UA / RU
Поддержать ZN.ua

СО ВРЕМЕНЕМ НАПЕРЕГОНКИ

Своеобразный выездной мастер-класс состоялся недавно для просвещенцев из разных регионов Украины в г...

Автор: Павлина Семиволос

Своеобразный выездной мастер-класс состоялся недавно для просвещенцев из разных регионов Украины в г. Белая Церковь Киевской области. Руководители средних и высших учебных заведений, представители МОН, АПН, Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО, представительств ООН, ЮНИСЕФ, фондов «Відрождення» и Winrock International в Украине не только весьма плодотворно поработали на межрегиональной научно-практической конференции «Толерантность, согласие — в семейную, образовательную, общественную практику», но и познакомились с деятельностью школы, где красиво звучащее словосочетание «педагогика толерантности» обрело плоть и кровь.

На первый взгляд белоцерковская школа № 6 — самое обычное общеобразовательное заведение. В то же время она наверняка может дать фору даже некоторым элитным столичным «коллегам». Дело, естественно, не в наличии крутого евроремонта и напичканности суперсовременной техникой – этим белоцерковцы, как и большинство украинских школ, увы, похвастать не могут. Зато здесь научились опережать… время. Все то, о чем другие пока только мечтают, тут уже вовсю воплощают на практике.

Скажем, руководители отрасли лишь заявляют о курсе на личностно-ориентированную школу, а белоцерковские учителя ежегодно выдают «на-гора», апробируют и внедряют ряд новых технологий обучения и воспитания, базирующихся на принципах гуманности и индивидуального подхода. С высоких трибун не устают говорить о преимуществах дифференцированного учебного процесса, а в с/ш № 6 о них знают не понаслышке. Здесь успешно работают факультативы — черчение, экология, валеология, основы христианской морали, человек и общество. Большинство родителей и учителей пока лишь внимают заверениям руководства МОН, мол, в ближайшее время будет активизирована внеклассная работа. А вот мамы и папы ребят из Белой Церкви за своих чад не волнуются. После уроков их детей не увидишь слоняющимися без дела. Ведь при школе работают народно-фольклорный ансамбль, хор, танцевально- хореографическая студия, музей фольклора, этнографии и истории Украины, масса кружков, среди которых — экологический «Здоровье человека и окружающей среды», гуманитарный «Дивосвіт дитячої творчості».

А кто не согласен с тем, что современный учитель должен быть не просто грамотным предметником, но и творческой, нестандартной, ищущей личностью? Предвижу вашу реакцию, читатель: так-то оно так, да где вы сегодня, в условиях нашего тотального безденежья, да еще и в обычной с/ш таких учителей видели? Отвечаю: все в той же белоцерковской. Здесь активно работают целых 12 методических объединений учителей, постоянно действующий психологический семинар, школа педагогического мастерства. Здесь не жалуются на отсутствие наглядных пособий и дидактических материалов — их изготавливают сами. Давно не в новинку коллективу школы № 6 такие нестандартные формы работы, как педагогические дискуссии, дебаты, деловые игры, аукционы педагогических находок, блиц-турниры молодых учителей. Здесь постоянное стремление к совершенствованию — не заяложенная фраза, а руководство к действию, стиль жизни.

Повезло белоцерковцам и с психологом. Социально-психологический тренинг для учащихся, психокоррекционная работа с младшими школьниками, психолого-педагогические консилиумы, психолого-педагогическая диагностика ребят тут давно ни у кого не вызывают удивления. А главное — во многом благодаря грамотной и профессиональной работе школьного психолога в учебном заведении царит благожелательная, добрая, по-домашнему теплая атмосфера.

По достоинству оценив наработки белоцерковских передовиков образовательного фронта, участники конференции задались вопросом: возможно ли экстраполировать их опыт на всю страну? Как сделать педагогику толерантности неотъемлемой составляющей всей отечественной системы образования? Ведь несмотря на то что об идеях толерантной педагогики украинские сеятели разумного, доброго, вечного уже наслышаны, количество учебных заведений, реализующих их на практике, все еще очень незначительно. Недостаточно разъясняются эти идеи в СМИ, не нашли они пока должного отображения и в учебных планах школ и вузов.

В действующих программах, в ежедневных расписаниях занятий с первого по последний школьный класс предметам воспитательного цикла не выделяется ни одной(!) минуты. Не сформированы и сами эти предметы. Непосредственно по воспитанию нет ни школьного, ни вузовского учебника, ни методического пособия. Нет и соответствующих специалистов, поскольку учителей (по крайней мере, пока) готовят исключительно как предметников, а не как педагогов-психологов-предметников. Практически весь объем воспитательной работы в средней и высшей школе вынесен во внеурочно-лекционное время. Она целиком и полностью возложена на плечи классных руководителей и кураторов студенческих групп, которых никто специально не готовит для этой сложной и ответственной деятельности. К тому же она фактически не нормируется и не оплачивается.

Понятно, что все вышеперечисленное — лишь некоторые из наиболее значимых «валунов» на пути к толерантной школе. В то же время утверждать, что они такие уж «неподъемные», лично я не берусь. Опыт белоцерковцев — наглядное тому подтверждение.