Национальный педагогический университет имени М.Драгоманова — крупнейшее и самое мощное высшее педагогическое учебное заведение государства. В университете учатся свыше 16 тыс. студентов, 350 аспирантов и почти 100 докторантов. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 75 кафедр, на которых работают 827 штатных преподавателей, среди них — 25 действительных членов и членов-корреспондентов различных академий; около 150 докторов наук, профессоров; свыше 400 кандидатов наук.
В структуре университета пять институтов и десять факультетов. НПУ имени М.Драгоманова имеет полный спектр педагогических специальностей, на всех формах обучения осуществляет ступенчатую подготовку специалистов образовательно-квалификационных уровней «бакалавр», «специалист» и «магистр».
Длительное время считалось, что датой рождения университета им. М.Драгоманова является 15 июля 1920 года, когда был создан одноименный Киевский институт народного образования (КИНО). Как свидетельствуют исследования, указанная дата установлена по формальному признаку и не отображает реальную историю развития высшего педагогического образования Киевщины, создания и трансформации педагогических учебных заведений, позднее вошедших в состав организованного в 1920 г. Киевского института народного образования — нынешнего Национального педагогического университета имени М.Драгоманова.
На самом же деле исторический путь НПУ им. М.Драгоманова начался значительно раньше. Историко-педагогические изыскания последних лет, обработанные архивные документы, проведенные дискуссии, научные конференции и «круглые столы» позволяют утверждать, что высшее педагогическое образование Киева и Киевщины ведет свой отсчет от 4 декабря 1834 года, когда на базе университета св. Владимира был основан Педагогический институт — самостоятельное учебное подразделение для подготовки учительских кадров и государственных служащих.
Университет св. Владимира был базовым учебным заведением, от которого отпочковались, кроме Педагогического института, много других учебных заведений, создававшихся и существовавших в его структуре или при нем, например, Национальный медицинский университет им. А.Богомольца.
Истоки высшего педагогического образования в Украине вообще и в г. Киеве и на Киевщине в частности берут свое начало от широкоформатной образовательной реформы в Российской империи, начатой Александром І в 1802—1804 гг. Основой этой реформы стало образование Министерства народного образования (1802) и определение основных типов учебных заведений — приходских школ, уездных, губернских училищ (гимназий) и университетов. В соответствии с планом реформы в пределах Российской империи создавалось шесть учебных округов (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский). Центром каждого учебного округа считался университет, совмещавший функции высшего учебно-научного заведения и учебно-административного органа. В связи с образовательной реформой впервые официально был поставлен вопрос о необходимости специальной подготовки светских педагогических (учительских) кадров, которые до того специально не готовились.
С начала реформы образовательные учреждения города Киева и Киевщины входили в Виленский светский учебный округ. Между тем такой густонаселенный, исторически устоявшийся, экономически и политически мощный и влиятельный регион, как г. Киев и Киевщина, к тому же еще и интенсивно развивающийся, требовал собственных подготовленных учительских кадров, которые бы, кроме выполнения просветительской функции, смогли бы нейтрализовать все еще довольно заметные в этом регионе полонизаторские настроения, усилить российское влияние на население. С целью усиления своего просветительско-политического влияния царское правительство создало в 1832 году давно запланированный «особый» образовательный округ, а вместе с ним учредило новое учебное заведение — Университет св. Владимира.
В соответствии с уставными требованиями к деятельности университетов Российской империи через пять месяцев после начала работы Киевского университета св. Владимира при нем открылось «особое воспитательное заведение» — Педагогический институт (декабрь, 1834 г.), осуществлялась подготовка учителей и социальных педагогов — чиновников.
Студенты педагогического института, в отличие от других студентов университета св. Владимира, находились на полном пансионе. После возведения главного корпуса университета они проживали в комнатах четвертого этажа. Педагогический институт считался самостоятельным учебным заведением закрытого типа. За ним устанавливался жесткий надзор и контроль, поскольку студентов готовили к выполнению важной государственнической миссии.
Особенными были условия формирования контингента студентов Педагогического института. Поступление в него совпадало как с прохождением абитуриентом вступительных экзаменов по общим предметам гимназического курса, так и с жестким отбором и заключением соглашения о казенном содержании и обязательстве по окончании института студентов, учившихся за казенный счет, «прослужить шесть лет в том ведомстве, в которое они начальством назначены будут».
Кроме обязательных предметов, изучавшихся в тогдашней высшей школе, студенты новообразованного заведения осваивали подробный курс педагогики, писали выпускные работы, проходили педагогическую практику. Как отмечалось в проекте устава Университета св. Владимира 1833 г., «студенты предназначаемые к званию Учителей, сверх слушания Университетских курсов, получают руководство в практических упражнениях по части Отечественной Словесности, Древних языков, Математики и Педагогики, сочиняют рассуждения, произносят проблемные лекции и, под надзором Профессоров, дают уроки в Училищах». Именно последнее и выделяло их среди студенческой массы, придавало им особый статус и значимость.
Исторические факты позволяют вполне логично и обоснованно утверждать, что началом существования Национального педагогического университета им. М.Драгоманова можно считать 21 ноября (по старому стилю) или 4 декабря (по новому) 1834 года. Именно в это время — в день Введения в Храм Пресвятой Богородицы — для будущих учителей начал чтение курса педагогики профессор философии О.Новицкий.
В разные времена высшее учебное заведение для подготовки учительских кадров, преемником которого стал Национальный педагогический университет имени М.Драгоманова, имел разные название, структуру, существовал в составе Университета св. Владимира и вне его. Однако он не только никогда не прекращал подготовку учительских кадров, но и, наоборот, постоянно наращивал ее в соответствии с потребностями жизни региона.
Очевидны опосредствованные и прямые связи НПУ им. М.Драгоманова и Педагогического института при Университете св. Владимира. Ведь Педагогический институт при Университете св. Владимира был предтечей НПУ имени М.Драгоманова. Все педагогические учреждения более поздних эпох унаследовали и продолжили «генетическую линию» Педагогического института при Университете св. Владимира, проводили ее, опираясь на созданные в нем учебные планы, использовали научные и методические разработки университетских преподавателей. Многие преподаватели одновременно работали как в университете, так и в новообразованных высших педагогических учреждениях. Эти факты отнюдь не случайны. Именно благодаря этому педагогические образовательные заведения фигурируют среди вошедших в состав новосозданного Киевского института народного образования (КИНО) в 1920 году.
КИНО получил имя М.Драгоманова. Этого требовал дух эпохи украинского возрождения, становления национальной школы, формирования национального учителя. Михаил Драгоманов был именно тем духовным лидером, на идеях которого вырастала целая плеяда деятелей украинской культуры, науки и образования, в частности Иван Франко и Леся Украинка, и который призывал к возрождению языка и культуры, возвращению украинства к собственным корням, созданию национальной системы образования и воспитания. К делу утверждения заведения в новом статусе в свое время приложили много усилий выдающийся политический деятель Украины М.Грушевский, известные литературоведы С.Ефремов и М.Зеров, профессора А.Астряб, С.Чавдаров и другие.
Как отмечают ученые (профессора В.Майборода, Н.Демьяненко и другие), историческая преемственность между Киевским университетом и КИНО была искусственно разорвана по сугубо идеологическим причинам. И тогда, и позже совсем не принимали во внимание хотя бы тот непреложный факт, что КИНО унаследовал даже помещение университета, не говоря уж о профессуре. Он унаследовал и высокие образовательные стандарты Университета св. Владимира благодаря профессорам М.Грушевскому, С.Драгоманову, А.Крымскому, С.Русовой, М.Зерову, А.Оглоблину, С.Чавдарову, Г.Де-Метцу, А.Гилярову, С.Ананьину, А.Покровскому, Д.Граве, М.Крылову, А.Фомину, Н.Холодному, С.Реформаторскому, А.Астрябу, И.Косоногому и многим другим, продолжительное время работавшим в Киевском педагогическом институте.
В 1921 году по новой структуре в институте были созданы факультеты социального воспитания и профессионального образования, а в 1930-м на базе факультета социального воспитания организовано самостоятельное заведение — Киевский институт социального воспитания, который в 1933 году был превращен в Киевский педагогический институт. С 1936-го по 1991 год институт носил имя А.Горького.
Новый этап развития системы педагогического образования связан с годами обретения Украиной независимости.
Знаменательным событием стало решение правительства Украины от 17 сентября 1991 года о возвращении Киевскому государственному педагогическому институту имени Михаила Петровича Драгоманова.
В августе 1993 года постановлением Кабинета министров Украины Киевский педагогический институт реорганизован в Украинский государственный педагогический университет имени М.Драгоманова.
11 июля 1997 года указом Президента Украины Л.Кучмы педагогическому университету имени М.Драгоманова присвоен статус национального. Решением межотраслевой аккредитационной комиссии Министерства образования и науки Украины Национальный педагогический университет имени М.Драгоманова зачислен к высшим учебным заведениям IV уровня аккредитации.
* * *
Ученый совет университета ходатайствует о праздновании 170-летия высшего педагогического образования Киевщины и основания НПУ имени М.Драгоманова на государственном уровне. Это будет содействовать утверждению имиджа украинского педагогического образования в европейском и мировом образовательно-культурном пространстве, ускоренному вхождению украинского образования в Болонский процесс, привлечению внимания к педагогическому образованию со стороны государственной власти и общественности. А главное — завоеванию симпатий выпускников общеобразовательных школ, которые в будущем станут учителями, и современных педагогов, воспитателей учащейся и студенческой молодежи.