UA / RU
Поддержать ZN.ua

Станислав Николаенко: «МОН можно назвать министерством будущего Украины»

Кажется, понятие «реформирование» в просвещенской среде уже вызывает стойкую идиосинкразию, и руководство Министерства образования и науки решило наложить на него своего рода табу...

Автор: Лидия Подолян

Кажется, понятие «реформирование» в просвещенской среде уже вызывает стойкую идиосинкразию, и руководство Министерства образования и науки решило наложить на него своего рода табу. Так, открывая в минувшую пятницу общее заседание коллегии МОН и общественной коллегии просвещенцев, министр С.Николаенко сказал ради шутки, что поскольку это слово у всех навязло в зубах, то он будет его избегать. На этом представительском собрании просвещенцы и научные сотрудники рассмотрели проект концепции развития образования в Украине и государственной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006—2010 годы». Откровенно говоря, концепции и программы также уже набили оскомину. Возникает вопрос: зачем нужна еще одна концепция, ведь недавно была принята национальная доктрина развития образования? В чем различие между доктриной и концепцией?

— Концепция развития образования в Украине разработана с учетом положений национальной доктрины развития образования, одобренной II Всеукраинским съездом работников образования, и определяет стратегию развития нашей отрасли самое малое на двадцать пять лет. Концепция содержит ряд качественно новых конкретных шагов, которые предусматривается осуществить во всех звеньях образования в течение 2006—2010 годов, — рассказал корреспонденту «ЗН» Станислав НИКОЛАЕНКО.

— Так чего нам ожидать в следующей пятилетке?

— Кратко остановлюсь на некоторых новшествах концепции. Так, в дошкольном образовании особое внимание уделено семейному воспитанию, семейному образованию, различным формам дошкольного воспитания детей, не посещающих детсад. Предусматривается создание специальной литературы в помощь родителям. В обычных детских садах будут открываться специальные группы и создаваться условия для обучения детей с особыми потребностями.

Новыми для общеобразовательного звена образования являются положения концепции, касающиеся гибкой сети общеобразовательных учебных заведений в соответствии с демографической ситуацией в регионах, апробации модели «домашняя школа» в населенных пунктах с небольшой численностью детей школьного возраста; создание условий для объединения индивидуальной и классно-урочной системы обучения; разработка строительных норм и проектно-конструкторских стандартов для сооружения школ.

Концепцией предусмотрено завершить до 2010 года компьютеризацию и информатизацию среднего образования, довести обеспеченность школ современными компьютерами до уровня на 15 учеников один компьютер (сегодня этот показатель составляет 75:1).

Отдельный раздел концепции касается так называемого коррекционного образования. В нем речь идет об обеспечении равного доступа к качественному образованию детей, которые нуждаются в коррекции физического и умственного развития, в том числе детей-инвалидов, их финансовой поддержки по схеме «деньги ходят за детьми», а также создание служб ранней диагностики и коррекции в системе образования.

В профессионально-техническом образовании предусматривается сбалансировать спрос и предложение на рынке труда на квалифицированные кадры с учетом приоритетных направлений развития экономики и региональных особенностей, усиление роли работодателей и бизнеса в формировании трудового потенциала страны.

В сфере высшего образования речь идет о реализации таких задач: приведение законодательной и нормативной базы к европейским требованиям; создание новой национальной системы квалификаций, которая бы согласовывалась с системой квалификаций, формируемой в Европе в соответствии с Лисабонской конвенцией; введение нового (сокращенного) перечня направлений и специальностей; реализация принципов преемственности содержания образования в 12-летней общеобразовательной школе и высшем образовании путем перераспределения учебных дисциплин общеобразовательного цикла; внедрение новой системы организации и подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру как третий цикл системы высшего образования; усовершенствование системы приема в вузы путем перехода к вступительным экзаменам в форме независимого внешнего тестирования выпускников школы.

Впервые в концепции четко сформулированы задачи и пути реализации обучения в течение всей жизни.

Большое внимание уделено в документе усилению социальных гарантий. Впервые ставится задача достичь в Украине уровня средней заработной платы педагогов, существующего в странах Европы — новых членах ЕС, внедрение одинаковых принципов оплаты труда научно-педагогических работников с научными степенями и учеными званиями независимо от типа и уровня аккредитации учебного заведения. Особое внимание — будущим учителям и молодым педагогам: повышение стипендий студентам, обучающимся по педагогическим специальностям, денежная помощь выпускникам, идущим работать в школы и ПТУ, предоставление бесплатного жилья, льготных кредитов на его приобретение.

Концепцией предусматривается до 2010 года достичь уровня финансирования образования до 10 % ВВП. После утверждения концепции планируется разработать государственную программу развития образования в Украине на 2006—2010 гг.

Если все это выполним, нас можно назвать министерством будущего Украины.

— Но это напоминает социальную утопию. Бесплатное жилье, европейский уровень зарплат педагогам... Если не замахиваться на перспективу, какие задачи вы считаете приоритетными в ближайшем будущем?

— На 2006 год я выделил бы два главных приоритета: благополучие учителя и информатизацию образовательного и научного отечественного пространства. Мы выходим на среднюю зарплату в среднем образовании — 730—740 грн., а в высшей школе — 1350—1400 грн. На следующий год ставится цель еще хотя бы на треть увеличить оклады педагогическим работникам. (При плановом росте цен на семь-девять процентов). Мало, конечно, но это шаг вперед. Беда в другом. Развиваться нельзя, не вкладывая средства в учебную базу, а у нас местным бюджетам на это остается 20—25%.

— Этой проблемой вы занимались еще в парламенте как один из соавторов Закона «Об образовании».

— Именно так. Еще в 1996 году я был среди разработчиков Закона Украины «Об образовании», «соконструктором» всем известной статьи 57. Тогда благодаря позиции нашей фракции и поддержке А.Мороза как главы парламента мы с боем провели это решение. Тогда никто ни в правительстве, ни в МОН не верил, что будет работать механизм 57-й статьи. И все-таки учитель, преподаватель получает доплату за стаж, оклад на лечение, премиальные, оплату за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетами... Мой коллега по правительству Николай Полищук, министр здравоохранения (сейчас уже бывший. — Авт.), как-то упрекнул меня, дескать, это же безобразие — средняя зарплата педагога на 120 грн. выше, чем у врача. Я отделался шуткой: не зевай, Хомка, на то и ярмарка!..

Мы выступили с инициативой и возвращения долгов по этой же статье, есть соответствующий закон. Только в нынешнем году будет возвращено около 700 млн. грн. долгов педагогам. Выплаты начнутся в октябре-ноябре.

Восстановлена в этом году и частичная оплата коммунальных услуг сельским учителям. Мы вернулись к теме обеспечения жильем педагогов. Реальная потребность — 22 тысячи квартир. На 2006 год в бюджете предусматриваются средства на приобретение жилья, льготное кредитование и т.д. В 2004 году педагогам предоставлено 120 квартир, за девять месяцев нынешнего — 550.

— Станислав Николаевич, конечно, для вас социальная защита — очень близкая тема, но вернемся к приоритетам.

— Если вы внимательно посмотрите на нашу школу, то она почти такая же, какой была сто лет назад. Школа ХХ века готовила кадры для индустриально-аграрной экономики, сейчас человечество вступило в информационный век, интенсивно развивается новый тип экономики — экономика знаний. Знания обновляются со скоростью света. За минувший год человечество выработало столько информации, сколько за период от рождения Христа до начала Второй мировой войны! В подтверждение тезиса о появлении информационного общества, важности проблемы информатизации образования приведу такие факты. По оценкам ученых, человек появился на Земле почти 2 млн. лет назад, 50 тысяч лет прошло с того времени, как возник человеческий язык, 6 тысяч лет — как появилось письмо, 4 тысячи лет — алфавит. То есть между этими событиями большой временной отрезок. Но в дальнейшем интеллектуальные прорывы были чрезвычайно стремительными. Заметьте, телефон изобрели в 1876 году, кинематограф — в 1894-м, телевидение — в 1926-м, транзисторный приемник — в 1948-м, компьютер появился сорок-пятьдесят лет назад (кстати, один из первых в Европе создан в Киеве под руководством академика Лебедева), оптоволоконный кабель — в 1988 году. Сейчас информационная сеть Интернет окутала весь мир. Мы живем с вами в эпоху скоростной коммуникации, у современного мира нет экономических границ, расцвели интернет-обучение и интернет-торговля, возник бум самообразования. Наш дом становится важной ячейкой обучения, труда, отдыха. Человек учится в течение всей жизни.

Именно поэтому министерство подготовило проект государственной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006—2010 годы».

Школа, вуз не должны просто давать определенную сумму знаний, а должны научить молодого человека умению учиться, обновлять свои знания на протяжении всей жизни. Ведь еще К.Ушинский говорил, что ум — это хорошо организованная система знаний, но знаний, постоянно обновляющихся!

Наблюдаю странную вещь. Наши ученики в нынешнем году на пяти международных олимпиадах выиграли 25 различных медалей. У нас «золото» по математике, физике, информатике. Тем не менее, когда наши ученики или студенты должны применять приобретенные знания, часто происходят сбои. Безусловно, надо корректировать просвещенский процесс. Необходимы учебные программы, объединяющие теорию с практикой, реальной жизнью. Речь должна идти также об ускоренной программе информатизации школы и обновления всего процесса обучения. В Министерстве образования разработана такая программа, но... На нее нужно не менее чем 3,3 млрд. грн.

Мы уже открыли портал «Остров знаний», где на министерском сервере будут сосредоточены в электронной форме все учебники, пособия, программы, планы, журналы, справочники... Тогда мы ликвидируем так называемое цифровое, информационное неравенство. С любого небольшого села можно будет посетить этот «остров», собрать всю необходимую информацию. Мы должны на уроках постепенно переходить от голой теории к практическим методам обучения. Когда знания применяются комплексно, например, когда ученики рассчитывают простую машину — здесь и алгебра, и геометрия, и черчение, и экономика — все вместе. Следует возрождать уроки труда, но изучать на них не только молоток или станок, а овладевать технологиями.

— Вы много говорили о доступности высшего образования. Что сделано?

— Если в минувшие годы в вузы поступала треть школьников, то в 2005-м на 479 тыс. выпускников школ было 142 тыс. мест госзаказов в вузы, 88 тыс. — в техникумы и 190 тыс. — в ПТУ. Процент выпускников школ, поступивших в вузы на бюджетную форму обучения, вырос с 36,5 до 51. Это большой успех! Поэтому я удивляюсь, когда читаю в «Коммунисте», что социалисты разрушили образование.

— В последнее время заострился вопрос о закрытии школ...

— Я категорически против необоснованного закрытия школ. Особенно, если оно проводится без согласия общины. Но, к сожалению, решение об открытии-закрытии школ возложено законом на местные районные и городские советы. За минувшие пять лет закрыли 585 школ, в нынешнем году около 70 (столько же будет введено в действие до конца года). Основная причина закрытия школ в 2005 году — демографическая. В последние годы сократилась рождаемость и соответственно — контингенты школьников. Так, в 2000 году за школьные парты село на 99,6 тыс. учеников меньше, чем в предыдущем году, в 2001 г. — на 164,4 тыс., в 2002 г. — на 251,9 тыс., 2003 г. — на 299,3 тыс., в 2004 г. — на 308,3 тыс. и наконец в этом году — меньше примерно на 60 тыс. Всего в течение последних пяти лет контингент школьников сократился более чем на 1 млн. учеников, в том числе в сельских школах — на 295 тыс. Я просмотрел лично показатели всех закрытых школ. В Черниговской, Луганской областях в тех селах практически не осталось детей. К сожалению, в Житомирской области, в частности в Малинском районе, не везде разумно подошли к этим проблемам, не прислушались к мнению общины.

На сегодня очертилась тенденция к улучшению демографической ситуации, и мы в министерстве не сидим сложа руки в ожидании демографического взрыва. В частности, предусматривается привлечение 86 млн. долл. Всемирного банка к реконструкции школьных помещений, их оснащение, в бюджете 2006 года предусмотрены средства на оснащение сельских школ. Тем не менее, конечно, это не решит проблемы тех сел, где всего один-два ребенка определенного школьного возраста. Классы создавать невозможно, возить ежедневно шестилетних детей за много километров в опорную школу нецелесообразно как с педагогической, так и с финансовой точек зрения. Поэтому мы разрабатываем и другие варианты. Например, активно работаем над проектом положения о новом типе общеобразовательного учебного заведения, в котором были бы объединены школа и семья.

Планируем предложить для полесских, горных и просто отдаленных степных небольших сел, хуторов новую модель обучения детей: с ними будут работать один или два учителя в помещении, выделенном и оборудованном местным советом. Это будет и намного дешевле, нежели содержать помещение школы, где училось бы десять детей.

Конечно, мы еще обсудим такой подход с педагогической и родительской общинами. Будем искать новые формы обучения детей также и вне границ классно-урочной системы.

— На страницах нашей газеты продолжительное время длится дискуссия об учебных программах и учебниках для средней школы. В частности, звучит критика относительно программы по украинской литературе для старших классов. В то же время позиция руководства МОН не известна.

— Я так считаю — кто бы ни проводил конкурсный отбор или учебных программ, или учебников, всегда будут недовольные среди тех, кто не стал победителем. Рецензируют рукописи, предоставляемые на конкурс, специалисты по тому или иному предмету. Это ученые из Академии наук, профильных вузов, учителя-практики. Они же и определяют лучшие работы. Обязанностью министерства будет утверждение прозрачных правил конкурсного отбора, а не решать, какой учебник лучше, а какой хуже.

МОН сейчас вынесло на общественную экспертизу доработанный вариант положения о конкурсе, и мы будем признательны как за критику, так и за конструктивные предложения относительно его усовершенствования. Каждый учебник будут рецензировать не менее семи экспертных групп, все будет проходить тайно, предусматривается апробация учебников. Хотя, в случае печати учебных книг по новым программам, апробацию осуществить невозможно, ибо старых программ, учебников просто не существует. А то читаешь статью бывшего директора института учебников и удивляешься — человек около года возглавлял структуру министерства, ответственную за создание учебников, но так ничего и не сумел сделать. Зато потом на страницах прессы без зазрения совести дает «рекомендации», что и как нужно было бы сделать.

Хочу, чтобы все знали — министерство готово обсудить все без исключения вопросы: о том, сколько программ целесообразно должно быть то ли по украинской литературе, то ли по математике, каким должен быть современный учебник, как сделать невозможным влияние на процедуру конкурсного отбора. Но решения будут приниматься совместно с педагогами, учителями, с привлечением общественной коллегии министерства и общественных советов всех областей образования, в интересах детей и учителей, а не отдельных издательств или авторов. Ни у кого не будет никаких преференций.

— В последнее время много вопросов вызывает внешнее тестирование. Каковы его перспективы?

— Внешняя оценка и мониторинг качества образования — это не прихоть министра, а требование сегодняшнего дня. Это подтверждает и то, что на полосах вашей газеты в последнее время появился ряд материалов на эту тему, а именно — статьи С.Ракова «Тестирование выпускников 2006» (номер за 13 августа) и В.Петрива «О тесте, секретности и коррупции» (номер за 17 сентября). Мнения авторов концептуально вполне созвучны с моими. Мы в министерстве понимаем, за какую сверхсложную задачу взялись, но вместе с тем знаем, что дальше так продолжаться не может: школа, абитуриенты и родители не доверяют вузам, вузы — школе, общество в целом — образованию, коррупция в образовании наносит не только моральные, но и финансовые убытки государству. Этот замкнутый круг необходимо разорвать. Взвесив все «за» и «против», мы сегодня считаем наиболее перспективной электронную модель тестирования. Она дороже, чем «бумажное» тестирование (около 200 млн. грн.), но и преимущества очевидны: скорость проведения и подбивания итогов, отсутствие вмешательства человека, возможность завершить компьютеризацию школ, осуществлять в Украинском центре оценки качества образования и его региональных центрах переподготовку и аттестацию учителей и прочее. Эта модель многофункциональна.

Конечно, чтобы создать такую систему в сжатые сроки (указом президента «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине» поставлены задачи перейти на внешнее тестирование в 2006 году), необходимо выполнить большой объем работы: создать Украинский и региональные центры оценки, оснастить их техникой, совместно с СБУ обеспечить конфиденциальность информации, которая будет передаваться через защищенные сети системы «Образование», подготовить специалистов, создать банк тестовых задач и многое другое.

Кстати, совершенно не соглашаюсь с высказыванием уже упоминавшегося В.Петрива относительно обстоятельств появления и содержания упомянутого указа президента. Этот указ очень своевременен, и уже оказал положительное влияние на всю систему образования. Так, по сравнению с минувшим учебным годом количество учительских вакансий сократилась в десять раз, а, например, в Киеве даже появился конкурс на место учителя иностранного языка! В нынешнем учебном году нам удалось на пять тысяч увеличить государственный заказ в педагогические вузы, применить новые формы вступительных экзаменов. Улучшению ситуации будет содействовать внедрение практики заключения трехсторонних соглашений «студент — высшее учебное заведение — работодатель» для лиц, обучающихся по государственному заказу по направлениям и специальностям педагогического профиля и установление доплаты на протяжении трех лет по первому месту работы педагогическим работникам общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведений, расположенных в сельской местности.

Именно ради этого, чтобы школа не получала посредственного учителя, министерство и вводит с 2006 года психолого-педагогическое тестирование для вступающих на направления и специальности педагогического профиля. Нуждается в пересмотре также и традиционное содержание подготовки и переподготовки учителя.

— Станислав Николаевич, наше интервью выйдет накануне Дня учителя...

— Конечно же, в этот день золотой осени, преисполненный улыбок, теплых приветственных слов и букетов цветов, каждый уносится в воспоминаниях к родной школе, любимым учителям...

Несмотря на сложные социально-экономические условия, система образования сохранила основные свои параметры, она модернизируется, обновляется, обогащается новыми идеями, утверждает демократические основы. Залогом положительных изменений в системе образования является улучшение условий жизни и труда просвещенцев, повышение социального статуса учителя. Пускай же будет щедрой на урожай выпестованная многими поколениями самоотверженных сеятелей «разумного, доброго, вечного» наша просвещенская нива! Творческого вдохновения, успехов в труде, крепкого здоровья, счастья и благополучия вам, дорогие наши учителя!