Приходилось бывать мне на многих выставках — картин, товаров народного потребления, скульптур, котов, фотографий, автомобилей, кукол, бабочек, драгоценностей и даже кактусов… Но только недавно прошедшая выставка, главным героем которой являются учебные заведения, породила массу вопросов и практически ни на один не дала четкого ответа.
Начнем с названия — «Сучасна освіта в Україні — 2003». Что первым делом приходит в голову, когда слышишь подобное словосочетание? Правильно, мизерная зарплата учителей, дефицит высококвалифицированных педагогических кадров, ветшающие здания большинства отечественных школ, их более чем скудная материально-техническая база. Одним словом, образование у каждого из нас, и это абсолютно естественно, ассоциируется прежде всего со средней школой и ее, увы, все прогрессирующими проблемами. Парадокс, но на выставке с вышеупомянутым названием общеобразовательные учебные заведения были представлены (да и то, лучше не спрашивайте, как) лишь на трех стендах — «Освіта Луганщини», «Освіта Дніпропетровщини» и «Технікуми, коледжі, школи, ПТУ Житомирщини». Более того, на нынешнем смотре современного образования Украины настоящей редкостью стали… школьные учителя! То есть среди посетивших экспозицию их, безусловно, было немало, но вот среди ее участников… Поверьте на слово, «исколесив» вдоль и поперек весь экспоцентр «Олимпийский», где проходило мероприятие, автору этих строк удалось встретить лишь несколько педагогов из Днепропетровской области.
Для школ нацменьшинств на выставке почему-то и вовсе не нашлось места. «Запеленговать» же заявленные в каталоге учебно-реабилитационные центры для ребят с тяжелыми расстройствами речи и нарушениями слуха смог бы, наверное, лишь высококлассный разведчик. Впрочем, как и три детсада, и столько же центров детского и юношеского творчества.
Более презентабельно выглядели представители профессионально-технического звена. По крайней мере, хотя бы трое из них — Ривненский государственный аграрный техникум, Новокаховский агротехнический колледж и его «коллега» из Умани выступили в качестве самостоятельных выставочных единиц. Вообще же, если верить каталогу, в «Сучасній освіті…» принимали участие порядка сорока техникумов, колледжей и училищ. И только один-единственный (из двадцати двух существующих в стране) учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Это — еще один нонсенс шестой международной выставки учебных заведений. Ведь что касается УНПК, то абсолютно все специалисты, с кем приходилось общаться, в один голос твердили: поднять на ноги систему профтехобразования сегодня способны только эти структуры. Почему они тогда на столь значимом и серьезном мероприятии не были должным образом представлены? Не потому ли, что современное образование Украины на деле давным-давно перестало комплексовать из-за морально и физически устаревшей базы отечественных ПТУ, их неспособности продуцировать специалистов, востребованных на современном рынке труда?
Короче, дошкольный, среднеобразовательный, внешкольный и профессионально-технический сегменты отрасли выглядели на выставке (как бы это помягче выразиться) несолидно. Настоящим и полновластным ее хозяином стали вузы. Наверное, не сильно погрешу против истины, сказав, что стенды высших учебных заведений — 45 университетов, 20 академий и 15 институтов — заняли по меньшей мере 80 процентов всей экспозиционной площади. И вот здесь мы подошли к еще одному прелюбопытнейшему вопросу: а как, собственно, на подобного рода мероприятиях следует репрезентовать учебные заведения? Похоже, дать на него вразумительный ответ не смогу не только я, но и львиная доля работавших над оформлением стендов шестой международной. Согласна, в несколько более выигрышном положении здесь аграрии — в их распоряжении колоритные усатые чумаки в вышиванках, шароварах и соломенных брылях, караваи и живописные снопы из пшеницы. Кто-то, наверное, позавидовал и медикам, «проиллюстрировавшим» свои экспозиции черепами, скелетами и пугающими видеороликами на тему: «Что происходит с теми, кто не ходит (и наоборот) к стоматологу». Остальные же стенды не просто не блистали дизайнерскими находками, а выглядели словно однояйцовые близнецы. Впрочем, возможно, такое пренебрежение к внешней атрибутике и не лишено здравого смысла. Ведь большинство посетителей выставки — будущие абитуриенты и их родители, которых интересует прежде всего информация, которую, так сказать, можно унести с собой: буклеты, проспекты и т.д. тех или иных вузов.
На протяжении четырех дней работы «Сучасної освіти…» все желающие могли поприсутствовать на различных семинарах и «круглых столах». Впрочем, могли-то могли, да не совсем. Например, в первый день один из семинаров, который должен был начаться в 12.00, стартовал лишь час спустя. При этом выяснить у представителей оргкомитета выставки, с чем связана столь продолжительная заминка, так и не удалось. В целом, коль уж речь зашла об организации, очень многие посетители выставки считают «Олимпийский» далеко не самым идеальным «домом» для нее. Мест в гардеробе для всех хронически не хватало, в туалетах — перманентные длиннющие очереди, да еще погода «обрадовала» обледеневшими подходами к спорткомплексу, которые перед открытием выставки почему-то никто не додумался хотя бы посыпать песком.
Что же касается тематики упомянутых семинаров и «круглых столов», лично меня очень удивило следующее: только на одном из них говорили о здоровье молодых украинцев. Безусловно, проблемы ВИЧ/СПИДа более чем актуальны. Но, согласитесь, не менее злободневен вопрос заболеваемости наших ребят, слава богу, не такими страшными, но в то же время тоже отнюдь не пустяковыми недугами. Ведь, по данным отечественных медиков, каждый третий украинский школьник (и, соответственно, студент) имеет те или иные проблемы со здоровьем. Не этот ли вопрос требует сегодня пристальнейшего внимания и поисков путей его решения? Неужели он менее важен, чем, скажем, заявленные в программе «Гуманоцентрические основы ценностной системы последипломного образования» или «Роль имиджелогии в системе образования»? Почему-то никто не посчитал нужным предметно поговорить и, скажем, о школах для ребят с особыми потребностями, слишком уж медленном переходе на украиноязычное преподавание с/ш восточного и южного регионов страны. О том, как обеспечить возможность детям, не посещающим детсад (а таких — целых 60% от общего числа украинских мальчиков и девочек соответствующего возраста), получить качественное дошкольное образование. Обсудить, на каких примерах воспитывать сегодняшнее подрастающее поколение. Попытаться просчитать потенциальные плюсы и минусы предложенных министерством способов реорганизации учебного процесса в вузах. Хотя стоит ли подобному невниманию удивляться? У выставки ведь такое красноречивое название…