Есть все основания считать, что студенческие стипендии с 2017 г. будут выплачивать по-новому.
Если это произойдет (кардинальное изменение системы стипендиального обеспечения), то будет результатом возможного давления в этом вопросе Министерства финансов на Министерство образования и науки, поскольку за последние годы ни одна МОНовская инициатива по реформированию стипендиальной системы не шла дальше создания рабочей группы. Между тем следует подчеркнуть, что, кроме всем известной мантры со стороны Минфина о несовершенстве действующей системы стипендиального обеспечения, никаких публичных экономических выкладок по этому вопросу не было.
Полагаю, что это будет кардинальное изменение системы стипендиального обеспечения с 2004 г. (год выхода постановления Кабинета министров Украины №882 "Вопрос стипендиального обеспечения").
Чтобы понять, чего ожидать абсолютному большинству студентов, следует напомнить, какой порядок получения стипендий действует сегодня. Согласно действующей редакции Закона Украины "О высшем образовании" и правительственным решениям (постановлениям Кабинета министров Украины №882 "Вопрос стипендиального обеспечения" и №165 "Некоторые вопросы стипендиального обеспечения"), студент высшего учебного заведения получает академическую стипендию при таких условиях: по результатам сессии он имеет средний балл 4,0 и выше (студент может получить и тройку, но главное - чтобы она перекрывалась пятеркой) и занимает высокое место в рейтинге (стипендию получают не менее 2/3 студентов и не более 75% студентов дневной формы обучения, которые учатся за средства государственного бюджета, без учета лиц, получающих социальные стипендии). Большинство студентов, исходя из этого, получают минимальную академическую стипендию в размере 825 грн, а студенты-отличники получают 925 грн.
МОН подготовило и обнародовало проект постановления Кабинета министров Украины "О внесении изменений в стипендиальное обеспечение" (далее - Проект), согласно которому предлагается принять новый Порядок назначения и выплаты стипендий и утвердить новые размеры академической и социальной стипендий.
Чего именно ожидать студентам уже в начале 2017 г.? Остановимся на самых важных положениях предложенных изменений.
Одной из основных причин изменения системы стипендиального обеспечения члены правительства называли идею мотивировать лучших студентов, в отличие от нынешнего подхода - "платить стипендии почти всем студентам-бюджетникам". На одной из встреч в МОН при обсуждении проекта правительственного решения относительно изменения системы стипендиального обеспечения было озвучена (от студентов) мысль о необходимости включить в рейтинг студентов, которые будут иметь право получать академическую стипендию, и студентов-контрактников, которые учатся в государственных и коммунальных высших учебных заведениях. Хотя эту идею предварительно поддержали представители как Минфина, так и МОН, в предложенной редакции изменений мы ее не находим, что ставит под большое сомнение истинные мотивы изменения системы стипендиального обеспечения. По моему мнению, нужно внести изменения в ст. 62 Закона Украины "О высшем образовании" в части предусмотрения права студентов-контрактников на получение академической стипендии. Это станет важным шагом к поддержке лучших студентов высших учебных заведений, не различая их по тому, за какие деньги студент учится: за средства государственного (местного) бюджета или за средства родителей, которые также платят налоги в государственный бюджет Украины.
Министерство образования предлагает такую новацию, как прекращение выплаты академической стипендии в случае нарушения стипендиатом требований устава (положения) учебного заведения или правил внутреннего распорядка учебного заведения. К чему это может привести? К тому, что за возвращение в общежитие ночью или выход гостей из общежития после установленного администрацией вуза времени, "за несоблюдение морально-этических норм" и т.п. будут прекращать выплачивать стипендию. Что имеется в виду под "морально-этическими нормами"? Если такую формулировку оставить, можно будет по потребности (например, когда будет не хватать финансирования) найти причину перестать выплачивать стипендию каждому студенту. Идею оспаривать студентом решение о прекращении выплаты стипендии в судебном порядке можно воспринимать лишь как издевательство.
Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день на законодательном уровне гарантированно обеспечена выплата академической стипендии не менее 2/3 студентов и не более 75% студентов дневной формы обучения, которые учатся за средства государственного бюджета, без учета лиц, получающих социальные стипендии (одобренный парламентом, но пока что не подписанный президентом законопроект №5130 предусматривает отмену этого показателя). Проект правительственного решения не предусматривает определения процента студентов-бюджетников, которые будут иметь право на получение академической стипендии, зато в нем есть такие формулировки: "высшие учебные заведения в пределах средств, предусмотренных для выплаты стипендии, назначают академические стипендии студентам" и "с учетом расходов на стипендиальное обеспечение". Таким образом, мы можем обоснованно говорить об отсутствии четких критериев и формулы распределения средств для вузов на выплату стипендий и привязку объема соответствующих выплат к финансовым возможностям государства в тот или иной момент времени. Это абсолютно неправильный подход. Необходимо на законодательном уровне зафиксировать минимальный и максимальный показатели процента студентов, которые будут иметь право на получение академической стипендии.
Если президент Украины подпишет законопроект №5130 (который, в том числе, меняет систему стипендиального обеспечения), из действующего на сегодня Закона Украины
"О высшем образовании" будет изъята норма о выплате академической стипендии по рейтингу. Несмотря на это, в проекте правительственного решения подробно описывается формирование рейтинга. О чем идет речь?
Рейтинг будет составляться по результатам последнего учебного семестра (высшие учебные заведения будут назначать стипендии уже по результатам зимней сессии) по каждому курсу и по каждой специальности на основании успешности по каждому учебному предмету. Высшее учебное заведение должно учитывать участие студента в научной, научно-технической деятельности (творческой активности для художественных специальностей), общественной жизни и спортивной деятельности. При этом составляющая успешности (экзамены, зачеты) должна быть не менее 90% рейтингового балла, остальные 10% - это научная, спортивная и общественная деятельность.
Баллы за каждую дисциплину (семинар, модуль, зачет, экзамен) будут начисляться по системе, которую утвердит кафедра, учитывая сложность дисциплины, количество самостоятельной работы по ней, необходимость "творческого подхода" к ее изучению, связь с другими дисциплинами.
В рейтинг не будут включать студентов, которые до начала сессии по любому предмету не набрали необходимого минимального количества баллов, которое определено в каждом отдельном высшем учебном заведении, имеют академическую задолженность, во время сессии решили повторно сдать экзамен или зачет для улучшения ранее полученной оценки. С этим всем можно согласиться, и, по сути, так оно есть и сейчас. Нельзя согласиться с предложенным положением, которое предусматривает не включать в рейтинг студентов, имеющих учебную нагрузку в кредитах ЕКТС на текущий учебный год в объеме, меньшем, чем норматив, установленный учебным планом для соответствующего курса и специальности. А если у студента на один семестр 25 кредитов, а на второй - 35, то в таком случае он автоматически теряет право на получение стипендии? Эту позицию нужно изъять.
Одним из наиболее проблемных положений проекта правительственного решения является норма, предусматривающая, что перед началом подведения итогов семестрового контроля ученые советы высших учебных заведений должны утверждать одинаковый для всех курсов и специальностей лимит стипендиатов (процент студентов-бюджетников), которым будут назначать академическую стипендию "с учетом расходов на стипендиальное обеспечение". Таким образом, если, например, сегодня есть средства для 40% студентов-бюджетников, то 40% студентов получат академическую стипендию, а если через несколько месяцев средств будет только для 30%, то получат стипендию только 30% студентов-бюджетников.
Более того, необходимо также устанавливать лимит для студентов-отличников, и МОН уже предлагает, что это должно быть до 2% от установленного лимита стипендиатов. То есть если, условно говоря, из 100 студентов 50 (50%) будут получать стипендию, то только один студент будет иметь право на повышенную стипендию. Другими словами - предлагается отменить повышенные стипендии.
Министерство образования и науки Украины предлагает с 1 января 2017 г. для учащихся ПТУЗ минимальную академическую стипендию установить в размере 415 грн в месяц, для студентов І–ІІ уровня аккредитации - 830 грн, для студентов ІІІ–ІV уровня аккредитации - 1100 грн. Размер социальной стипендии для учащихся из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также учащихся, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей, - 966 грн; для студентов высших учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также студентов, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей, - 2 тыс. грн; для студентов высших учебных заведений І–ІІ уровня аккредитации - 754 грн, для студентов высших учебных заведений ІІІ–ІV уровня аккредитации - 1 тыс. грн.
И даже если предположить, что соответствующее правительственное решение будет принято в ближайшие дни, то для высших учебных заведений проблемы только начнутся.
После утверждения Государственного бюджета Украины на 2017 г. и обнародования принятого постановления Министерство образования и науки Украины совместно с Министерством финансов должны разработать и утвердить соответствующий паспорт бюджетной программы. Министерству образования предстоит разработать и утвердить примерный Порядок формирования рейтинга. Высшие учебные заведения должны разработать и утвердить собственные Правила назначения академических стипендий и Порядок формирования рейтинга и утвердить их решением ученого совета по согласованию с органом студенческого самоуправления. Возникает логичный вопрос: когда это должны делать высшие учебные заведения? На Рождество? На старый Новый год?
Следует отметить, что третий пункт проекта постановления предусматривает, что по результатам зимней сессии высшие учебные заведения назначают стипендии, согласно новому Порядку, по рейтингам, сформированным по среднему баллу, в новых размерах (например, для студентов высших учебных заведений ІІІ–ІV уровня аккредитации минимальная академическая стипендия составит 1 тыс. грн). Между тем в приложении 2 к проекту постановления указано, что новые размеры академических и социальных стипендий устанавливаются с 1 сентября 2017 г. По словам же министра образования Лилии Гриневич, если студенты сдают зимнюю сессию в декабре, стипендию по новому законодательству они получат уже в январе 2017 г., а если сессия в январе - новая стипендия будет в феврале, при этом студенты получат за январь стипендию по предыдущему начислению. Таким образом, непонятно: когда начнут начислять новые размеры академической и социальной стипендии, и по какой системе будут определять студентов, которые будут получать стипендию по результатам зимней сессии. Очевидно, что мы тут имеем несоответствие проектов правительственных решений с заявлениями руководителей министерств и, к тому же, путаницу в самих правительственных предложениях.
Какой выход?
Считаю, что необходимо взвешенно подходить к вопросу реформирования стипендиального обеспечения и практически воплощать эти изменения лишь с нового 2017/2018 учебного года.
Это позволит избежать многих потенциальных проблем в начале 2017 г., от возможной задержки выплаты стипендии (по объективным причинам, связанным с необходимостью разработать и принять множество решений, как на уровне министерств, так и в каждом отдельном высшем учебном заведении), и к вероятным акциям протеста студентов (которые уже начались в некоторых "студенческих городках") из-за недовольства предложенными изменениями, значительно суживающими количество счастливчиков, которые будут получать академическую стипендию.
Мы не имеем права на ошибку в таком чувствительном для более 2 млн студентов вопросе, как студенческие стипендии.