UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ

Один из крупнейших негосударственных вузов Украины — Международный Соломонов университет — празднует в эти дни свой первый, десятилетний, юбилей...

Автор: Павлина Семиволос

Один из крупнейших негосударственных вузов Украины — Международный Соломонов университет — празднует в эти дни свой первый, десятилетний, юбилей.

Каково оно: быть в числе первопроходцев? Ведь, вспомним, из Украины начала 1990-х, от царящих тогда в стране неуверенности и неопределенности, старались уехать все, кто мог, — украинцы, евреи, русские. Мы переживали колоссальную «утечку мозгов». И вот в такие смутные времена группа умных и практичных людей решает основать негосударственный вуз. Чем был продиктован такой рискованный шаг? С этого вопроса началась наша беседа с председателем Совета учредителей Международного Соломонова университета Романом ШАПШОВИЧЕМ.

— Я не согласен с вашим утверждением, что в начале 90-х из Украины старались уехать все, кто мог, — говорит Роман Михайлович. — Например, я мог уехать, но у меня никогда не возникало такой мысли. Как и у всех тех, с кем мы начинали организацию Соломонова университета. Опять же, вы то время называете временем неуверенности и нестабильности, для нас же оно было временем надежд на лучшее. И это лучшее мы попытались создать своими руками.

— А кому принадлежит сама идея создания университета?

— Доктору технических наук Александру Тетельбауму. Его инициативу поддержало большое количество людей, желавших принять участие в организации вуза. У нас появилось много единомышленников из самых разных областей деятельности — и среди бизнесменов, и среди журналистов, чиновников. Концепцию и стратегию университета формировали известные ученые, опытные педагоги, общественные деятели, в частности, Феликс Алексеев, Марк Альтшулер, Федор Бурчак, Фроим Горовский, Юрий Долецкий, Леонид Красный, Марк Эпштейн, Александр Розенфельд, Юрий Фурманов, Григорий Юсим, Григорий Яблонский.

— Что сегодня, на ваш взгляд, отличает Международный Соломонов университет от остальных вузов Украины?

— Наши студенты имеют возможность заниматься в очень небольших группах. То есть, по сути, практикуем индивидуальную подготовку, что, безусловно, дает очень хороший результат. Судите сами: скажем, буквально на днях закончилась Всеукраинская олимпиада студенческих работ по социологии. В десятке первых — шестеро наших воспитанников.

Каждый факультет университета возглавляет крупный ученый, один из лидеров в своей области. Все они — люди творческие, активно привлекающие студентов к научному поиску. Это, естественно, способствует развитию юношей и девушек, расширению кругозора и более эффективному овладению новыми знаниями.

В формировании личности все играет роль — и занятия спортом, и студенческий театр, и общение с преподавателем. Помимо того, что в Соломоновом университете работают около ста ученых, профессоров и доцентов, мы приглашаем к сотрудничеству ведущих специалистов из той или иной области. К примеру, тележурналистику нашим ребятам преподает Ольга Герасимьюк.

— У высшей школы Украины множество «болевых точек» — коррупция, несоответствие уровня предоставляемых образовательных услуг требованиям рынка и, как следствие, массовая безработица среди выпускников. Знакомы ли с этими проблемами преподаватели и студенты Соломонова университета?

— Коррупции у нас нет и быть не может, наши студенты вносят легальную плату за обучение. Не скажу, что никогда не было попыток «купить» экзамен или зачет, но их моментально пресекли. На корню. У нас нет и других бед — того же пьянства, наркомании. За десять лет — ни одной потасовки между учащимися. Наш вуз словно большая дружная семья. И ведь заметьте: в Международном Соломоновом университете учатся дети самых разных национальностей.

— А как насчет востребованности выпускников Соломонова университета на рынке труда?

— Когда наши первые студенты перешли на четвертый курс, мы решили за год до выпуска создать службу для их дальнейшего трудоустройства. Поинтересовались, скольким ребятам понадобятся ее услуги? Выяснилось, что практически все уже нашли себе работу самостоятельно. Так продолжается и по сей день. Нет, не подумайте, что университет полностью устранился от трудоустройства своих воспитанников. Потенциальные работодатели входят в состав экзаменационных комиссий, присутствуют на защите дипломов и впоследствии понравившимся ребятам предлагают работу.

— На сайте Международного Соломонова университета прочла, что ваш вуз имеет установившиеся связи с ведущими украинскими и зарубежными общественными организациями и фондами. В чем заключается это сотрудничество?

— Скажу прямо — хорошее образование стоит дорого. И если бы мы брали со студентов полную себестоимость наших образовательных услуг, боюсь, остались бы без воспитанников. К сожалению, уровень доходов среднего класса, на который ориентирован наш университет, не позволяет много платить за обучение. Поэтому мы пользуемся дотациями от различных организаций, оказывающих помощь развитию образования.

— В юбилей не обойтись без традиционного вопроса о планах на будущее. Уже есть «наброски», с чем собираетесь подойти ну если не к 20-летию, то, по крайней мере, к 15-летию?

— Во-первых, постоянно будем увеличивать количество специализаций, то есть адекватно реагировать на потребности рынка труда. Например, на факультете компьютерных наук в этом году вводится специализация «электронная коммерция». Во всем мире очень бурно идет интернет-торговля контрактами, акциями, валютами. Украина пока от этого далека, но понемногу двигается в сторону общемировых тенденций. И к моменту, когда на рынке возникнет потребность в соответствующих специалистах, мы их как раз и выдадим. В этом же году, в частности, вводим телемедицину, европейское право, ландшафтную архитектуру и фитодизайн.

На данный момент на историко-философском факультете работает единственный в Украине департамент иудаики. Совместно с Киево-Могилянской академией, Киевским национальным университетом им.Т.Шевченко, Центральной научной библиотекой им.В.Вернадского, Иерусалимским университетом и рядом других вузов планируем создать Центр еврейского образования. Таким образом, и те, кто преподает иудаику, и те, кто хотят изучать ее, получат такую возможность и благодаря вышеназванному центру.

Мы сейчас берем курс на переподготовку специалистов. Спрос на такого рода образовательные услуги будет возрастать — происходящее в мире тому яркое свидетельство. Нашим первым шагом в данном направлении станет переподготовка фармацевтов. Именно сейчас заключаем соответствующий договор с фармацевтической фирмой «Дарница» и Киевской медицинской академией последипломного образования.

Ну и, поскольку экономическая ситуация в стране улучшается, сможем активнее заниматься научной деятельностью, фундаментальными исследованиями.

— Но ведь это, так сказать, высший пилотаж, требующий не только желания, но и большого научного потенциала, «мозгов»…

— Будут деньги — «мозги» найдутся.