UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страницы истории: продолжение следует

В эти дни Киевский национальный университет технологий и дизайна отмечает 75-летие со дня основания...

Автор: Валентин Петров

В эти дни Киевский национальный университет технологий и дизайна отмечает 75-летие со дня основания. Его прародителем является созданный в 1930 году институт кожевенной промышленности, готовивший химиков-технологов. Со временем количество специальностей увеличилось, определив профиль деятельности вуза как одного из базовых по подготовке дипломированных кадров для легкой промышленности. Об этом, в частности, свидетельствуют изменения в его названии — технологический институт легкой промышленности, Государственная академия легкой промышленности, Государственный университет технологий и дизайна. В 2001 году университет получил статус национального. Сейчас в его структуре работают три института и три департамента, шесть факультетов, занятых подготовкой кадров практически по всем специальностям легкой промышленности.

На 28 кафедрах вуза учится порядка 14 тысяч студентов — как из Украины, так и стран ближнего зарубежья, Китая, Чехии, Словакии, Болгарии. Развиваются и международные связи, установленные с 23 вузами из 12 стран мира. По итогам конкурса, проведенного Всемирной ассоциацией университетов «Платон», Киевский национальный университет технологий и дизайна вошел в число 50 наиболее известных университетов двадцатого века.

О нынешнем состоянии дел в университете, проблемах и планах развития наша беседа с его ректором лауреатом Государственной премии Украины, членом-корреспондентом Академии педагогических наук, профессором Олегом ВОЛКОВЫМ.

— Олег Игоревич, насколько верно утверждение о том, что вашему университету свойственна некая корпоративная замкнутость?

— Полагаю, эту особенность точнее было бы назвать четкой профессиональной ориентацией вуза. Ее мы сохранили, не поддавшись искушению в угоду конъюнктуре заняться подготовкой специалистов непрофильных направлений. Например, юристов или переводчиков. Честно говоря, был такой соблазн, и предложения были, но все же мы отдали предпочтение традиционной ориентации на подготовку кадров для легкой промышленности. Это наш приоритет, который позволяет оставаться ведущим отраслевым высшим учебным заведением, что подтверждается оценками и наших партнеров, и конкурентов. Ведь практически все основные научные достижения в легкой промышленности формировались именно в нашем университете. Здесь успешно работает и развивается одиннадцать научных школ, что позволяет не только не утратить лидерство, но и наращивать потенциал. Запорукой тому квалифицированный преподавательский состав университета, в составе которого 28 академиков и членкоров отраслевых академий наук, 88 профессоров, докторов наук, 279 доцентов, кандидатов наук, 25 заслуженных художников, деятелей науки и техники, народного образования. Однако это никоим образом не означает некую ограниченность в развитии новых видов специальностей и специализаций. Мы внимательно следим за процессами, происходящими в отрасли, и ее подъемом, планируя подготовку научных и инженерных кадров в соответствии с потребностями и запросами производства. Так, в 2000 году был открыт факультет дизайна, два года назад — совместно с фармуниверситетом первыми в стране восстановили подготовку химиков-технологов фармацевтического производства. Эти специальности сейчас пользуются повышенным спросом на рынке труда. В качестве одного из примеров плодотворного сотрудничества наших ученых со специалистами других отраслей можно привести успешные разработки кафедры экологии по утилизации отходов кожевенного производства. Их применение в строительстве позволяет использовать бетон при низких температурах, при этом он сохраняет свои свойства. Подобные примеры далеко не единичны, что скорее свидетельствует об активном сотрудничестве в разных сферах народного хозяйства, а вовсе не об отраслевой замкнутости. Однако, что касается главной задачи — подготовки квалифицированных специалистов, наш приоритет четко обозначен.

— Судя по тому, что средний конкурс абитуриентов составляет три претендента на место, а на отдельные специальности — превышает 10, ваш университет относится к разряду престижных вузов.

— Не скрою, приятно, что университет пользуется популярностью, и это дает возможность отбирать в число студентов наиболее способных претендентов. Но, к сожалению, в последние годы наблюдается весьма неблагоприятная тенденция снижения общеобразовательной школьной подготовки. Это особенно ощутимо в сфере точных наук, составляющих основу овладения технологическими процессами. Очевидно, одних лишь разговоров о необходимости поддержки талантливой молодежи недостаточно, нужны еще и конкретные дела. На мой взгляд, стоило бы обратиться к опыту не такого уж и далекого прошлого. Вспомните, каких успехов удалось достичь в деле физико-математической подготовки школьников, что позволило отечественным фундаментальным наукам занять позиции мирового лидерства. А все благодаря тому, что получили развитие специализированные школы, школы-интернаты, в которые отбирались по конкурсу лучшие из лучших. Разумеется, это требовало определенных материальных затрат. Но сейчас, в эпоху рыночных отношений, они тем более необходимы. Поскольку, по меньшей мере, наивно надеяться на более или менее приличный результат, не вкладывая при этом ни копейки.

— А способен ли университет самостоятельно повлиять на ситуацию, не дожидаясь решения проблемы на общегосударственном уровне?

— Коренным образом — разумеется, нет. Но отчасти уровень подготовки своих абитуриентов мы пытаемся повысить в рамках деятельности созданного при университете учебно-методического комплекса. В его составе около 100 учебных заведений по всей стране. Это, пользуясь старой терминологией, техникумы, профтехучилища, специализированные школы. Более того, мы избрали еще один путь развития, который, уверен, имеет большую перспективу не только для нашего, но и для других вузов. А началась все с возникновения сугубо бытовой проблемы. В последнее время у нас заметно увеличился наплыв иногородних студентов, и мест в общежитии стало катастрофически не хватать. К тому же условия проживания в них, чего греха таить, далеко не на должном уровне. Иначе попросту и быть не может, если за последние 20 лет государство не выделило на их содержание ни копейки, а собственные возможности, увы, ограниченные. Наши финансовые потребности обеспечиваются государством всего лишь на 30 процентов, остальное приходится зарабатывать самостоятельно. Однако даже не это главное. Смотрите, что получается. Студентами становятся 17-летние молодые люди, которые подчас не всегда подготовлены к самостоятельной жизни. Пять лет учебы в столице, конечно, для них самая замечательная пора, но с воспитательной точки зрения это, к сожалению, далеко не всегда так. Порой перспектива возвратиться дипломированным специалистом в родную Полтаву или Винницу, не говоря уже о небольших городках, расценивается как трагедия. Но ведь квалифицированные кадры в провинции нужны не меньше, чем в столице. А ведь на местах вполне достаточно высококлассных преподавателей, хорошо владеющих общеобразовательными дисциплинами — математикой, физикой, химией, историей… Следовательно, наши студенты в течение двух-трех лет вполне могут получить базовое образование, не отрываясь от дома, а специальные знания — уже у нас в университете. Но, во-первых, сюда они уже приедут повзрослевшими, во-вторых, более подготовленными и окончательно определившимися в избранной специальности. Наконец, что немаловажно, эта схема с одной стороны предоставляет больше возможностей для овладения высшим образованием талантливой молодежи, а с другой — положительно влияет на обеспечение региональных рынков труда квалифицированными кадрами. Они постоянно востребованы как на крупных промышленных предприятиях, так и в сфере малого и среднего бизнеса. В целом же, я убежден, реализация полномасштабной непрерывной многоуровневой системы подготовки кадров представляется возможной только в рамках мощных учебно-научно-производственных комплексов, включающих в себя развитую сеть учебных подразделений разных уровней. Такой комплекс позволяет выстраивать непрерывные образовательные цепочки от бакалаврата до аспирантуры. Кстати, этой цели подчинены и проработки архитектурного плана обустройства вуза, который предусматривает создание цельного комплекса университетского городка в виде закрытого кампуса.

— Однако эта схема пока что на уровне теории?

— Нет, она уже реализуется на практике. Вдобавок к пяти существующим факультетам (дизайна, технологии легкой промышленности, технологического оборудования и систем управления, химических технологий, инженерно-экономическому), два года назад мы открыли факультет рыночных, информационных и инновационных технологий в Черкассах. И хотя в этом городе есть свои университеты, наш факультет работает весьма успешно, конкурс абитуриентов там очень высокий. Сейчас ведем организационную работу по созданию подобного факультета в Чернигове. Его мы планируем создать на базе местного швейного училища. К счастью, мы нашли понимание как со стороны администрации училища, так и областного управления образования.

— Олег Игоревич, для многих вузов серьезной проблемой является не только набор и подготовка, но и трудоустройство выпускников. Насколько это характерно для вашего университета?

— Спрос на подготовленных нами специалистов на рынке труда достаточно высокий. Уровень трудоустройства выпускников составляет 84 процента. А о степени профессиональной подготовки наших воспитанников, в частности, свидетельствует то, что многие из них возглавляют предприятия легкой, химической промышленности, бытового обслуживания и коммерческие фирмы. Мы поддерживаем стремление старшекурсников совмещать учебу с работой на производстве, разумеется, при условии выполнения учебного плана. Достичь же органического дополнения научной составляющей практической подготовкой студентов удается за счет тесного сотрудничества с рядом ведущих предприятий легкой промышленности. Таких, например, как акционерные общества «Володарка», «Возко», «Дана», «Чинбарь». Кстати, несколько слов о последнем. Около трети сотрудников «Чинбаря» — весьма благополучного производства, плодотворно работающего на внешнем рынке, — наши выпускники. Успешную деятельность предприятия в значительной степени обеспечивает внедрение технологий, разработанных учеными нашего университета.

— И напоследок — о предстоящем юбилее вашего университета. Какие сюрпризы приготовлены к празднику?

— Если под сюрпризами подразумеваются приятные неожиданности, то раскрывать секреты раньше времени все же не следует. Впрочем, для одного из них, пожалуй, можно сделать исключение. Это презентация изданной «Науковою думкою» книги «Сторінки історії Київського національного університету технологій та дизайну». Это серьезный научный труд, базирующийся исключительно на документальной основе, который в значительной мере позволит по-новому увидеть не только историю нашего университета, но и процесс становления системы высшего образования в Украине в целом. Не сомневаюсь, что эта книга не только вызовет интерес у широкой читательской аудитории, но и оживленные дискуссии. Кстати, «Сторінки історії...» заканчиваются событиями послевоенных лет. Пошли мы на это сознательно — с целью максимальной объективности освещения событий и фактов, а вовсе не из-за того, что нам нечем гордиться в настоящем и в недавнем прошлом. Десятки наших воспитанников составляют сегодня элиту страны, и нет сомнения в том, что этот список будет пополняться. Свидетельство тому — набирающий все большую популярность международный конкурс молодых модельеров — дизайнеров костюма «Печерские каштаны», который проводится студенческим домом моделей, высокие оценки творческих работ наших студентов на международных конкурсах. Однако это уже темы для новых страниц истории университета.