UA / RU
Поддержать ZN.ua

Собирающий урожай должен помнить о сеявшем хлеб

За дискуссиями вокруг проблем введения внешнего оценивания, его позитивов и негативов, возможных ...

Автор: Станислав Николаенко

За дискуссиями вокруг проблем введения внешнего оценивания, его позитивов и негативов, возможных рисков на второй план общественного внимания, по моему мнению, отошли значительно более глубокие проблемы современного отечественного образования.

Они чрезвычайно обострились в связи с негативной демографической ситуацией, политической нестабильностью, экономическими и бюджетными проблемами, угрожающим старением как преподавательского корпуса, так и материальной базы.

Что беспокоит деятелей образования, все общество?

Без сомнения, на поприще образования время от времени происходили небудничные события — встреча президента с просвещенцами, его указ о деятельности университета им. Т.Шевченко (примечательным является определение его статуса как исследовательского вуза). Определенные попытки оживить ситуацию предпринимал и профильный парламентский комитет.

Однако целенаправленной, скоординированной государственнической политики в сфере образования и науки не наблюдаем. Попытки МОН самостоятельно влиять на все процессы не всегда встречают адекватную поддержку со стороны правительства, президента и парламента. Вспомним заявления премьера по поводу оценки внешнего тестирования за день до начала этого важного дела. Практически за последнее время в парламенте не принят ни один закон или постановление в поддержку отечественного образования (если не считать таковым единственное постановление о присуждении премий просвещенцам). Хотя в профильном комитете ВР накопилось более восьми десятков проектов законов и постановлений, призванных урегулировать проблемы науки, высшей и средней школы, профтехобразования, особенно внешкольной сферы. Речь идет об изменениях к Закону «О высшем образовании», разработанных еще год назад с целью решить вопросы университетской автономии — права вузов самостоятельно хозяйствовать, открывать депозитные счета, изменять размер платы за обучение в зависимости от правительственных решений, лицензирования и аккредитации, формирования госзаказа, уменьшения нагрузки на одного преподавателя и т.п. Следовало бы воспользоваться резким уменьшением числа абитуриентов и пересмотреть нагрузки преподавателей вузов, доведя соотношение «преподаватель — студент» до 1:8 (сейчас 1:15). Это даст возможность повысить качество образования, улучшить индивидуальную работу и, кстати, сохранить «непопулярные» кафедры, особенно по техническим специальностям. К сожалению, эти законодательные изменения президент трижды ветировал, причем каждый раз обещая мне лично закон подписать. В последний раз это было в прошлом году на встрече с ректорами в Крыму.

Давно требует законодательного решения острая тема сельской малокомплектной школы. Время требует уменьшить наполняемость школьных классов до 3—25 учеников (сейчас 5—30 учеников), на кризисный период предоставить местным советам право содержать школы при меньшей наполняемости, усилить внимание к воспитательной работе, изменить Бюджетный кодекс в пользу внешкольного образования, перевести его финансирование в бюджетную корзину номер один. Нужно немедленно сделать шаги навстречу Учителю, Преподавателю. Речь идет о финансировании строительства жилья для преподавателей вузов и школьных учителей, увеличении подъемных молодым педагогам, стимулировании заинтересованности молодых ученых, внедрении третьего этапа Единой тарифной сетки, изменениях в пенсионном обеспечении педагогов (на уровне 80% заработка), введении в действие в полном объеме ст. 57 Закона «Об образовании» и т.п.

Весной с.г. более трехсот членов Общественного совета деятелей образования и научных работников Украины (ОСДОНРУ) провели в Доме учителя обсуждение ситуации в образовании. Правительству, парламенту и президенту были направлены деловые, конкретные предложения. Прошло три месяца — никакой реакции на свои тревоги общественность не получила.

Образование и науку снова обделили

Образование — сложная и несколько консервативная отрасль. Тут нужно хорошо знать и помнить, кто сеял хлеб и кто собирает урожай. Не может победитель властной гонки каждый раз начинать все с нуля да еще и гордиться этим. Задача ОСДОНРУ, педагогической общественности — способствовать властям в деле сохранения и приумножения достижений минувших лет. Скажем, в бюджете 2008 года недостаточно, по-моему, уделено внимания реализации таких государственных программ, как «Наука в университете», «Школа будущего», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании на 2006—2010 гг.», выполнению правительственных решений в поддержку развития материальной базы ПТУ, по поводу ремонта и восстановления 300 аварийных школ и т.п. Нельзя не прислушаться и к мнению просвещенских профсоюзов, протестующих против приостановления Законом о госбюджете сотни социальных статей 15 важных законов. Об этом четко говорится в последних решениях Конституционного суда.

Полагаю, общественность должна приложить усилия, чтобы добиться увеличения финансирования образования и науки. Хотя в этом году общие затраты на образование и выросли до 56 млрд. гривен, это составляет всего лишь 6,46% ВВП, против почти 7% в прошлом году. (А ведь это был один из самых высоких показателей в Европе.) При ВВП 900 млрд. грн. такое недофинансирование вылилось в 3,6 млрд. гривен! Этих средств хватило бы на первый этап реализации программы «Наука в университете», приобретение научного оборудования, создание межвузовских исследовательских центров, стимулирование ученых и т. д. Ведь реальной научной деятельностью в вузах Украины занимается до 20% научно-педагогических работников. Как можно говорить о качестве украинского образования, его конкурентоспособности, вхождении в единое мировое образовательное пространство, о реализации Болонской декларации без решения проблемы синтеза научно-исследовательской и образовательной деятельности? В послании Еврокомиссии «О роли университетов в Европе» четко очерчены перспективы университетского образования и науки. Европа понимает, что неспособность полноценно воспользоваться взаимодополняемостью исследований и преподавания является одним из главных препятствий на пути к конкурентной экономике. Такую цель поставил себе Евросоюз в Лиссабонской стратегии, которая, кстати, определила уровень финансирования научно-технологической отрасли на уровне 3% ВВП. В Украине — втрое меньше.

Кстати, США на аналогичные проблемы выделяет более 4% ВВП, мы же из всех источников в прошлом году израсходовали едва ли 1,2%. И это при том, что ВВП США достигает более
11 трлн. долларов!

К сожалению, до сих пор не рассмотрена в парламенте правительственная программа «Украинский прорыв». Демократическая, или, как ее окрестили в народе, — «Кайдашева», коалиция никак не утвердит этот документ. Поэтому, к сожалению, и не видим реальных шагов к инновационному развитию экономики, поддержке совместных усилий бизнеса и ученых. Попутно замечу, что правительство соседней России только для развития нанотехнологий создало корпорацию с уставным капиталом более пяти миллиардов долларов. При этом финансирование научной отрасли в этом году в России составляет восемь миллиардов долларов, что почти в 20 раз превышает аналогичные расходы в Украине.

Не могу не сказать и об учебной материальной базе школ, дет­садов, училищ, техникумов. В десятки раз нужно увеличить финансирование на создание и приобретение современного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, на разработку учебных пособий и принадлежностей для школ, училищ, детсадов и т.п.

Вызовы ноосферного общества

Человечество, в том числе население Украины, все больше ощущает снижение качества образования и особенно недостатки современного воспитания. По определению академика В.Вернадского, люди осуществили столько изменений, что сами стали важнейшей «геологической» силой в развитии всего земного, в формировании ноосферы, а значит, и ноосферного общества. Современное ноосферное общество выдвигает новые задачи перед обществом, образованием и наукой. Политическая возня не дает власти возможности осмыслить эти процессы. А они слишком важны, чтобы их не замечать. Это — губительное влияние прогресса на природу, упадок морали, определенное одичание людей. Кто задумывался над тем, что вскоре будет срублено последнее в мире дерево, после чего начнется катастрофическое уменьшение кислорода на планете? Какое же общество мы выстроили, если вся общественность спокойно мирится с тем, что десятки миллионов украинцев едва сводят концы с концами, словно сироты блуждают по всему миру? Между тем 130 самых богатых семей, по данным журнала «Фокус», никем не опровергнутым, владеют состоянием, эквивалентным двум третям отечественного ВВП, или держат в своих руках десять бюджетов сферы образования! И на этом фоне нам приходится успокаивать ученого и педагога: потерпи еще немножко, скоро тебе будет лучше! Видимо, не случайно Альберт Швейцер предупреждал человечество об упадке морально-этических идей, возможном самоуничтожении человеческой культуры.

Чувство несправедливости, отсутствие перспективы, негативные тенденции, формирующиеся в обществе, наиболее отрицательно влияют на педколлектив в целом и учителя в частности. Для преодоления этих явлений необходимо тщательно проанализировать их, сгруппировав следующим образом:

1. Беспрецедентное давление электронных СМИ, пропитанных жестокостью, прагматизмом, преисполненных смакованием сексуальных сцен, унижения человеческого достоинства, тупой рекламы. Много негативного несет в себе и Интернет, где нет недостатка в порнографии, абсурде, псевдокультуре, антиэстетизме.

2. Психофизическая опасность: незащищенность учителя, преподавателя, ученого от общества и властей, чиновника, криминалитета, распущенных богачей и т.п. Вспомним последние репортажи о конфликтах в школах. Для журналистов это — всего лишь смакование бед образования, никто не думает, как завтра педагог будет заходить в класс.

3. Некомпетентное вмешательство в образование и работу педагога со стороны властей, политических партий и бизнес-структур. Непродуманность определенных реформ в образовании, игнорирование отечественного опыта.

4. Бытовая неустроенность, финансово-экономические трудности и несправедливость по отношению к научному работнику и педагогу. Учитель, который работает полный день, является в нашей стране едва ли не самым бедным!

Убежден: у общества не будет лучшего будущего, если в нем бедствуют Учитель и Ученый!

Ноосферное общество ставит перед нами задачу постоянно обновлять учебный процесс, особенно содержание образования, которое должно быть построено на таких основных принципах: научность и новизна; искреннее увлечение выбранной сферой знаний; творческое применение полученных знаний; формирование у молодежи глубоких жизненных, гуманных и нравственных принципов; оперативное привлечение к процессу преподавания всего нового, передового; переход к «управляемому самообразованию». Вспомним, сколько критики в обществе вызвало содержание тестовых заданий. Но ведь никто не говорит, что на самом деле ошиблись не тестологи, просто госстандарты образования имеют немало недостатков. Они требуют обновления и усовершенствования. Нужно ускорить создание постоянно действующей системы обновления содержания образования, оперативного корректирования учебных планов и программ, стандартов образования. Это — общая задача академий наук, особенно педагогической, Министерства образования и науки, ученых, учителей, общественности — всех нас.

Новые задачи, стоящие перед образованием

Они вытекают из двух основных его функций: во-первых — подготовить человека к жизни, во-вторых — научить его достойно жить, выполнять человеческие обязанности. Перспективно мыслящие педагоги ставят вопрос о развитии индивидуально ориентированной педагогики. В некоторых странах, в частности США, получают распространение «домашние школы». Эти новейшие подходы мы хотели реализовать в проекте «Школа будущего», который нужно не откладывать в долгий ящик, а поддерживать и развивать.

В ХХІ веке по-новому воспринимается принцип «учись действуя». Наше образование слишком затеоретизировано, часто далеко от жизни. Мы забываем, что учит не только школа или вуз, но и сама жизнь. Не заучивание, «натаскивание» на результат, а применение деятельностного подхода — вот реальный путь к успеху в образовании (это хорошо обосновал академик С.Гончаренко). В основе обновления системы образования должны лежать прежде всего забота о способностях, интересах ученика и студента.

В конце концов нужно избавиться от привычки готовить школьника к поступлению в вуз по каждому без исключения предмету, от перегруженности учебных программ. Общаясь с детьми, порой кажется: они настолько замучены, что после школы готовы идти на пенсию. Признаюсь, что к этой проблеме я, как бывший министр, только подступил. Есть даже соответствующие решения коллегии МОН, но мы должны еще и еще раз поразмышлять над учебными программами, методами оценивания знаний, проблемами обучения, успеваемости. Полагаю, на внедрении тестовых технологий мы не остановимся, ведь это способ повышения только качества образования. А мы должны думать прежде всего о душе и состоянии ребенка.

Вспомним, что в свое время гениальный Томас Эдисон был исключен из школы как умственно отсталый. Выдающийся ученый Сергей Боткин до десяти лет не мог научиться читать по школьному букварю. Как известно, Альберт Эйнштейн тоже был не в числе первых учеников. А сколько таких талантов загублено у нас? Проблема заключается в потребности изменить методы оценивания, ранжирующие детей на основе поверхностного оценивания знаний.

Не могу обойти проблемы нравственного и физического здоровья учащихся и студентов. Несовершенная организация учебно-воспитательного процесса, засилье классно-урочной, групповой, лекционной форм занятий, малоподвижность, некачественное питание (порой и его отсутствие), недоступность для многих спортивных секций, уничтожение зон здоровья, спортивных площадок (особенно в столице) приводят к резкому ухудшению здоровья. К сожалению, нынешняя система образования не содержит комплекса здоровья — своеобразных сохраняющих технологий, которые бы способствовали устранению дефицита подвижной активности, нарушений опорно-двигательного аппарата, преодолению психофизической перегрузки, коррекции осанки.

Объединить усилия государства и общественности

Особенно хочу акцентировать внимание на усилении роли общественности в настоящей государственной заботе об учителе, ученом. Франковское «Школа вчителем стоїть» ныне как никогда актуально. Рост цен, галопирующая инфляция, отсутствие жилья, условий для труда, лечения, отдыха заставляют нас совместно с профсоюзами каждый раз напоминать власть имущим об их предвыборных обещаниях и телевизионных стенаниях о судьбе педагога, ученого. Уместно было бы требовать хоты бы двойного увеличения зарплаты для учителей, научно-педагогических работников. Ресурсы есть. Нужна справедливая, честная государственная политика. Заботиться не об олигархах, состояние которых достигло 530 млрд. грн., что вдвое превышает госбюджет, а думать о будущем. Прогрессивный налог, налогообложение недвижимости, разумная плата за сырьевые ресурсы, порядок на таможне — и средства найдутся.

Нужно привлечь внимание власти к качеству подготовки учителей, преподавателей для университетов. Проблема довольно острая и актуальная. Напомню, что в Казанском университете во времена Лобачевского существовал специальный педагогический институт для будущих преподавателей вузов. А как мы готовим вузовских профессоров? Все пущено на самотек.

От педагогов зависит будущее страны. Не случайно еще Уинстон Черчилль говорил, что «будущие империи будут империями интеллекта». Политолог, экономист Джордж Белл, в свое время введший термин «постиндустриальное общество», так характеризует нынешнюю эпоху: «В доиндустриальном обществе жизнь была игрой между человеком и природой. В индустриальном — игрой между человеком и искусственной средой... В информационном обществе жизнь, работа становятся игрой человека с человеком». Насколько мы готовы к таким изменениям? Отвечают ли этим требованиям наши школы и вузы, детсады и училища?

По утверждению известного аналитика Элвина Тоффлера, в ХХІ веке мы стали свидетелями глобальной борьбы за господство в мире, в основе чего на самом деле лежит не насилие, не деньги, а борьба за знание! Паролем победителей, говорит политолог, является знание! Тоффлер утверждает, что «богатство — это власть среднего качества, насилие — власть низкого качества, знание — власть высокого качества!»

В нашей стране нет значительных залежей золота, нефти и газа, у нас нет Сибири. Поэтому, перефразируя Д.Менделеева, мы можем и должны преумножать знания, достижения в образовании и науке. В материалах ЮНЕСКО отмечается, что «современное образование должно состоять из четырех элементов: научиться познавать, научиться делать, научиться совместно жить, наконец просто жить — умение, которое вытекает из трех предыдущих».

Кто-то может упрекнуть, а почему обо всем этом я не говорил, когда был министром? Говорил, и не раз, в том числе в парламенте и на заседаниях правительства. Но мне кажется, что современные механизмы правового государства как раз и предполагают определенную цикличность, когда одну власть сменяет другая. Поэтому важно, чтобы в стране сохранилась институциональная память, не терялось то хорошее, что нарабатывалось годами. Не следует забывать о вечных ценностях, смирившись с проблемами, разрушающими государство.