UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Стоять, бояться!»

О замечаниях в школе.

Автор: Роман Бондаренко

Можно ли представить себе школу без замечаний? Наверное, нет. Сколько анекдотов и мемов уже придумали о коронных фразах учителей вроде «Марш домой переодеваться!» или «Петренко, за дверь!». И даже во время дистанционного обучения замечания никуда не делись. Бесспорно, какие-то из них справедливы. Но есть и такие, что прямо нарушают права учеников.

Основная проблема с правами детей в школе заключается в том, что многие учителя не воспринимают учеников равноправными гражданами. Зато считают себя выше иерархически и позволяют себе делать детям неуместные замечания относительно внешнего вида или наказывать за плохое поведение. Школьники часто слышат: «Сначала выучите свои обязанности, а потом будете говорить о правах». Дело в том, что естественные права есть у человека по факту рождения, и чтобы ими пользоваться, не нужно выполнять никаких обязанностей.

Это, прежде всего, естественные права человека, которые являются неотчуждаемыми: право на жизнь, на уважение чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность и т.п. У человека они есть независимо от возраста, пола, социального статуса, просто по факту того, что он — человек. В Конституции Украины четко определено, что при принятии новых законов не допускается ограничение имеющихся прав и свобод.

Например, самое важное право каждого человека — право на жизнь. Оно непосредственно касается безопасной образовательной среды: это отремонтированная школа, где нет выпадающих окон или незакрепленных перил на лестницах, где не падают стены или потолки, где есть качественное питание, предоставляется своевременная медпомощь и т.п. Всегда ли это право обеспечивается в школе?

Ну а уже привычные для нас школьные замечания постоянно нарушают права. Мы собрали популярнейших «нарушителей» и подробно объяснили, ссылаясь на законы, почему такие выражения не должны звучать в школе.

«Ты пришел в джинсах в школу — марш домой переодеваться!», «В школе запрещены длинные волосы у мальчиков/яркий цвет волос/макияж/маникюр!»

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность — указано в Гражданском кодексе Украины и Конвенции ООН о правах ребенка, которая обязует Украину как государство — участника конвенции уважать право ребенка на сохранение индивидуальности.

Также каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Индивидуальность и мировоззрение именно и проявляются в одежде, прическе, макияже, украшениях. Когда родители провожают ребенка в школу, они видят, как он или она одеты, то есть они уже согласились на такой внешний вид ребенка. Претензии относительно одежды или прически нужно вынести за скобки отношений учитель — ученик. Внешний вид ребенка учитель должен обсуждать исключительно с родителями, потому что именно родители покупают ребенку одежду, позволяют красить волосы, делать пирсинг или макияж.

Когда же на собрании родители или учителя договариваются об определенном дресс-коде для всех детей класса, это выглядит просто странно: призрачное большинство не имеет права решать, как другим родителям тратить свои деньги или заставлять чужих детей одеваться и выглядеть определенным образом. Тем более что такие решения на собрании принимают без детей.

Чаще всего большинство родителей соглашается, что в школу дети должны одеваться в деловом стиле. Вопрос первый: каков он, этот деловой стиль в современном мире? И вопрос второй: что делать тем, кто против этого или вообще не был на собрании?

Нет механизма принуждения к определенному внешнему виду. Когда учителя своими замечаниями об одежде апеллируют к внутреннему уставу школы или класса, это тоже неправомерно. Потому что право на индивидуальность защищено законами, а, следовательно, его не могут ограничивать устав школы или положение о внешнем виде учеников.

Представьте ситуацию: директор делает замечание учителю по поводу прически, одежды или макияжа и отправляет домой переодеваться. Учитель, наверно, будет против таких принудительных улучшений внешнего вида. Тогда почему в отношении детей это считается нормальным? Давайте воспитывать у детей чувство вкуса, в частности и личным примером, но не путем принуждения и унижения.

Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Учителя и дети должны общаться на равных, между ними нет иерархии в области прав человека. Ребенок может высказывать собственное мнение, потому что имеет право на свободу выражения взглядов, в частности и в отношении своего стиля одежды или внешнего вида. Когда ребенка заставляют идти домой переодеться — это прямое нарушение права ребенка на образование: ученики приходят в школу, чтобы учиться. Знания можно получить в джинсах и футболке. На качество знаний это никак не влияет.

«Положи телефон в коробку — отель для гаджетов, заберешь после уроков».

Телефон — частная собственность ученика. Право на частную собственность незыблемо. То есть когда учительница на уроке или на перерыве отбирает у ребенка телефон, она нарушает это право. Может ли эта же учительница забрать телефон у своего коллеги? Может ли директор прийти и отобрать телефон у учительницы? Это звучит дико, но почему по отношению к ребенку это воспринимается как должное?

Учителя объясняют запрещение телефона на уроке тем, что дети играют, а не работают. Но это уже вопрос дисциплины, который нельзя решить, просто забрав телефон. Тем более, довольно часто дети пользуются смартфонами на уроке не для игры, а потому что туда загружены учебники. Если ребенок действительно развлекается на уроке гаджетом, этот вопрос нужно обсуждать с родителями и искать приемлемое решение: возможно, они поставят на гаджет родительский контроль и заблокируют доступ к играм на время уроков, а может быть, вообще решат не давать ребенку телефон в школу. В любом случае это должно быть решением родителей и ребенка, а не единоличным приговором учителя.

Нужно ли класть телефон в специальную коробку по требованию учителя?

С коробкой для телефонов существует опасность: представьте, у учителя на столе стоит коробка с 20 телефонами. Случайно коробка падает, и техника совокупной стоимостью в несколько десятков тысяч гривен падает на пол. А учитель не несет ответственности за сохранность вещей ученика, в частности и телефонов. Кому тогда предъявлять претензии, кто возместит убытки? Родительский комитет, установивший эту коробку? Купленную на деньги родителей, кстати.

Если учитель заметил, что ученик на уроке играет в телефоне, он может попросить ученика спрятать гаджет в портфель. Если же ученик не слушается, это повод для разговора с родителями.

«Ты плохо ведешь себя, мешаешь другим, срываешь урок — выйди из класса!», «За плохое поведение будешь убирать класс после уроков!».

Выставлять из класса за дверь — это нарушение права ребенка на образование. На время уроков ответственность за ребенка несет школа. Если ученика выставили за дверь, учитель уже не видит, что и где этот ребенок делает. Но есть и другая сторона: когда ребенок на уроке выходит в туалет, учитель также не может контролировать его передвижения, но детей в туалет отпускать обязаны.

«Ты сегодня дежурный, убери в классе!».

Принудительное привлечение детей к уборке и другим работам или мероприятиям в школе, не предусмотренным образовательной программой, — это нарушение конституционного запрета использовать принудительный труд. Следует различать самообслуживание и уборку. Если ребенок поел за своей партой, насорил, то должен после себя убрать. Если писал на доске, должен ее вытереть. Но принудительная классическая уборка вроде подметания и мытья пола с переворачиванием стульев и передвижением парт неприемлема.

Учитель не имеет права заставлять детей убирать в школе. Там есть технические работники — уборщики. И уборка помещения школы, в частности и классов — их служебная обязанность. Лишь с 8-го класса по согласию ребенка и с разрешения родителей ученика могут привлекать к уборке на добровольных началах. При этом нужно соблюдать обязательные условия: использовать защитные перчатки, халаты. Никаких работ опасных для жизни и здоровья детей! В частности запрещены: работа с большой физической нагрузкой, работа с химическими веществами, вынос и вывоз отходов, работа в котельных, мытье окон, уборка санузлов, пищеблока, лестниц и т.п.

«Не были в школе — без медицинской справки к занятиям не допустим».

Это опять нарушение права ребенка на образование. Причина отсутствия ребенка в школе подтверждается медицинской справкой или объяснением родителей. Нет разницы, болел ребенок или нет, записка от родителей объясняет отсутствие ребенка в школе. Школа не имеет права требовать никаких справок в случае отсутствия ребенка и тем более теста на COVID-19 после пропуска занятий в школе или по возвращении из самоизоляции либо обучения онлайн. Совет родителям: если от вас требуют какой-то документ или справку, не надо искать закон, который опровергает это требование. Наоборот, тот, кто требует документ, должен подтвердить правомерность своего требования — показать, где об этом написано.

«Где это написано?» — стандартный вопрос родителей, который можно и следует задавать, когда от вас требуют дополнительные справки или документы. В большинстве случаев нормативного подтверждения не находят и отказываются от них. Ответ «Всегда так было» не означает, что это законно.

Когда семья едет в отпуск или родители знают, что ребенок не будет посещать школу на протяжении длительного периода по семейным обстоятельствам, родители должны предупредить администрацию школы. Это важно, ведь если этого не сделать, школа обязана сообщить в территориальный орган Национальной полиции и службу по делам детей об отсутствии ребенка в школе.

«Сейчас контрольная работа, в туалет надо ходить в перерыве».

У каждого человека есть право не подвергаться истязаниям, нечеловеческому или унижающему достоинство обращению. Если ребенка не выпускают в туалет, это как раз и есть обращение, унижающее человеческое достоинство, это просто издевательство. Посещение туалета — естественная потребность, которую дети должны удовлетворять независимо от графика школьных звонков или воли учителя. Иногда за плохое поведение одного или нескольких детей наказывают весь класс — заставляют стоять и даже стоя писать. Это тоже унижение достоинства и истязание. Коллективные наказания в школе, когда несколько человек мешают вести урок, а весь класс должен подвергаться унижению и страданиям, напоминают времена Дикого Поля или Золотой Орды.

Всем не следует забывать, что ребенок имеет человеческое достоинство от рождения, как и любой взрослый. Именно из равенства человеческого достоинства и возникает равенство людей, закрепленное в международных договорах и Конституции Украины. Маленький человек является равноправным гражданином и имеет права человека от рождения, в частности право на уважение его чести и достоинства. А фельдфебельские традиции вроде «Стоять, бояться!» должны уйти в прошлое, им не место в Новой Украинской Школе.