UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛАВА — БОЕВАЯ, ИСТОРИЯ — ВОЕННАЯ

Ученые-историки в свое время подсчитали (правда, довольно приблизительно), сколько военных конфликтов пережило человечество за свою историю...

Автор: Ольга Суржик

Ученые-историки в свое время подсчитали (правда, довольно приблизительно), сколько военных конфликтов пережило человечество за свою историю. В результате в научном обороте появилась цифра — более 5000. Только с 1945-го по 2000 год произошло 50 крупных локальных войн и более 400 вооруженных конфликтов, забравших жизнь более 30 млн. человек. По некоторым данным, на их ведение было израсходовано около 10 трлн. долларов.

Сейчас на земном шаре ежегодно вспыхивает в среднем тридцать военных конфликтов. На основе передовых технологий появляются новые средства вооруженной борьбы, что, в свою очередь, приводит к изменениям характера противостояния, форм и способов их ведения. Если во время Первой мировой войны главная роль отводилась артиллерии, то во время Второй — уже авиации и танкам. В период «холодной войны» — ракетно-ядерному оружию. В конце ХХ в. в «моду» вошло высокоточное оружие. Теперь же на первый план выходит информационное преимущество, т.к. именно оно сможет помешать противнику своевременно использовать все имеющиеся виды вооружений. Широкое применение могут получить психотропное, бактериологическое и прочее «экзотическое» оружие...

Таким образом, войны стали полигонами, где испытываются новые образцы оружия и техники, формы и способы применения вооруженных сил. Именно на военных противостояниях можно проследить состояние ратного искусства того или иного периода и спрогнозировать его дальнейшее развитие — уверены военспецы. По мнению же историков, войны и военные конфликты — это экстремальные, часто не прогнозируемые ситуации, надолго «выбивающие из колеи» жизнь миллионов людей. Поэтому подобные события начали оценивать как исключения из мирной эволюционной поступи человечества.

Как бы там ни было, но до сих пор военная тематика, в сущности, лишь фрагментарно вписывалась в темы исследовательских поисков украинских ученых. Если за последние десять лет отечественная история активно возрождается, то военно-историческая наука намного отстает в этом процессе, оставаясь в большинстве своем в плену стереотипов прошлого, особенно когда речь идет о гражданской и Второй мировой войнах. Чрезвычайно вяло происходит переоценка «героических достижений Красной Армии», «непревзойденности советского оружия», «неодолимой силы советского патриотизма» и т.п.

Поэтому неудивительно, что издание литературы по проблемам военной истории также пребывает в кризисном состоянии. Ведь в этой сфере не хватает не только публикаций фундаментальных научных работ, но и элементарной энциклопедической и справочной литературы, не говоря уже о профессиональном периодическом печатном органе и т.п.

Очевидно, что проблема связана прежде всего с отсутствием научного учреждения, которое координировало бы исследовательскую работу в отрасли военной истории. Известно, что Россия еще от советских времен унаследовала Институт военной истории, по сей день имеющий статус государственного, насчитывающий около 300 штатных сотрудников и даже издающий собственный военно-исторический журнал. В подобных условиях эта специфическая отрасль науки, естественно, не стоит на месте.

— Украина же на момент обретения своей независимости унаследовала от бывшего СССР, кроме группировки войск, сформированную систему взглядов на характер возможных войн, подготовку к ним страны и ее вооруженных сил (ВС), формы и способы ведения вооруженной борьбы. Все это требовало пересмотра и уточнения в интересах развития национальной стратегии развития ВС, — рассказывает начальник военно-научного управления Генерального штаба Вооруженных сил Украины, доктор военных наук, профессор Иван Руснак. — Одним из препятствий на этом пути стало отсутствие собственной военно-исторической научной школы.

По мнению же начальника Национальной академии обороны МО Украины, доктора технических наук, профессора Владимира Толубко, каждая локальная война и вооруженный конфликт уникальны, т.к. имеют свои особенности, развязываются и ведутся в конкретных, непохожих на другие условиях (местность, специфическая социально-политическая обстановка и т.п.). Отсюда вывод: с одной «классической» меркой военного искусства к ним подходить нельзя.

— Обидно, что мы изучаем (и обучаем) историю военного искусства других государств, продолжаем акцентировать внимание главным образом на российской военной истории, не зная и не исследуя свою, украинскую. А между тем труды, в которых отражена наша национальная военная мысль, рассказывающие об истории отечественного военного искусства, в течение десятилетий остаются невостребованными в архивах многих государств Европы и даже других континентов, — с грустью констатирует начальник кафедры истории войн и воинского искусства Национальной академии обороны, доктор исторических наук Сергей Литвин. — Сейчас военное прошлое нашей страны почти не исследуется. Ведь для этого нет ни соответствующих структур, ни сориентированных на эту работу творческих сил. Для украинского народа, история которого — это общественная история борьбы (преимущественно вооруженной) за свое существование и за свою государственность, подобное положение дел более чем странно.

В результате изложенных выше соображений и появилась на свет всеукраинская общественная организация Украинский институт военной истории (УИВИ), презентация которого состоялась на днях в столичном Доме офицеров. Эта негосударственная независимая организация основана 30 мая 2001 года Институтом истории НАНУ и Национальной академией обороны МОУ как общественный межведомственный координационный научно-исследовательский центр, главная цель которого — возрождение и развитие военно-исторической науки в Украине.

УИВИ уникален уже хотя бы потому, что объединяет лучших в Украине военных и гражданских специалистов по истории военного искусства, в частности трех академиков, двадцать пять докторов и шестьдесят кандидатов наук ведущих образовательных и научных учреждений страны. Их сплотило общее стремление объективно освещать героическое прошлое нашего государства. Это, по их мнению, может способствовать воспитанию патриотизма и возрождению духовности украинского народа.

Новообразованный институт ставит целью разработку национальной концепции военной истории, исследование истории вооружений и военной техники, истории и теории развития ВС и военно-промышленного комплекса.

Сегодня уже никто не сомневается, что именно военная история закладывает основы военной науки. Так, для успешного развития ВС Украины требуется тщательное исследование таких проблем, как локальные войны и вооруженные конфликты и пути их предотвращения, вопросы миротворческой деятельности и т.п. Эта работа — одно из направлений деятельности УИВИ.

Кроме этого, институт намерен развернуть издательскую деятельность (под его грифом уже увидела свет монография «Суд истории», готовятся к печати еще несколько работ), создать военно-исторический журнал, радио- и телепрограммы и т.п. Хотя бы раз в год планируется издавать сборник научных трудов по украинской военной истории. Но и это еще не все. Сотрудники института мечтают издавать учебники, учебные пособия по украинской военной истории различных периодов: от времен Киевской Руси, казачьего войска — до локальных войн второй половины XX века и участия украинцев в миротворческих операциях. В планах УИВИ также издание справочника самых значительных битв на территории Украины, историко-географического атласа казачьих походов, военных памяток разных городов Украины, Украинской военно-исторической энциклопедии, Украинского военного энциклопедического словаря и т.д.

Популяризация военно-исторических знаний будет осуществляться не только через издательскую деятельность, но и путем проведения циклов лекций в воинских частях, вузах, школах, прочих учебных заведениях.

Еще одно направление деятельности института — поисковая работа. Она предполагает организацию поиска в Украине и за ее пределами военно-исторических материалов и документов, памятных мест, мест массовых погребений и отдельных могил, проведение раскопок на местах боевых действий и захоронений. (В связи с этим предполагается сотрудничество с Институтом археологии.) Подобная деятельность позволит составить каталоги репрессированных, выдать соответствующие справочники и т.п. В проведении военно-поисковой работы может пригодиться, по мнению историков, сотрудничество с ветеранскими, молодежными, скаутскими и прочими организациями.

Музейно-выставочная работа также входит в планы УИВИ. Она будет вестись в сотрудничестве с музеями, прежде всего с музеем Вооруженных сил Украины, военно-геральдической службой Генштаба ВС Украины.

Своего рода уникальное направление — военно-исторический туризм. Совместно с туристическими агентствами будут создаваться военно-туристические маршруты, например «Крепости Украины», «Казачьими дорогами» и т.п. И, конечно же, будут проводиться тематические экскурсии по местам боевой славы с целью воспроизведения тогдашних исторических событий.

К сожалению, пока воплощать задуманное ученые могут только, так сказать, на собственном энтузиазме. А если конкретнее, то при поддержке фондов и общественных организаций, за счет незначительных средств, которые им удается собрать.

— Чтобы наш институт получил статус государственного учреждения, нужно доказать, что мы государству необходимы, — резюмирует директор УИВИ, доктор исторических наук, профессор Александр Гуржий.