UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАНЕТ ЛИ ЗАБРОШЕННЫЙ ПУСТЫРЬ ЦВЕТУЩИМ САДОМ?

В последнее время в обществе активно дискутируется вопрос о реформе образования. Руководители области уверяют нас, что реформа идет полным ходом...

Автор: Борис Шпак

В последнее время в обществе активно дискутируется вопрос о реформе образования. Руководители области уверяют нас, что реформа идет полным ходом. Вводятся первые новации. Школа перешла на новую, 12-балльную систему оценки знаний учеников. Пресса по проблемам образования, как всегда, освещает опыт передовых учебных заведений. Все мы ждем съезда работников образования и рассмотрения на нем Национальной доктрины развития образования.

Тем не менее меня — человека с немалым жизненным опытом — не оставляют сомнения. Ведь такое случалось в нашей истории уже неоднократно. Почти каждый генсек в бывшем СССР проводил свою реформу образования. В Украине это пытается делать почти каждый министр образования. Но министры приходят и уходят, а проблемы в образовании не просто остаются, а из года в год нарастают. Тем более наивно будет надеяться на какие-либо положительные результаты от этой реформы в современном полукриминальном, насквозь коррумпированном обществе, где за деньги продается и покупается все, в том числе честь, совесть, порядочность, где образованный и честный человек обречен быть бедным. Ведь если представить детскую душу как чистую доску, то мы, учителя, пишем на ней белым мелом. Жизнь сразу же за воротами школы грязной тряпкой безжалостно стирает наши надписи и ржавым гвоздем выцарапывает свои. И такие, что нам уже никогда не стереть их нашей «педагогической губкой».

Однако реформы как таковой покамест нет. Вводятся лишь два-три ее элемента. Из них двенадцатибалльная система оценки знаний вызывает полярные суждения — от эйфорических восторгов до критики и возражений.

Я тоже за то, чтобы заменить бывшую фактически четырехбалльную систему на более совершенную. В последние годы многие авторы вносили свои предложения по этому вопросу. Предлагались шести-, семи-, десятибалльные системы. Министерство выбрало 12-балльную. Таким образом, поезд реформ уже отправился в путь и давать задний ход никто не будет. Сейчас следует подумать о том, как обеспечить движение состава вперед, только бы он не сошел с рельсов.

По моему мнению, наиболее непродуманным является тезис министерства, будто все баллы этой шкалы положительные и отражают достижения учеников. То есть, если ученик практически не умеет читать (цитирую «Критерии оценки знаний»: «... допускает значительное количество ошибок при чтении слов (пропуск, перестановку, замену звуков и слогов)»), тем более не понимает прочитанное, то такое «достижение» оценивается в один балл. Более того, с таким «достижением» этот ученик имеет право (прости Господи) поступать в вуз. А хуже всего то, что если у его родителей есть деньги, то он не только поступит, но и закончит его. И не только закончит, но и за те же самые деньги еще и получит престижную должность.

Однако, по моему мнению, по какой шкале оценивать знания учеников — последняя задача реформы. Главное — как сделать так, чтобы через год-два хорошо учились все дети: богатых и бедных, в столичных гимназиях, лицеях и в сельских школах, у заслуженных учителей и у не имеющих званий.

Думаю, эта проблема не стоит так остро в упомянутых мною столичных и городских гимназиях и лицеях, где учатся дети нашей элиты. Уверен, там хорошо учатся все ученики. Недаром эти школы так любят посещать наши руководители, недаром их опыт так восторженно трактуют просвещенские СМИ. Хочу обратить внимание на массовую школу, особенно сельскую, в которой не то что компьютер — мел не за что купить, где учитель в изношенных костюме и ботинках всем своим видом демонстрирует статус и престиж образованного и честного человека в нашем обществе.

Но бедность школы и учителя — не главнейшая причина низкой образованности, морального падения и бездуховности большей части современной молодежи. Ведь учиться можно всегда и везде, было бы желание. А его у наших детей как раз и нет. В их среде хорошо учиться и хорошо вести себя непрестижно. Кроме того, большинство из них не планирует поступать в вузы. Так зачем напрягаться? На второй год не оставят. Аттестат дадут в любом случае, да еще в дополнение удостоверение водителя или тракториста. Поэтому все чаще ученики отказываются отвечать на зачетах, сдают чистые листы контрольных работ.

Мы должны наконец признать:

1. У нас давно нет общего и обязательного среднего образования: около тридцати лет существует система общей и обязательной раздачи аттестатов, которая достигнет своего апогея в нынешнем году, когда аттестаты будут выдавать всем, даже если по всем предметам будет один балл, означающий полную безграмотность.

2. Образование, нравственность, духовность не являются приоритетами в современном обществе, так как наименее социально защищенные и наименее материально обеспеченные — именно образованны и честны. Наиглавнейший приоритет современного рыночного общества — деньги и материальное благополучие.

3. Большинство учителей — обычные рядовые труженики, и к тому же замученные бедностью и бытовой неустроенностью. Они могут научить лишь того, кто хочет и может учиться.

4. Денег на образование не будет никогда. В полукриминальном, коррумпированном обществе образование всегда будет «босое и голое». Поэтому если мы хотим поднять престиж образования и образованного человека, то должны провести такие реформы, чтобы материальное положение образованного человека было всегда выше, чем необразованного. Чтобы семья, которая не учит и не воспитывает надлежащим образом своих детей, возвращала обществу убытки от такого «воспитания».

Для этого предлагаю ввести такие изменения и дополнения к законам об образовании и подзаконным актам:

1. В ст. 30 п. 2 закона «Об образовании» нужно ввести еще один образовательный уровень — «неквалифицированный рабочий», указав, что к этой категории относятся граждане, не имеющие документов о законченном образовании ІІ степени (9 кл.). Они могут претендовать лишь на неквалифицированную работу, не имеют права заниматься бизнесом, фермерством, находиться на материально ответственных должностях, руководить сложными машинами, транспортом и т.п.

Выражая несогласие с этим моим предложением, чиновники министерства насчитали аж четыре статьи Конституции, которые нарушили бы внедрение этой поправки. Да, в Конституции на самом деле речь идет о том, что «...каждый имеет право ...». Но не мне объяснять высоким должностным лицам, что, кроме права, этот «каждый» должен иметь еще и соответствующее образование. Что это должно регулироваться соответствующими законами, в т.ч. и законами об образовании.

2. Во всех государственных и частных школах, гимназиях, лицеях ввести государственную аттестацию учеников как выпускных, так и переводных классов, начиная с четвертого класса. Для этого на период экзаменов в школах создаются общественные экзаменационные комиссии, в состав которых, кроме учителей, должны входить представители местной власти, родители, рай- или гороно. Их задача — контроль за соблюдением правил проведения экзаменов. Экзамены проводить по основным предметам государственной компоненты (5—6) в виде письменных работ и письменного тестирования.

Опечатанные экзаменационные работы в тот же день передаются в рай- или гороно в специальную независимую Государственную комиссию по проверке экзаменационных работ. В рай- или гороно работы перед этим зашифровываются, чтобы проверяющий не знал ни школы, ни имени ученика. Членов комиссии желательно набирать из преподавателей вузов, техникумов, ПТУ или специально подготовленных учителей. Кроме профессионализма, основное требование к ним — высокая объективность. Количество членов комиссии определяется с таким расчетом, чтобы до конца июля закончить проверку работ по району (городу) и передать результаты в школы. Конечно, в первую очередь должны проверяться работы выпускников.

3. Первые три балла 12-балльной шкалы оценки знаний считать неудовлетворительными. Ученик, который по двум предметам государственной компоненты получит неудовлетворительные баллы, должен оставаться на второй год. Тем не менее, если министерство заявило об упразднении второгодничества, можно обойтись и без него. Неуспевающий ученик переводится в следующий класс и обязуется своими силами или с помощью репетиторов изучить упущенное. Однако и в первом, и во втором случае родители обязаны возвратить государству понапрасну израсходованные на обучение их детей средства. То есть за неуспевающих детей родители должны платить.

И это мое предложение вызвало возражение: «У нас образование бесплатное (ст. 53 Конституции)». Но простите, там записано, что и высшее образование бесплатное, однако половина студентов учатся на платных отделениях. Значит, «если нельзя, а очень хочется, то можно», как говорил герой известного телесериала?

4. Для того чтобы обеспечить нормальные условия обучения старательным ученикам, устранить возможность конфликтных ситуаций и т.п., дирекциям школ нужно предоставить право исключать из школы до конца учебного года учеников за грубые нарушения дисциплины, систематические срывы уроков, преступления и тому подобное с внесением родителями платы за пропущенный год.

5. Ученики, получившие неудовлетворительные оценки после достижения 18 летнего возраста (когда их ровесники заканчивают школу), к дальнейшему обучению в дневных школах не допускаются и выпускаются из школы без соответствующего документа. Если же они часто оставались на повторный курс и в таком возрасте не окончили 9 классов или не ликвидировали задолженности за курс школы ІІ степени и не имеют свидетельства за этот курс, — они автоматически получают статус «неквалифицированный рабочий».

6. Необходимо ввести льготы ученикам в школе, а именно — освобождение от платы за учебники, питание, проезд и т.п., если они учатся на баллы высокого уровня («10», «11», «12») по большинству предметов государственной компоненты.

7. При внедрении приведенных выше мер оценки в аттестатах и свидетельствах станут объективными. Поэтому предлагаю отменить вступительные экзамены в вузы и проводить прием в них по конкурсу оценок в аттестатах. Для полной объективности этот процесс нужно поручить самому объективному экзаменатору — компьютеру. Эти меры дадут возможность полностью устранить из высшего образования такое позорное явление, как взяточничество, причем без следствия, доносов, арестов и судов. Вместе с тем такой способ приема будет стимулировать учеников как можно лучше учиться в школе. Все остальное (деньги, связи, протекция) здесь теряет какой бы то ни было смысл.

Вот такие меры я предлагаю в дополнение к тем, которые ввело наше Минобразования. Согласен, это непопулярные меры. Но они необходимы, если мы на самом деле хотим, чтобы наша молодежь была образованная и высоконравственная. Пока же наши руководители, как в центре, так и на местах, злоупотребляют популистскими заявлениями и лозунгами в различных СМИ. Есть серьезная угроза, что реформу в который уже раз могут «заговорить». Уже набили оскомину заявления о том, что дети перегружены ненужными знаниями. Во-первых, знания никогда не бывают лишними. А во-вторых, кто мешает министерству усовершенствовать содержание образования?

А чего стоят многочисленные призывы к учителям крутиться вокруг ребенка, как планеты вокруг Солнца, воспитывать свободную, духовную, раскрепощенную личность. Уже воспитали! Свободную от всего — знаний, вежливости, нравственности. Да вот беда — боимся вечером выйти на улицу, где эта раскрепощенная личность развлекается.

Или возьмем многочисленные заявления о том, что у наших детей слабое здоровье из-за непосильной нагрузки и стрессовых ситуаций в школе. Это вообще странная позиция. Она мне напоминает позицию госпожи Простаковой из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»: «Митрофанушка, дружочек мой, если обучение такое опасное для твоей головушки, то, как по мне, перестань».

Не потому ли у нас среди молодежи столько «митрофанушек» с их жизненными принципами: «Не хочу учиться — хочу жениться»? И женятся — без образования, без специальности, без работы. А мы потом констатируем, что у нас беспризорных детей больше, чем после войны, и объясняем это экономическим кризисом. Как говорил известный персонаж М.Булгакова, кризис у нас в головах. Ведь все знают, что большинство детей у нас если и учатся, то вполсилы. А вот остальные их увлечения едва ли прибавляют им здоровья. По данным анонимных опросов, две трети учеников курят, до 90% употребляют алкогольные напитки, угрожающие масштабы приобрело распространение наркомании. Разнузданная пропаганда секса на телевидении привела к тому, что «этим» дети занимаются, начиная с восьмого класса, а то и ранее. Вот где стрессы и перегрузки незрелого организма. А учеба — это нормальный процесс познания окружающего мира, характерный для каждого молодого организма.

Поэтому следует решительно отвергнуть дешевый популизм и демагогию в системе образования, меньше говорить о реформе, а больше действовать, проводить реформирование широким фронтом, а не отдельными нововведениями. Ведь если мы на заброшенном пустыре, которым сегодня является наше образование, расчистим маленький участочек и посадим там очень красивые цветы, то они едва ли изменят и украсят его унылый ландшафт. Более того, дереза безответственности, чертополох взяточничества, репейники очковтирательства заглушат первые ростки этих нежных цветов, и они зачахнут, даже не расцветая, как уже не раз бывало в нашей истории во времена предыдущих реформ образования. Нужно расчистить и упорядочить все образовательное пространство государства. Только при этих условиях заброшенный пустырь станет цветущим садом.