Еще с приснопамятных времен советской империи рядовому гражданину вменялось знать, что образование - вовсе не его дело. Всерьез и автономно заниматься им было почти столь же опасно, как скупать и перепродавать валюту. Даже безобидные репетиторы, за деньги родителей устранявшие у их чад самые вопиющие недостатки «гособучения», вынуждены были широко пользоваться опытом разведчиков-нелегалов.
И вот нет СССР, позади десятилетие вялой «мультиреволюции», но среднестатистический гражданин Украины все еще убежден, что всем образованием с подготовкой кадров должно заниматься «государство, т.е. - новая иерархия. А она такова: Президент и его администрация, Верховная Рада, правительство и Министерство образования, областные, городские и районные управления образования и т.п. Того же мнения (еще более твердо) придерживаются ответственные лица, находящиеся внутри и вне этой иерархии и занимающиеся образованием, если им это важно или выгодно (перед выборами образование обязательно станет объектом повышенного внимания и отеческой заботы многих).
Все эти мнения и взгляды глубоко ошибочны, так как в Украине нет и, хочется надеяться, уже никогда не возникнет достаточно жесткой пирамиды, верхушка которой по своему велению и умению будет решать, какую личность и по каким программам формировать в системе образования, как должна быть устроена эта система, что должны говорить все учителя Украины в 10 часов утра 1 сентября и т. д.
Пусть медленно и со скрипом, но мы все же вынуждены двигаться в «туманное будущее со светлыми надеждами». Среди его признаков - ослабление опеки рядового гражданина со стороны государства и жизненная необходимость научиться заботиться о себе самом и о своих детях. В том числе - об их образовании.
Будет грубой ошибкой считать, что для всех народов мира астрономическое время (то есть 1999 г.) совпадает с «эффективным» - социально-экономическим. Часть стран все еще пребывают в феодализме, все меньше становится застрявших в тоталитаризме, некоторые сумели добраться до времен реальной демократии. Лидером Европы по дате «эффективного» времени автор считает Нидерланды, с которыми способна соревноваться, может быть, лишь Швейцария. В области отношений граждан, государства и образования они опережают нас на полтораста лет, морали и религии - гораздо больше.
Восстановим в общих чертах рассуждения голландцев в начале XIX столетия. Граждане Нидерландов, настрадавшись от произвола «радетелей об их благополучии», поняли, что получение учениками знаний и навыков от учителей и мастеров производственного обучения является услугой такого же рода, как пошив их родителями одежды у портных. Вмешательство государства в отношения между заказчиками и исполнителями заказа в обоих случаях одинаково нежелательно, неуместно и просто вредно. Важную роль в возможности появления такого взгляда на взаимоотношения граждан и государства сыграли религиозно-культурные особенности голландцев.
Вместе с тем, появление определенного уровня образованности у нового поколения выгодно не только каждому его представителю, но и всем родственникам (и даже неродственникам). Следовательно, все налогоплательщики обязаны обеспечить главную часть системы обучения детей и молодежи. Для сбора и распределения денег вполне пригодны государственные структуры.
С тех давних пор в Конституции Нидерландов записано, что государство не имеет права вмешиваться в определение целей и содержания обучения, это дело граждан страны и их объединений. Практически все важнейшие вопросы образования решают в Нидерландах родители вместе с детьми («заказчики») с участием своих объединений и ассоциаций учителей, преподавателей, союзы ученых и экспертов («исполнители-специалисты»).
Процесс выработки согласованных решений несравненно продолжительнее, чем, например, это было в СССР. Не раз и не два проходило много лет с момента выдвижения предложений инициативной группой родителей или ученых-экспертов до голосования в парламенте и оформления согласованного решения в виде закона, обязательного для исполнения всеми государственными служащими, начиная с министра образования и заканчивая клерком самого низкого ранга.
В Нидерландах государство (государственные органы) занято обслуживанием системы образования, что вовсе нелегко. Хотя по численности населения Нидерланды втрое уступают Украине, состав служащих в их министерстве образования почти в пятнадцать раз превышает украинский, тогда как задачи, решаемые нами, гораздо сложнее и объемнее.
Итогом более чем столетнего процесса по-настоящему коллективного совершенствования системы образования Нидерландов стало создание истинного шедевра - эта система, несомненно, одна из лучших в мире. Достаточно сказать, что через систему обучения и воспитания страна решила проблему наркотиков - наркодельцы не возят туда свой товар, так как голландцы не желают его потреблять. Трудно удержаться от еще одного примера - подсчитанная автором по официальным справочникам астрономическая продолжительность организованного и проводимого профессионалами обязательного обучения в современных Нидерландах близка к 13 000 часов (без высшего и послесреднего образования). Это больше, чем сумма продолжительности обучения в современной украинской школе и вузе с пятилетней программой.
Итак, в опережающих нас Нидерландах образование является делом всех и каждого. Сократила ли Украина это отставание за годы независимости?
Ответ автора положительный, но по эмоциональной окраске - «оптимо-пессимистический».
Оптимизм моего ответа в том, что у нас есть система образования, которая (невероятная для Европы вещь!) работает почти без потребления материальных и финансовых ресурсов. Являясь самой бесплатной в мире, она вполне достойна внесения в книгу рекордов Гиннесса. Действительно, в последние три года годичный бюджет нашего Министерства образования был чуть больше трети миллиарда долларов США, а его аналога во Франции - около 50 миллиардов долларов (напомним, что население Франции немного больше нашего, а по числу школьников мы практически равны). Вся наша система образования держится не на «державе», а на рядовом учителе и доценте, исполняющих свой долг на основе того энергетического потенциала, который они собрали со своих шести (в деревне - больше) соток или получили от родственников.
Оптимизм автора и в том, что за годы независимости в нашем образовании произошло множество демократических сдвигов, что значительно сократило наше отставание от Нидерландов. Один лишь пример - появление активного и сравнительно большого негосударственного сектора высшего образования, лидером которого автор считает Межрегиональную академию управления персоналом.
Пессимизм связан с тем, что и «верхи», и «низы» не желают расставаться со старыми стереотипами, в частности, в ответе на вопрос «Чье же это дело - образование?». Первые всерьез считают, что это их дело - контролировать все и вся даже тогда, когда для этого нет никаких возможностей. Вторые не понимают того, что им нужно объединиться в сотни и тысячи больших и малых ассоциаций, союзов, войти в партии и «рухи» для того, чтобы заниматься постройкой «светлого будущего» через спасение и улучшение системы образования. Делать это нужно не столько «вообще», сколько для конкретного детского садика, школы или вуза.
Крайне пессимистически звучат для автора тексты наших законов об образовании, так как они направлены против участия широкой общественности в его делах. Только несколько вузов с приставкой «национальные» имеют право на попечительские советы, на серьезную внешнюю помощь. Для всех остальных заведений высшая власть во всех аспектах - основатель, как правило, государство. Вчитайтесь в строки статьи 16 закона об образовании, посвященной участию общественности в деятельности системы образования Украины. Вы узнаете, что все свои полномочия она должна получить от Министерства образования, да и объединяться и собираться - только под его бдительным оком. В проекте закона об общем среднем образовании можно найти совершенно анекдотические строки о том, что единственной формой общественного контроля за школами Украины должна стать публикация отчетов госинспекторов после окончания проверок.
Главный недостаток создаваемого комплекса законов прямого действия состоит в их прожектерстве - предполагается абсолютное всемогущество госорганов, тогда как в жизни есть и будет нарастать их бессилие. Законы запрещают миллионам лиц с высшим образованием и огромным жизненным опытом любым образом активно участвовать в работе всех учебных заведений, так как они «не педагоги» (не сдали микрокурс «педагогики», где утверждалось, что В.Ленин был самым выдающимся педагогом всех времен и народов). Эти и другие законы создают непреодолимые препятствия для вложения в школы денег «новых» и прочих украинцев.
Мировой опыт свидетельствует, что многократное увеличение вложения денег в школы не приводит к адекватному повышению качества и объема их работы. Тот же опыт говорит, что в условиях кризиса, подобного нашему (у нас и кризис едва ли не лучший в мире - и в головах, и в экономике), развитие системы образования возможно только путем превращения ее в центр приложения усилий всего общества, всех его граждан. Первый шаг на пути к этому - стимулирующие и раскрепощающие законы.
Наподобие нидерландских.