества.
Вместе с тем, как отмечает комиссия Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, «идет процесс становления новой системы высших учебных заведений, которые основываются на негосударственной форме собственности, что для Украины является одним из источников пополнения квалифицированными специалистами, без затрат на это государственных средств. Эта система дает возможность увеличить масштабы получения высшего образования молодежью. Возможность заниматься преподавательской деятельностью в негосударственных вузах существенно препятствует внешней миграции научно-педагогического потенциала Украины... Опыт становления негосударственых высших учебных заведений может быть использован для формирования высшего образования в Украине».
Однако Минобразования вместо того, чтобы предпринимать эффективные меры по преодолению кризиса в возглавляемой им отрасли (в том числе и путем изучения опыта негосударственной системы), затеяло с сентября текущего года громоздкое и нелепое, с точки зрения здравого смысла, «перелицензирование» давно получивших лицензии негосударственных вузов. Суть этой процедуры состоит в следующем. Все негосударственные вузы, которые прошли в 1993 - 1995 гг. в установленном порядке лицензирование и получили от Минобразования официальные разрешения на право вести образовательную деятельность, должны в соответствии с письмом замминистра В.Бабака заменить до 31 декабря 1996 г. ранее выданные министерством разрешения на новые бланки лицензий. То есть, по сути, речь идет о замене одних бумаг на другие. Но при этом необходимо:
а) разработать новые уставы вузов (или внести существенные изменения и дополнения в действующие), согласовать их в трех управлениях Минобразования, перерегистрировать в местных госадминистрациях и утвердить у того же замминистра;
б) вернуть Минобразования все оригиналы ранее выданных разрешений на право ведения образовательной деятельности без каких-либо предварительных гарантий их замены на новые бланки;
в) оплатить Государственной аккредитационной комиссии (ГАК), председателем которой является сам министр М.Згуровский, получение «новых бумаг» в размере одного процента от годовой платы за обучение (плюс 20% НДС), что составляет не одну тысячу гривен.
При этом В.Бабак ссылается на новую редакцию закона «Об образовании» от 23.03.96 г., постановление КМ Украины от 12.02.96 г. №200 и решение ГАК от 11.04.96 г., то есть на документы, принятые значительно позднее, чем выданные негосударственным вузам разрешения (лицензии), и которые не имеют обратной юридической силы. Кроме того, в новых бланках лицензий указываются прежние даты их выдачи (т.е. 1993 - 1995 гг.), в связи с чем вообще теряет смысл проведение такой громоздкой процедуры, в которую втянуты десятки государственных чиновников и руководителей приватной системы образования.
С сентября месяца, т.е. с самого начала нового учебного года, ректоры и проректоры негосударственных вузов обивают пороги чиновничих кабинетов, а министерские клерки вдруг почувствовали свою необходимость и значимость, по-разному пытаясь использовать свой «звездный час». Министерские коридоры полны разговоров руководителей негосударственных вузов о «просьбах» работников Главного управления аккредитации: от импортной ручки до цветного телевизора и загранпоездки за «спонсорский счет».
Вопрос древних «Кому это выгодно?» уместен и при анализе рассматриваемой ситуации. Действительно, неужели государство и его налогоплательщики заинтересованы тратить огромные средства на содержание чиновников, занимающихся совершенно очевидной бесполезной деятельностью, вместо того, чтобы решать многие сегодняшние и завтрашние проблемы в образовательной отрасли? Неужели министр и его заместители с учеными степенями не понимают абсурдности выдвигаемых ими требований в сложившихся условиях, когда только совместными усилиями государства и общества, направленными на созидание, а не на разрушение достигнутого, возможно преодолеть кризисные тенденции в образовании? Возникает ощущение, что весь этот «бюрократический кошмар» спланирован специально.
Во-первых, это на руку наиболее ортодоксальной части «красного ректората», видящего в нарождающихся вузах нового типа достаточно опасных конкурентов, ежедневно доказывающих профессиональную несостоятельность некоторых государственных генералов от образования к работе в изменившихся социально-экономических условиях. Их явно или неявно поддерживают бывшие штатные комсомольцы и компартийные функционеры, которые, как грибы после дождя, буйно «проросли» в президентских, парламентских и министерских структурах.
Во-вторых, как это ни парадоксально, возможность «законного» удушения конкурентов выгодно и некоторым руководителям негосударственных вузов, правдами и неправдами втершимся в министерское окружение и занявшим откровенно штрейкбрехерские позиции в отношении своих коллег и соратников. Это, как правило, вузы-«заробитчане», не отягощенные моралью и стремящиеся лишь к одному - наживе. Известны, например, приватные институты, где преподаватели получают свой гонорар сразу после лекций «в конверте», не утруждая себя распиской в бухгалтерских документах. Это «удобно» и преподавателям, и ректору такого вуза, поскольку отпадает необходимость уплаты налогов. Однако, что общего имеют аморальность и авантюризм с воспитанием подрастающих поколений?
В-третьих... А вот в-третьих без правоохранительных органов явно не обойтись. Дело в том, что существуют упорные слухи о необходимости «дать в лапу», причем на самом высоком министерском уровне, за получение новых лицензий. Известна и сумма - 10 тысяч американских долларов. Называются и фамилии высокопоставленных чиновников, берущих такой «гонорар». Существуют некоторые факты, косвенно указывающие на истинную причину затеянного Минобразования «перелицензирования» приватников. Например, одному из ректоров через посредника была предложена «помощь» в гарантированном получении новых лицензий. За указанную выше сумму. Причем на вполне законных основаниях - нужно только перечислить по представленному счету «за консалтинговые услуги» требуемый «гонорар». Ректор, будучи человеком честным, пришедшим в частное образование не за деньги, а за идею, тут же сделал соответствующее заявление в компетентные органы и дал «согласие». Каково было его удивление, когда на следующее же утро (!) посредник принес все необходимые документы, подписанные и скрепленные министерской печатью. А ведь до этого двухмесячные мытарства по министерским кабинетам ни к чему не приводили. Дальше еще интересней. Чиновник, узнав, что ректор требуемых денег не перечислил (он ведь «идейный»), не долго думая, перечеркнул своей рукой и собственную подпись, и министерскую печать. Посредника же немедленно от себя отдалил, прозрачно намекнув подчиненным, что тот, дескать, «не чист на руку». Вот уж действительно, лучшая защита - это нападение!
Безусловно, рано или поздно время все расставит по своим местам - «и тайное станет явным». Время поименно назовет всех, кто причастен к сегодняшним безобразиям в образовании и, наверняка, каждому воздаст «по заслугам». А пока... Руководители двадцати украинских негосударственных вузов, объединившиеся в международной общественной организации «Международная кадровая академия», которая, кстати, является членом Европейской сети национальных информационных центров ЮНЕСКО и Совета Европы, письменно обратились в администрацию Президента, комиссию Верховной Рады, непосредственно к Президенту Украины и председателю парламента с просьбой отменить противозаконные, на их взгляд, решения Минобразования о «перелицензировании». Уже вышли все сроки, а законодательная и исполнительная власти безмолвствуют.
Вообще с письмами в государственные инстанции происходят странные вещи. На неоднократные обращения Международной кадровой академии в Антимонопольный комитет Украины приходят «до боли» знакомые по «совковым» временам отписки. Хотя в постановлении Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие закона Украины «О внесении изменений и дополнений в закон Украинской ССР «О предпринимательстве» черным по белому записано, что Кабинету министров по согласованию с комиссиями Верховной Рады и Антимонопольным комитетом Украины необходимо «определить органы, которые будут проводить лицензирование видов деятельности в соответствии с настоящим законом, исходя из принципа, что министерства и ведомства, которые являются монополистами в виде деятельности, подлежащей лицензированию, не могут выдавать лицензий».
С Министерством юстиции еще сложнее. В своем выступлении по радиостанции «Промінь» министр юстиции С.Головатый подтвердил, что Минобразования Украины «ограничивает права негосударственного образования и что этого не должно быть, поскольку Минобразования не имеет прав на создание негосударственных вузов, а должно лишь в определенной степени контролировать их деятельность (планы, программы, преподавательский состав, уровень подготовки). Министр юстиции также выразил сомнение, что в государственных учебных заведениях Украины осуществляется бесплатное образование, где «хабарь» за поступление в пять-шесть раз превышает плату за обучение в негосударственных вузах. Однако на письменный запрос Международной кадровой академии на имя С.Головатого пришел ответ за подписью его заместителя И.Пукшина, который буквально заявил следующее: «...разъяснение правомерности действий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц не относится к компетенции Минюста». И только после повторного обращения чиновник Минюста рангом пониже официально подтвердил-таки, что действия Минобразования в части отмены ранее выданных разрешений (лицензий), их замены на новые бланки и внесения изменений в действующие уставы вузов не имеют под собой законных оснований.
Не дождавшись ответов от самых «верхов» законодательной и исполнительной власти, девять вузов - коллективных членов Международной кадровой академии подали иск в Высший арбитражный суд Украины на Министерство образования и ГАК с требованием отменить противозаконные решения этих государственных органов. Благо, такой прецедент уже был, когда судья Д.Лылак обязала в судебном решении от 28.06.95 г. Минобразования Украины выдать в установленном порядке Одесскому институту управления лицензию, отменить изданные по этому поводу приказы, а также взыскать с министерства в пользу пострадавшего негосударственного вуза 300 тысяч крб. Так что надежда ректоров на справедливое решение спора Высшим арбитражным судом Украины не безосновательна. В конце концов, каждая публичная попытка остановить чиновничий произвол ложится в «общую копилку» общества, провозгласившего построение демократического и правового государства.