В четверг в Киеве состоялась широкомасштабная акция протеста работников образования с требованием вернуть долги по зарплате. Еще в мае прошлого года Президент Л.Кучма подписал указ, обязывающий полностью выплатить учителям задержанную зарплату. Второе обещание руководства страны - рассчитаться с работниками образования ко Дню учителя - тоже не было выполнено. После этого в столице прошел всеукраинский митинг работников сферы образования и науки. Положение немного улучшилось лишь на время.
Как сообщила первый заместитель председателя ЦК профсоюза работников образования Галина Пиддубна, по состоянию на 4 февраля в стране бастовали преподаватели 79 школ в Волынской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Луганской областях, а также в Крыму.
По данным отраслевого профсоюза, с 5 февраля объявили забастовку еще 90 школ в Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и в Крыму.
Заместитель главы ЦК профсоюза работников образования и науки Украины Григорий Труханов в интервью «ИФ-Украина» не исключил возможности проведения стачек и забастовок в высших учебных заведениях страны. Хотя, по его словам, такие формы протеста «не являются эффективными», в настоящее время студенты не бастуют лишь потому, что распущены на каникулы.
Шансы на успех проведенной акции, как считают многие ее участники, минимальны. В условиях ухудшения государственного финансирования процесс разрушения системы образования продолжается. Учебные заведения вынуждены постепенно переходить к самофинансированию. На этом фоне развиваются частные платные школы, которые предоставляют возможность получить образование детям лишь обеспеченной прослойки населения. В ближайшем будущем Украина будет иметь небольшое количество образованных людей на фоне общего снижения уровня грамотности - такое пессимистическое мнение преобладает в среде учительства.
Наряду с уменьшением объемов преподавания в школах отдельных дисциплин, упразднением факультативных и дополнительных занятий, сокращением уроков и увеличением продолжительности каникул в нынешнем учебном году в школах укрупнены классы. Качество обучения в переполненных классах сводится к минимуму, если не сказать к нулю. Это стало, по мнению учителей, еще одним гвоздем, забитым в гроб системы образования.