UA / RU
Поддержать ZN.ua

Со стартом!

На что обратить внимание выпускникам школ при подготовке к новой вступительной кампании.

Автор: Оксана Онищенко

Не успела отшуметь последняя вступительная кампания, как началась подготовка к новой. В этом году министерство образования и Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) приятно удивили 11-классников: буквально в начале нового учебного года объявили, как именно будет проходить независимое тестирование и выпускные экзамены в школах.

Новшеств немного, но они существенны.

В этом учебном году все школьные выпускные экзамены (государственная итоговая аттестация - ГИА) будут проходить не в школах. Государственную итоговую аттестацию выпускники будут сдавать на пунктах тестирования в форме ВНО. "Учитывая результаты, полученные после введения ГИА в 2015, 2016 гг., в этом году принято решение распространить такую практику на все предметы, по которым выпускники сдают ГИА. Это будет действительно "государственная" аттестация", - прокомментировал решение директор УЦОКО Вадим Карандий.

Выпускной экзамен в форме тестирования за пределами школы - идея не новая. Во время кампании-2016 выпускники уже сдавали в форме тестирования ГИА по двум предметам: по украинскому языку и литературе и математике или по истории (на выбор). Экзамен по третьему предмету (его выбирал сам ученик) проходил в школе. Теперь все три государственных экзамена будут оценены по результатам независимого тестирования, и школа к выставлению оценок не будет иметь никакого отношения.

У этого решения есть безусловные плюсы. Экзамен в форме ВНО - независимое объективное оценивание, все участники которого поставлены в одинаковые условия. Списать на школьном выпускном экзамене, воспользоваться подсказкой, помощью родной учительницы будет невозможно. А о том, как это ударит по липовым медалям и завышенным баллам аттестата (пусть и не по всем предметам, а только по тем, которые входят в перечень ГИА), нечего и говорить. Наконец, УЦОКО получит большую базу информации для мониторинга качества образования по всей стране: что происходит в школах разных регионов, различных типов и профилей, каков уровень знаний выпускников по тому или иному предмету и т.п.

Объединение ГИА и ВНО экономит время и усилия выпускников. Теперь они не должны сдавать экзамен по определенным предметам дважды - в школе и на тестировании.

Эти плюсы очень существенны. И они преобладают. Но есть и минусы. И речь здесь идет не о страхах и волнении учеников, учителей, родителей (несмотря на понимание и сочувствие). Как бы мы ни сравнивали плюсы-минусы, важно вот что: решение провести школьные экзамены за стенами школы еще раз показало, что, по большому счету, в обществе нет доверия к школе.

Еще один момент. Школа всегда была и остается ориентированной на ВНО. (см. "Если хотите что-то изменить в образовании - начинайте с экзаменов, и за ними пойдет вся школа", ZN.UA, 6 августа 2016). Она "дрессирует" своих выпускников на подготовку к ВНО. И дело здесь не только в разнообразных неофициальных рейтингах, которые так любят составлять СМИ по результатам тестирования. Дело и в том, что надо как-то элементарно смотреть в глаза родителям и отвечать на вопрос: а почему наш сын так плохо сдал тестирование? Особенно в престижных школах, где крутятся немалые родительские деньги, где детей едва ли не с первого класса не по-детски заваливают
"домашкой" и дополнительными занятиями.

Возможно, ориентированность школы на ВНО и не вызвало бы опасений, если бы наша система тестирования была более развитой и совершенной. Но чтобы развивать систему, нужны ресурсы - и финансовые, и человеческие. И политическая воля. К сожалению, сейчас в наших тестах внешнего оценивания почти нет так называемых открытых заданий, предусматривающих самостоятельный поиск решения, формулировку развернутого ответа, а не выставление крестиков вокруг выбранных вариантов ответа. Открытые задачи есть в тестах по языкам и математике - вот, собственно, и все. Тестирование по иностранному языку, например, ориентировано преимущественно на грамматику, а коммуникационную составляющую, имеющую большое значение для знания языка, тест не проверяет. Поскольку пока что это невозможно сделать технически. Следовательно, и школа больше будет "натаскивать" на грамматические правила.

Уровень знаний наших выпускников по иностранному языку - отдельная печальная история. Ни для кого не секрет, что он низкий.

Несколько лет назад в стенах УЦОКО и МОН витала идея ввести в 2016 г. обязательный выпускной экзамен (ГИА) по иностранному языку в форме тестирования. По замыслу, это должно было бы простимулировать школьников к изучению иностранного языка. Говорят, тогда планировалось первые тесты по иностранному языку сделать не очень сложными, не "валящими", а, скорее, поддерживающими. Сразу же после объявления этой новости у репетиторов по иностранному языку начался настоящий бум. Но от идеи обязательного тестирования по иностранному языку большинство выпускников и их родителей были не в восторге. Аргументы "против" тоже весомые: "Разве мы виноваты, что в школах такие программы, такие учебники, такие методики и такое качество преподавания?"

"Планировалось ввести с 2017 г. новые программы тестирования по иностранному языку, - говорит Вадим Карандий. - Но для этого должен быть создан новый тест. Мы работаем над этим, но пока что он не готов, и на уровне МОН принято решение ввести новшества с 2018 г. Первое - особенностью новой программы и нового теста будет то, что мы должны оценивать знания учеников по двум уровням владения языком - В1 и В2. И здесь важно сбалансировать уровень сложности тестов. Второе - введение в задания теста аудирования (восприятия информации на слух). Эти две вещи нуждаются в доработке. До
2016 г. никто не проводил подготовительных работ по формированию аудиотестов, нет опыта начитки и записи этих текстов. Не было достаточной информации о том, сколько и каких может произойти технологических сбоев, и как потом они могут повлиять на качество оценивания. Мы все это должны предусмотреть: разработать технологические карты проведения ВНО, дать рекомендации персоналу, как действовать в том или ином случае".

Изменения в тестировании - это, конечно, хорошо. Но изменится ли что-либо в школе? Помните, как год назад по поручению Арсения Яценюка, тогда премьер-министра, в школах ввели дополнительный урок иностранного языка? (см. "Мы "за"... и даже против", ZN.UA, 14 августа 2015). Такое решение поддерживала и Лилия Гриневич, в то время председатель профильного парламентского комитета. Это было именно тогда, когда обсуждалось обязательное тестирование по английскому.

Конечно, если бы одновременно с увеличением количества уроков изменялось их наполнение, а также учебники, система подготовки учителей, программы, такое решение пошло бы на пользу. Если бы в страну приехали тысячи волонтеров-носителей языка, как это было в Грузии. А без этого всего смысла в дополнительных уроках нет (что, в принципе, и стало очевидным в нашем случае).

Но вернемся к будущей вступительной кампании. Планируется, что еще одной ее новацией станет изменение сроков проведения внешнего независимого оценивания. Директор УЦОКО объясняет: "В 2015 г. ВНО по украинскому языку начиналось еще в апреле, в 2016-м - в мае. Это вносило разлад в организацию учебного процесса. Возникало множество проблем не только для 11-классников, но и для тех школ, на базе которых функционировали пункты тестирования. В нынешнем учебном году ВНО начнется 23 мая, когда активные учебные занятия завершаются".

Тестирование по украинскому языку и литературе состоится 23 мая, по испанскому, немецкому, французскому языкам - 25 мая, по английскому языку - 29 мая, математике - 31 мая, истории Украины - 2 июня, русскому языку - 6 июня, биологии - 8 июня, географии - 12 июня, физике - 14 июня, химии - 16 июня.

Информация о результатах основной сессии внешнего независимого оценивания будет появляться на страницах абитуриентов по такому графику: по украинскому языку и литературе, иностранным языкам, математике - до 15 июня; по истории Украины, биологии, русскому языку - до 19 июня; по географии, физике, химии - до 23 июня.

Недавно Минобразования обнародовало проект Условий приема в высшие учебные заведения в 2017 г. Одно из предложений - в 2017 г. принимать сертификаты ВНО 2016-го и 2017-го годов (см. "Тот ли это случай, когда спешка хороша", ZN.UA, 20 мая 2016). Над проектом трудится рабочая группа. Какие новшества принесут утвержденные и доработанные правила вступительной кампании-2017, будет известно очень скоро.

Хорошо, что все новшества организаторы процесса обрабатывают и объясняют заранее, сразу же после завершения предыдущей вступительной кампании. Главное, чтобы потом не вносили изменений, как это уже бывало неоднократно при разных министрах.

А пока что - со стартом.
Ни пуха!