UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страну отстроят синие воротнички. Но где их взять?

Профессиональное образование — приоритет воюющей страны?

Автор: Елена Колесникова

Мы много спорим о том, как восстанавливать Украину после победы, о том, где взять средства, и сколько времени уйдет на восстановление, но не задумываемся над тем, чьими руками будем восстанавливать страну.

13 сентября на правительственном портале опубликован пресс-релиз об одобрении проекта Госбюджета на 2023 год. В нем Минфин признает, что бюджет следующего года — это бюджет воюющей страны, и в то же время там нашли место и для расходов, которые помогут восстанавливаться после нанесенного россиянами ущерба. Запомним этот месседж.

Не надо быть стратегом, чтобы понимать, что восстановление страны, в буквальном смысле, не дело рук тех, кто пишет «циферки» в бюджет. Для этого нужны квалифицированные специалисты — каменщики, слесари, сварщики, крановщики, электрики, сантехники, токари и много других рабочих, которых готовит система профессионально-технического образования.

Возвращаемся к мнению Минфина об учете потребностей восстановления и раскрываем образовательный раздел проекта бюджета-2023. Видим пропасть между тем, о чем говорится в публичном пространстве, и тем, что происходит на самом деле.

Популизм политиков

Недавно президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что 2023 год следует объявить Европейским годом навыков, уделить внимание развитию профессионального образования. И это дальновидная позиция. Ежегодно глобальный рынок труда испытывает потребность в квалифицированных кадрах, а война в Украине лишь заострила эту проблему. Сейчас мы реально говорим о еще одном фронте — фронте восстановления и сохранения, приумножения профессионально подготовленного кадрового капитала страны. Значит, европейцы оценивают профтехобразование и квалифицированные кадры выше, чем мы сами. Возможно, потому, что они много инвестировали в то, чтобы как можно больше наших детей получили там качественное образование, чтобы много квалифицированных спецов осталось у них работать.

Российские оккупанты разрушили и продолжают ежедневно разрушать инфраструктуру сотен городов и сел. Чего стоят обстрелянные, разграбленные и разбомбленные Мариуполь, Харьков, Чернигов, Буча, Ирпень и другие. Некоторые населенные пункты после «асвабадителей» похожи на выжженное поле. Я уверена, что мы все отстроим и сделаем лучше, чем было. Но, чтобы так и произошло, нам необходимо инвестировать именно в профессиональное образование.

На высшем уровне власти тоже звучат заявления о поддержке квалифицированных кадров. Но откуда им взяться, если бюджет в следующем году на их подготовку сокращен до максимума, а расходы развития профтехобразования срезаны под нуль. Откровенно говоря, они и раньше не были заоблачно большими, но сейчас их просто отменили. То есть наши учреждения профессионального образования не будут иметь никакой инвестиции со стороны государства в 2023 году.  

Чья ответственность — профессиональное образование?

С 2016 года финансирование профессиональных училищ и лицеев спустили на местный уровень.Львиная доля мест для бесплатного обучения финансируется из региональных бюджетов. Государство финансирует подготовку лишь по остродефицитным, уникальным профессиям, которых утверждено всего 25 из сотен имеющихся. Попытки обновить перечень профессий общегосударственного значения, приблизить их к реальным потребностям рынка труда, что крайне актуально в военное время, к сожалению, не имели успеха. Проект обновленного перечня до сих пор согласовывают в правительственных кабинетах.

И в проекте бюджета подготовка по профессиям общегосударственного значения еще сокращена более чем на 50 млн грн и составляет 200 млн грн (против 250 млн в 2022 году).  

Отдельная болезненная тема обучение внутренне перемещенных лиц. Война сорвала тысячи студентов с родных мест, лишила их жилья. Они выехали, рискуя жизнью. Большинство из них поступали по региональному заказу. Это означает, что они зарегистрированы на территории региона, где учились. Как эти студенты могут продолжить обучение и получить документы? Для большинства из них это единственная надежда на будущее в Украине, а может и единственное, что их еще удерживает здесь.

В мае Министерство образования и науки ответило на этот вопрос. Члены правительства предложили механизм академической мобильности, который дает право профтехзаведениям из условно безопасных регионовдоучить студентов внутренне перемещенных лиц. Но на практике решение едет, как квадратное колесо. Ведь кто финансирует обучение? Регионы. В каком состоянии местные бюджеты, например, Донецкой, Херсонской или Луганской областей, где тревога не прекращается уже 166 дней? В более чем плачевном. Как в таких условиях могут работать межбюджетные трансферты? Так что механизм вроде бы есть, скажет вам Минфин, юридические основания есть, но все понимают, что это только на бумаге. Если раньше местные бюджеты могли покрывать все статьи затрат, то теперь им не справиться без поддержки центрального бюджета.

Это история не о цифрах в статистике, а о жизни и судьбе реальных людей. Представьте себе состояниестудента мариупольского профтеха, который видел ад наяву, с сумасшедшим риском вырвался из него, теперь лишен средств к существованию, дома, а еще возможности получить диплом, который позволит легально работать.

Также это о семьях с детьми, которые просидели в подвалах несколько месяцев, а теперь у них нет ничего, кроме надежды. Таким взрослым надо снова учиться, потому что предприятий, на которых они работали годами, больше нет. Их разбомбили. Большинство их коллег просто погибли или исчезли.

Впрочем, в бюджете-2023 не заложено ни одной копейки на образование всех этих людей. Как сложится их судьба — вопрос, отданный на откуп везения каждого.

Но мы же не такая страна, мы точно не Оркостан и должны взять на себя ответственность! Дать людям не только надежду, но и инструмент для построения лучшей жизни в Украине, создать возможность каждомуприложить силы к ее восстановлению.

Ответственность и вера в людей

С 24 февраля предприятия горно-металлургического комплекса столкнулись с беспрецедентными вызовами. Два мощных мариупольских предприятия — металлургический комбинат «Азовсталь» и металлургический комбинат им. Ильича — полностью превращены в руины. Многие работники этих предприятий погибли или до сих пор считаются пропавшими без вести. К счастью, кое-кому удалось эвакуироваться.

Компании, предприятия которых остались еще работать, как, например, «Метинвест», «Интерпайп», «АрселорМиттал Кривой Рог», «Днепроспецсталь» и «Феррэкспо», в разный период переходили в простой, сокращали до двух третей нагрузки работников. На каждом предприятии есть сотни мобилизованных. И даже в условиях тотального кризиса горно-металлургический бизнес находит ресурсы для инвестиций в победу, сохранения трудовых коллективов.

Например, «Метинвест» предлагает роботу мариупольским металлургам и горнякам на других предприятиях компании. Если профессии (квалификации) мариупольцев не отвечают открытым вакансиям, «Метинвест» предлагает переобучение за счет компании. Дополнительно таким работникам предоставляютзначительные финансовые бонусы, выплачивают  подъемные.

Это хороший кейс того, как должен вести себя социально ответственный бизнес. А еще демонстрирует, насколько актуально профессионально-техническое обучение, в частности взрослых. Ведь большинство предложений на рынке труда ориентировано именно на квалифицированных рабочих.

Почему, несмотря на отсутствие прибылей, металлурги проникаются вопросами образования? Вероятно, потому, что они годами вкладывают в профориентацию, центры карьеры, инвестируют в профтехзаведенияобластей, в которых размещены мощности компаний. Они понимают, какой высокой будет цена восстановления команд и Украины. Горно-металлургический комплекс верит в победу и  работает над ее приближением.

Бесспорно, сейчас нет большего приоритета, чем защита от оккупанта и повышение обороноспособности.У воюющей страны первейшим приоритетом должно быть обеспечение армии и защитников, посему справедливо, что в проекте Госбюджета финансирование сектора обороны и безопасности втрое больше, чем было заложено в Госбюджете-2022. Но игнорировать подготовку специалистов, от которых зависит восстановление, — это тысяча шагов назад от победы. Мы не такие богатые, чтобы отказаться от подготовки людей, руками которых будут восстанавливать Мариуполь, Чернигов, Николаев и другие города и села. Можем лимы вообще позволить себе стимулировать трудовую миграцию и миграцию молодежи? Однозначно, нет.

Между тем профессиональное образование это и о военных, которых комиссовали по состояниюздоровья, но им надо еще работать. Когда закончится война, многих рабочих мест просто не будет! Этим людям придется переквалифицироваться либо повышать свою квалификацию.

Я призываю народных депутатов, руководителей профильных комитетов Верховной Рады Украины и всех, кто имеет влияние на принятие бюджета-2023, пересмотреть его в части финансирования профессионально-технического образования.

Активизироваться должны и сохраненные, переехавшие бизнесы. За период независимости наработана куча кейсов партнерства училищ с крупным, средним и малым бизнесом. Этот опыт можно использовать и адаптировать к потребностям военного времени, поддержать таким образом социальный, образовательный фронт страны. Кроме того, уцелевший бизнес также может разделить с местными бюджетами социальную нагрузку обеспечить учебные заведения, поддержать студентов и преподавателей.

Развитие профессионального образования этого года и последующих лет требует не только достойного финансирования. Перезагрузить нужно и законодательство. Раньше для сотрудничества работодателей и профтехзаведений использовались элементы государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако полноценного инструмента ГЧП, который бы системно привлекал инвестиции в профтех, давал реальные преимущества обеим сторонам, нет. Напрасно и говорить о Законе «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании», принятом еще в 1998 году. Следует ли вспоминать, что за последние 24 года технологии, рынок труда, мышление молодежи кардинально изменились? Точечные изменения, которые вносили в Закон, больше напоминают штопку дыр, что не является альтернативой полноценной «починки». Принятие нового закона о профтехобразовании решило бы многие вопросы, которые висят в воздухе годами, мешая профтехобразованию двигаться вперед.  

Профтехобразование неотъемлемая часть нашего успешного будущего. В конце концов, мы должнызамечать это ежедневно, просто включая свет.