В городке Подгайцы родители уже второй год подряд отправляют детей не в школу, а просто на учебу. Напутственные слова «уважай и цени родную школу» остались в прошлом. И если аварийных школьных зданий на Тернопольщине меньше десяти, то нетипичных, с плохим освещением, кое-как приспособленных под школу, где нет водо- и канализационной сети, газа, — почти треть. По четыре-шесть школ в каждом районе превратились в долгострои. Финальную сцену школьной (не средневековой!) драмы создает общая информация начальника управления образования и науки облгосадминистрации Михаила Миколенко: «За годы независимости в области не было построено от фундамента и «под ключ» ни одной школы. Аварии старых помещений, случавшиеся в последние годы, выглядят как укор мизерному финансированию и всем нам...» У чиновника есть основания для тревоги. Например, в соседней Ивано-Франковщине за счет различных источников финансирования ежегодно сдают в эксплуатацию до десяти общеобразовательных школ.
Полтора года назад в здании Подгаецкой гимназии (а этому зданию уже больше столетия!) начали трещать стены, а вскоре обрушилась внешняя стена. Обучение учеников было перенесено в детсад, спортзал, школьную мастерскую, школьное общежитие. Гимназисты, многие из которых являются победителями и призерами районных, областных предметных олимпиад, сейчас повторяют «Грицеву шкільну науку», почти по Ивану Франко. Они учатся в две смены да еще и рискуют оказаться на улице.
— Большинство на скорую руку приспособленных под школу домов построены 60—70 лет назад и могут в любой момент обрушиться, — передает боль ученического и учительского коллектива заместитель директора Подгаецкой гимназии Александра Слабодух.
В другой части области, в селе Панивцах Борщевского района похожие проблемы. Школа здесь аварийная. Детей «переселили» на учебу в дом культуры, также требующий ремонта.
А в живописном поселке Гримайлов Гусятинского района большой учебный корпус школы обрушился еще восемь лет назад. Из районного бюджета наскребли 50 тысяч гривен на изготовление проектно-сметной документации. И на этом все остановилось. Стоимость восстановительных работ сегодня оценивается в 1,6 млн. гривен.
— Пройдет еще год — и уже нужно будет корректировать документацию, — не скрывает беспокойства директор школы Леонид Войтюк. — А это — новые средства. Поэтому задержка с капиталовложениями из государственного и областного бюджетов загоняет нашу беду в тупик.
В Подгайцах областная и районная власти приняли все же отчаянное решение: в столетней школе аварийно-восстановительные роботы не проводить, а начать строительство нового помещения гимназии, которое отвечало бы нормативным требованиям к современной школе и было рассчитано на большее количество учеников (700), чем учится в данное время. Согласно смете, стоимость строительства обойдется в кругленькую сумму — 10,5 млн. гривен. Соответственно возник самый важный вопрос: откуда черпать средства?
— Для активных строительных работ нужна субвенция из государственного бюджета, — выражает официальную позицию властей глава райгосадминистрации Игорь Мякуш. — Руководство области сделало запрос на 6 млн. гривен в Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции. Это именно тот объем средств, при условии поступления которого мы сможем провести тендер в соответствии с Законом «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», определить строительную фирму-подрядчика и провести внешние работы.
Уже решено, что для начала строительства Подгаецкой гимназии определенная часть средств будет выделена из местных бюджетов: 700 тыс. грн. дает область и 100 тыс. — район.
И тут возникает непростая коллизия. В июле прошлого года Кабмин издал постановление, в котором черным по белому записано: «Если степень готовности объекта менее чем 70 процентов, то он может быть включен в перечень объектов для инвестирования из госбюджета только при условии софинансирования из местных бюджетов и других источников не менее чем на 50 процентов». Уловили тесную увязку финансовых потоков?
Частного спонсора, способного расщедриться на миллионы гривен для софинансирования строительства гимназии, в этой местности нет. Но как бы там ни было — идея ни за что не должна умереть, считает руководство Подгаецкого района.
Погодите. Есть случаи, когда даже в глубинке работает мощное предприятие, готовое вложить средства в строительство школы, — дети же не чужие! Например, в селе Скорики Подволочиского района нужно достроить школу, для чего не хватает почти пять миллионов гривен. Для завершения строительства сельхозобщество «Украина» готово выделить около двух миллионов гривен. Но государство своей доли пока не вносит. Где же реальное софинансирование, предусмотренное в законодательстве? Потому, как ни выкручивайтесь, основная надежда — на бюджетные средства.
В управлении образования облгосадминистрации показывают расчеты: в этом году из госбюджета будет выделено 7,6 млн. грн. Планируется, что за эти средства будут достроены или реконструированы пять школ и детский сад в селах Борщевского, Зборовского, Шумского, Подволочиского, Залещицкого районов, в городе Збараж, а также продолжено строительство трех школ в Борщевском, Бучацком и Кременецком районах и начато сооружение Подгаецкой гимназии. Но это пока лишь планы. В прошлом году тоже многое было задумано, но сделано несоизмеримо мало. Красноречивый факт: из семи запланированных школ строились только две в селах Зборовского района. А финансирование восстановительных работ в трех аварийных школах в области тоже стало проблемным. Законодательство и государственные программы предусматривают, что оно должно проводиться за средства резервного фонда госбюджета и частично финансироваться из других источников. А они иссякли.
Тем не менее... совсем недавно один источник забил фонтаном. В Тернополе был продан большой объект областной коммунальной собственности — аэропорт — за 32 млн. грн., которые, согласно Бюджетному кодексу, должны быть направлены на социально-экономическое развитие, в том числе для сооружения школ. И руководители районов, как на Божью милость, надеются на большие субвенции из госбюджета.
С надеждами на дополнительные деньги у местных чиновников светлеют мозги. И возникают привлекательные планы экономии государственной «копейки». Один из них — в возрождении традиций народного строительства.
— Когда-то школу строили всей общиной, — делится воспоминаниями начальник управления образования ОГА Михаил Миколенко. — По нескольку недель подсобные работы бесплатно выполняли учителя, родители учеников. Видите, где экономия бюджетных средств? Так почему бы не вернуться к проверенной веками традиции?
Идея не нова, задуматься над ней все же стоит. Может, если насобирать подобных целую корзину, то правительство несколько облегчит условия софинансирования строительства школ и других социально-культурных объектов?