UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сумской словарь

События, спровоцированные объединением трех сумских вузов, волей-неволей вызывают ассоциации с «Хазарским словарем» Милорада Павича...

Автор: Павлина Семиволос

События, спровоцированные объединением трех сумских вузов, волей-неволей вызывают ассоциации с «Хазарским словарем» Милорада Павича. Позиции конфликтующих сторон столь же непохожи, сколь по-разному Красная, Зеленая и Желтая книги всемирно известного романа-лексикона трактуют исход хазарской полемики. Первая утверждает, что победителем из нее вышел греческий монах, поэтому хазарский правитель — каган — решил обратить свой народ в христианство. Во второй описывается триумф мусульманского дервиша, в третьей — еврейского раввина… Кстати, припоминаете, что послужило толчком к той пресловутой полемике? «…Однажды ночью, когда кони паслись при лунном свете, кагану во сне явился ангел и сказал ему:

— Создателю дороги твои намерения, но не дела твои.

Тогда каган спросил ловца снов, что означает этот сон и в чем причина хазарских бед. Ловец снов ответил, что грядет великий человек и время равняется по нему. Каган на это возразил:

— Неправильно, это мы измельчали, отсюда и наши беды…»

Объединение. Хроника

В начале марта 2004 г. Сумская облгосадминистрация выступила с инициативой объединить три высших учебных заведения — Сумской государственный университет (СумГУ), Сумской государственный педагогический университет им. А.Макаренко (СумГПУ) и Сумской Национальный аграрный университет (СНАУ). 11 марта на собраниях представителей трудовых коллективов вузов преподаватели поддержали идею областного руководства. У студентов же всех трех вузов «объединительные» планы вызвали резкий протест. Согласно соцопросу, опубликованному сумским изданием «Експрес» (№1—2, 2004 г.), против слияния выступили 83% учащихся СумГУ, 72 — педуниверситета и 60% — аграрного.

20 апреля Президент Украины подписывает указ №453 «О создании Сумского национального университета» (СНУ) на базе трех вузов. Через три дня студенты СумГУ начинают собирать подписи под обращением к Президенту, поскольку убеждены: объединение университетов происходит слишком поспешно, недостаточно проработаны перспективы развития единого вуза, что неизбежно приведет к ликвидации ряда существующих научных школ, упадку материально-технической базы, разрушению наработанных систем, потере традиций и кадров. Под обращением подписались 1473 студента СумГУ и СумГПУ.

5 мая студенты формируют движение сопротивления и выдвигают свои условия — прозрачность и поэтапность создания СНУ. 12 мая в Сумах состоялся митинг протеста, на следующий день ребята пикетируют ВР, где проходят парламентские слушания по вопросам реформирования высшего образования. На слушаниях председатель комитета ВР по вопросам образования и науки Станислав Николаенко называет указ Президента №453 неконституционным.

17 июня подписано распоряжение Кабмина № 402-р «О создании СНУ».

28 июня в Сумах проходит очередной (на этот раз уже многотысячный) митинг протеста, и в сквере Шевченко устанавливают первые палатки будущего палаточного городка. Движение сопротивления выдвигает новые условия: хватит надеяться на компромиссы, если власти не хотят нас слушать, мы идем на крайние меры и требуем отменить указ Президента и распоряжение Кабмина о создании СНУ.

29 июня собрание преподавателей и сотрудников СумГУ подавляющим числом голосов («за» — 932, «против» — 7, «воздержались» — 4) принимает обращение к Президенту об отмене упомянутого указа. Основной тезис обращения — первые объединительные шаги были неудачными, поэтому логично начать все сначала — с написания и обсуждения проекта создания СНУ.

2 июля в палаточном городке было уже 28 палаток, выдано 500 дневных и 200 ночных пропусков. За время существования городка собрано свыше семи тысяч анкет сторонников акции.

С 6 июля по стране проходят акции в поддержку сумских студентов. Такие мероприятия состоялись в Киеве, Ривному, Харькове, Львове, Одессе, Луцке, Хмельницком, Ужгороде, Чернигове, Полтаве, Ялте, Алупке, Алуште. В столице МОН пикетировали 150 студентов. Акции солидарности прошли даже в Варшаве перед посольством Украины в Польше.

Впрочем, бурление страстей существует в реальности, но отнюдь не в отчетах официальных СМИ. Например, 8 июля в Сумах побывал премьер-министр Украины Виктор Янукович. Студенты и преподаватели, собравшиеся в актовом зале СНАУ (цитирую сообщение Укринформа), «заверили главу правительства, что никаких проблем с реформированием вузовской системы Сумщины по методам Болонского процесса нет… доктор технических наук проректор Евгений Лавров отметил, что все три университета уже начали работу по объединению, и, по его словам, она проходит безболезненно… Выслушав все выступления, премьер-министр сказал, что убедился в правильности решения министерства и правительства. «Что мне остается делать? Только присоединиться к вам, поскольку других предложений я не вижу», — отметил Виктор Янукович. Глава правительства сообщил, что проинформирует Президента о положении дел в системе образования Сумщины и подтвердит правильность подписанного им указа. «Пусть это событие станет в вашей жизни знаменательным, вы приняли сознательное решение, и это будет первый опыт, который в дальнейшем воплотится в жизнь в других городах Украины», — сказал Виктор Янукович.

«Происходящее в Сумах — совершенно нормальный процесс»

— Сегодня в Украине имеется 1009 вузов разного уровня аккредитации, — говорит директор департамента высшего образования МОН Украины Ярослав Болюбаш. — Ни в одной европейской стране нет такого огромного количества высших учебных заведений. Кроме того, у нас есть вузы (в том числе III—IV уровней аккредитации), где учатся по 600—1500 студентов. Это никак не соответствует требованиям Болонского процесса, выдвигаемым к университетам. Ведь такие высшие учебные заведения не имеют полноценных кафедр: на кафедре, где работает пять-шесть человек, о серьезной научной работе речь идти не может. Да и о каком уровне преподавания можно говорить, если один педагог вынужден читать по пять-шесть дисциплин? Ни в средней, ни в профессионально-технической школе нет подобной «многостаночности».

На нынешнем этапе развития отечественной высшей школы однозначно должны быть сделаны шаги, направленные на оптимизацию сети вузов. Разве это нормально, когда в одном регионе по одной специальности готовят специалистов аж три высших учебных заведения?.. В данном случае с инициативой объединения трех университетов и создания на их базе университета регионального типа выступил глава Сумской облгосадминистрации Владимир Щербань. Министерство предложение поддержало. Понятно, что это — первый шаг, но студентов происходящее ни в коей мере не коснется.

— Что вы имеете в виду?

— Студент учится на определенных условиях. В том числе, речь и о тех, кто платит за образование. Размер платы в СумГУ, СумГПУ и СНАУ мог быть разным, но МОН будет стоять на том, чтобы условия обучения контрактников не изменились.

Что касается создания единого университета, то, повторюсь, это — первый опыт такого рода. Возможно, не все продумано организационно, но и здесь сумчан сложно в чем-то упрекнуть. Сразу же после того, как была поддержана идея объединения, создали группу по разработке устава нового вуза, по объединению кафедр. До того Сумская облгосадминистрация и МОН направили в вузы концептуальные предложения, объясняющие, с какой целью совершается объединение. И мы уверены: не пройдет и года, как новое учебное заведение — Сумской национальный университет — заработает по-новому.

Сегодня у вузов платное образование является единственным дополнительным источником внебюджетных средств. А ведь им может (и должна!) стать и наука. У СНУ будут мощные кафедры, соответствующая научная тематика, касающаяся и фундаментальных, и прикладных разработок. То есть солидный вуз нового типа сможет очень неплохо зарабатывать на науке. Поэтому происходящее сегодня в Сумах — совершенно нормальный процесс. И логично было бы, если бы сумчане свою энергию и инициативу направили на то, чтобы разработать оптимальную структуру будущего вуза и максимально безболезненные пути объединения. Безусловно, неизбежны сокращения: вместо трех ректоров — один, вместо, условно говоря, девяти проректоров — три и т.д. Но оптимизация в том и заключается, чтобы освободить определенные средства и направить их на улучшение учебного процесса.

— Но не получается ли так, что в единое целое пытаются превратить совершенно разные, в том числе и по уровню предоставляемых образовательных услуг, вузы? Кроме того, протестующие против объединения утверждают, что Сумской аграрный имеет в регионе очень неприглядную репутацию. Цитирую открытое письмо выпускников СумГУ: «СНАУ в Сумах имеет репутацию вуза-банкрота, вуза, в котором процветает коррупция, в котором уровень подготовки специалистов самый низкий в Сумской области, а, может, и в Украине… За словами инициатора объединения — ректора и депутата ВР Александра Царенко — стоит не забота о развитии образования, а получение личной выгоды — переведение на объединенный вуз долгов СНАУ — вуза, которым руководил депутат Царенко все эти годы».

— Университет, согласно Закону Украины «О высшем образовании», — это многопрофильный вуз. Посему по структуре специальностей здесь вопросов быть не может. Ведь в НТУУ «КПИ», где почти 40 тысяч студентов, есть очень разные специальности — начиная от технических и заканчивая филологическими. Например, и в СумГУ, и СумГПУ были специальности «физика» и «математика». Разве фундаментальный подход может негативно повлиять на подготовку будущих учителей? А методический — на подготовку тех же физиков, многие из которых станут впоследствии преподавателями высшей школы?

Теперь относительно нездоровых тенденций, якобы существовавших в СНАУ. Что бы ни утверждали противники объединения, победить должны традиции хорошие. Даже если, по их мнению, раньше и были какие-то недостатки, то теперь их наверняка не будет.

— А кто принял решение о том, чтобы объединенный вуз возглавил А.Царенко?

— Во-первых, Александр Михайлович — исполняющий обязанности ректора СНУ. Впереди — демократические выборы ректора, которые должны состояться в ближайшее время.

— Что происходит в Сумах сейчас? Насколько я понимаю, СНУ уже создан и начал действовать.

— Формально он уже создан, существует как юридическое лицо. Есть соответствующее распоряжение Кабмина и приказ МОН Украины.

— Вне сомнения, вам известна точка зрения на происходящее сумских студентов, протестующих против объединения. Кроме прочего, они утверждают, что решение о создании СНУ принималось без учета их мнения, мнения их родителей и общественности города. Почему с ними никто не посоветовался?

— Не думаю, что к работе по объединению не привлекали тех же студентов. В любом случае, в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» сеть вузов формирует Кабмин. Да и, в конце концов, какой вред от объединения студентам? Никакой.

— Но они же считают совершенно иначе.

— Я встречался с ребятами во время парламентских слушаний, посвященных вопросам реформирования высшего образования. Мы им объяснили свою позицию. Они сказали, что боятся, в частности, повышения платы за учебу. Но ведь в законе четко прописано: есть студенческое самоуправление, имеющее право принимать участие в разработке концепции, устава нового вуза, представляя свои интересы. Именно от них зависит, насколько достойно удастся отстоять интересы студенчества.

— Как вы считаете, почему решение об объединении трех вузов вызвало такую негативную реакцию у студентов и многих преподавателей?

— Ну, думаю, речь идет отнюдь не о всех студентах. Так случилось, что эти одиозные события совпали с сессией, госэкзаменами. В этот период у студентов очень мало свободного времени, чтобы, скажем, ездить в Киев, устраивать демонстрации под ВР. Например, МОН пикетировали ребята, утверждавшие, что они — киевские студенты, поддерживающие сумчан. Мне сложно комментировать такие вещи, я не политик. Но иногда складывается впечатление, что студенты порой выступают игрушками в чьих-то руках.

А результатом преобразований будет...

— Реформирование структуры высшей школы области в направлении создания интегрированных учебных комплексов по примеру ведущих университетов мира является актуальной проблемой, — считает и.о. ректора СНУ Александр Царенко. — Результатом преобразований станет подготовка специалистов на качественно более высоком уровне, лучшее использование кадровых и финансовых ресурсов, в частности средств государственного бюджета, воспитание у будущих поколений творческого подхода к делу, обеспечение экономической и политической стабильности региона.

Идея создания регионального университета не нова. На протяжении последних трех лет именно коллектив Сумского государственного университета выступал с инициативой присоединения к нему Сумского педагогического университета. Вопрос создания СНУ обсуждался на собраниях трудовых коллективов национального аграрного, государственного и педагогического университетов г. Сумы, на которых идея была единогласно поддержана. Такое решение трудовых коллективов принималось с учетом ряда объективных причин, а именно: демографическая ситуация в регионе приведет в ближайшие пять лет к значительному уменьшению количества абитуриентов (до 40%); в трех учебных заведениях ведется подготовка по одинаковым направлениям, поэтому существует необходимость создания общих научных лабораторий; наличие малочисленных кафедр (три-четыре чел.), что не способствует развитию научной и учебно-методической деятельности. Кроме того, научные проблемы требуют концентрации не только интеллектуальных, но и финансово-экономических усилий.

Основные причины протеста отдельных лиц против создания регионального университета таковы:

— руководство СумГУ выступало инициатором присоединения других вузов к своему, но создание нового учебного заведения на равноправных условиях вызывает противодействие;

— распространяется ложная информация об увеличении оплаты за обучение, сокращении мест бюджетного финансирования и необходимости подтверждения места бюджетного финансирования путем прохождения дополнительного тестирования и проч.

— процесс объединения и ложная информация о нем используется оппозиционным блоком «Наша Украина» для организации противодействия с выдвижением политических требований.

Практически 100% преподавателей и сотрудников (кроме семи представителей СумГУ и двух — СумГПУ) подали заявления о переходе на работу в СНУ. А изо всех студентов, переведенных в новообразованное учебное заведение, только один подал заявление о нежелании учиться в нем.

Создание нового учебного заведения происходит в полном соответствии с действующим законодательством. Указ Президента Украины и распоряжение Кабмина «Об образовании Сумского национального университета» были подготовлены на основе подробного обоснования. Дальнейшие действия относительно создания СНУ регламентируются приказом МОН с четко определенными сроками исполнения. Поэтому нет никаких оснований говорить о поспешности.

Ни один преподаватель не потерял работу, ни одна кафедра не прекратила своего функционирования, подготовка специалистов и в дальнейшем будет проводиться по уже существующим и новым специальностям (в этом году их появилось три).

Состоянием на 1 июля на счетах объединяющихся высших учебных заведений насчитывалось: в национальном аграрном — 2 млн. грн., государственном — 100 тыс. грн., педагогическом — 60 тыс. грн. Естественно, объединив возможности трех университетов, можно достичь лучшего результата. Следует отметить: при одинаковом уровне поступлений в национальном аграрном и государственном университетах состояние материальной базы (это признают даже оппоненты) намного лучше в СНАУ. Проверка КРУ Сумской области обнаружила значительные злоупотребления в СумГУ, исчисляющиеся суммой в 6 млн. грн. К сожалению, средства расходовались не на развитие учебного заведения, а на собственные нужды.

Если говорить о Сумском национальном аграрном университете, то, действительно, он имеет мощную материальную базу, надлежащий внешний вид (который, кстати, был создан без привлечения государственных средств). В рейтинге учебных заведений Украины он занимает первые места, признан иностранными партнерами. Более семи лет в университете ведется подготовка по общим немецко-украинским учебным программам по менеджменту с выдачей немецкого сертификата. Ежегодно около 800 студентов СНАУ проходят практику за границей в развитых странах, таких как Великобритания, Германия, Австрия, Польша, США и проч. В университете введена автоматизированная система «Учебный процесс», что обеспечивает полный контроль за качеством обучения и выполнением требований Болонского процесса. Активно действует модульная система, обеспечивающая постоянное обучение студентов и контроль знаний без проведения экзаменационных сессий. Уровень подготовки специалистов, оканчивающих Сумской национальный аграрный университет, очень высок, что подтверждается заказами от работодателей, среди которых Правекс-банк, банк «Аваль», банк «Владимирский», главное управление экономики облгосадминистрации, Сумская областная государственная администрация, районные государственные администрации (на должности заместителей глав по вопросам экономики и реформирования), большое количество предприятий и учреждений. 100% выпускников прошли государственное распределение и получили работу. (К сожалению, около 80 заказов не выполнены, поскольку количество предложений для трудоустройства превышало количество выпускников.) Все эти данные можно проверить в отделе трудоустройства, а объявление об отказе принимать на работу выпускников Сумского НАУ никто показать не может, но эта откровенная неправда рассматривается как аргумент против создания СНУ.

Слухи относительно банкротства СНАУ являются хорошо спланированной акцией «борцов против объединения» (а точнее — оппозиционных политических сил). Ведь государственное учреждение согласно действующему законодательству не может получать кредитов, а потому и обанкротиться не может.

Мои ближайшие планы — создать университет, который полностью отвечал бы мировым стандартам, требованиям Болонской конвенции; стал бы региональным образовательным, научным, воспитательным центром.

Вопросы без ответов?

— Все, что происходит вокруг проблемы объединения трех университетов, с самого начала поражает, мягко говоря, непродуманностью и бездушием, — убежден заведующий кафедрой экономики СумГУ доктор экономических наук профессор Леонид Мельник. — Инициаторы объединения даже не удосужились хоть как-то серьезно его аргументировать. Дальше голословных заявлений вроде «Будет создан университет нового типа!» дело не пошло. «Повысится качество обучения!» — заявляют они. Но позвольте поинтересоваться: за счет чего? Ведь ведущие профессора и доценты заявили о своем уходе. Не менее решительны и студенты. Лучшим из них предложили места в других вузах.

Уже сегодня можно вполне определенно говорить об очень серьезных социальных и экономических последствиях эксперимента. Монополизация высшего образования в городе создает условия для своеволия его руководства. Преподаватели теряют возможность выбирать работу, попадают в ловушку, где им могут диктовать любые условия.

Еще одним «ноу-хау» экспериментаторов является новое слово в конкуренции: идеологи объединения открыто говорят о том, что теперь конкуренция коллективов заменяется конкуренцией преподавателей внутри кафедры. Вместо сплочения ради коллективных интересов людей провоцируют воевать друг с другом, стравливая и разобщая их.

В еще худшие условия попадают студенты и их родители. Инициаторы объединения, не стесняясь, заявляют, что одной из их целей является приведение к единому знаменателю цен на учебу. Дескать, существовавшая ранее система способствовала их занижению. Никто не спорит, можно и нужно создавать, в том числе, и сеть дорогих образовательных услуг. Но это должно сопровождаться системой грантов или хотя бы кредитов на обучение так, как это делается в цивилизованных странах. В первые же дни работы нового объединенного университета бывшие аграрный и СумГУ выравняли годовую плату за учебу в сторону увеличения.

Существовал ли вариант создания объединенного университета с сохраниением права юридического лица за всеми входящими в него учебными заведениями? Инициаторы объединения (а с ними и МОН) утверждают: «Нет». Закон же Украины «О высшем образовании» свидетельствует о прямо противоположном. Согласно п.3 ст.23 «аккредитованные высшие учебные заведения в установленном порядке могут создавать учебные и учебно-научно-производственные комплексы, являющиеся добровольными объединениями. Все участники комплекса сохраняют статус юридических лиц». (Кстати, именно за такой комплекс проголосовали участники собрания трудового коллектива СумГУ.) Несмотря на это, 22 июня заместитель министра образования и науки Украины Михаил Степко зачитал собравшимся представителям трех вузов распоряжение премьер-министра, согласно которому все три вуза ликвидируются. На вопрос, существуют ли другие формы их реорганизации, он ответил, что таковые законом не предусмотрены...

Всем преподавателям и сотрудникам трех сумских вузов выдали уведомления, что через два месяца они обязаны встать на учет на бирже труда. Увольнение же (тем более с регистрацией на бирже) предусмотрено только в одном случае — если предприятие ликвидируется без какой-либо формы реорганизации и правопреемственности (ст. 101 Гражданского кодекса Украины). КЗоТ Украины в ст.36, части 3 однозначно предусматривает сохранение ранее заключенных трудовых договоров: «В случае смены владельца предприятия, а также в случае реорганизации путем слияния, присоединения, раздела и преобразования, действие трудового договора с работником продлевается». То есть, даже если бы поменялся владелец, никаких новых заявлений работники вузов не обязаны были писать. Вместо этого люди получили волчий билет с угрозами не принимать на работу тех, кто не успеет написать заявление в течение десяти дней. А чтобы шевелились быстрее, тут же объявили конкурс на замещение вакансий…

Сумское противостояние порождает много вопросов без ответов. Почему под шум риторики о демократизации образования никто не хочет слушать мнения специалистов, студентов, родителей, тех, кто предлагает другие формы и методы работы? Почему проигнорировано мнение рабочей группы комитета по науке и образованию ВР? Она на месте проанализировала ситуацию и вышла с предложением к Президенту Украины немедленно приостановить бессмысленный эксперимент. В конце концов, почему инициаторы объединения, обвиняя своих оппонентов в политиканстве, упорно не хотят хотя бы на период президентских выборов приостановить свои действия, чтобы спокойно проанализировать ошибки и выработать совместную стратегию действий?..

Движение сопротивления

— Объединение вузов, убеждают его инициаторы, только на руку студентам, — говорит глава информационного центра движения сопротивления студентка СумГУ Александра Веснич. — Мол, мы будем получать дипломы национального университета, увеличится финансирование вуза и т.п. Отмечают также, что из-за плохой демографической ситуации абитуриентов становится все меньше, следовательно, в будущем некоторые университеты станут нерентабельными. Но мы до сих пор не можем получить внятный ответ на вопрос: почему в этих «чудных» преобразованиях не может принимать участие само студенчество? Почему вузы нужно объединять столь поспешно, не просчитав все как следует?

Когда нет официального ответа, вывод напрашивается сам собой. Одним из организаторов СНУ является ректор СНАУ А.Царенко. Его вуз славится бесцеремонным стяжательством, некомпетентными выпускниками и обязательной уборкой территории вместо лекций. Не зря в наших местных газетах в объявлениях о приеме на работу постоянно пишут: «Кроме выпускников СНАУ»… Вот кому действительно не хватает абитуриентов! А если принять во внимание громадные долги Сумского аграрного, сразу станет понятно, для чего проводится объединение.

Невзирая на протесты студентов, вузы все же согнали в общий «колхоз». По приказу Царенко с СумГУ тут же сняли табличку с названием вуза (и это несмотря на то, что ликвидационная комиссия еще не начала действовать). Расформировали один из старейших факультетов СумГПУ — исторический, на основные должности назначили ставленников Царенко.

— Известна народная мудрость «лучшее — враг хорошего», — говорит лидер движения сопротивления, студенческий ректор СумГУ Ирина Меркун. — Чем чиновников не устраивали результаты учебы, скажем, в нашем вузе? В последние годы университет стабильно входил в тройку лидеров в рейтинге лучших вузов Украины по количеству призовых мест, завоеванных студентами на предметных олимпиадах. Этот показатель ежегодно составлял от 35 до 42 призовых мест. В аграрном университете — максимум четыре-пять. Спрашивается, за счет чего повысится качество обучения, если первых присоединят ко вторым?..

Нас не единожды упрекали, что проблему нужно решать не через митинги, а цивилизованным путем, обвиняли в политиканстве, хотя мы неоднократно повторяли: в наших действиях нет и намека на политику. Мы убеждены, сумские чиновники приглашают активистов движения сопротивления сесть за стол переговоров только для того, чтобы избежать огласки. Нас заверяют, мол, объединение — объективный процесс, и в то же время остаются глухими к нашим требованиям.

Мы не намерены мириться с происходящим в Сумах беспределом. Сумские студенты готовятся к более масштабным и решительным действиям. Мы выдвинули ультиматум Президенту и премьер-министру Украины: если до 1 августа указ и распоряжение Кабмина о создании СНУ не отменят, участники движения сопротивления отправятся пешком из Сум в Киев, где разобьют палаточный городок и объявят о начале всеукраинской акции протеста.