UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скандал в Киеве: в сотне школ скоро не будет директоров

Кого за это благодарить?

Автор: Алена Парфенова

Летние каникулы — для школ действительно горячая пора. Пока ученики отдыхают, школа должна подготовиться к новому учебному году, но без директора это сделать невозможно. Но уже с первого июля в 109 школах Киева кабинеты директоров должны опустеть — у нынешних директоров заканчивается контракт, новых не назначили. Наметился огромный скандал.

По иронии судьбы, именно столица в свое время инициировала избрание директоров школ на открытом и прозрачном конкурсе, и теперь, похоже, именно здесь ей и подсекли крылья. Как?

Странная история. В конце мая местные депутаты из постоянной комиссии Киеврады по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта ни с того ни с сего… рекомендовали Департаменту образования и науки КГГА приостановить проведение конкурса на занятие должностей директора. Что случилось, почему? Официальное объяснение — готовится новое Положение о конкурсе.

Совершенствовать конкурс не грех, но почему именно сейчас на депутатов напал такой зуд? Даже если ситуация сложится идеально (предположим, новый порядок конкурса примут на ближайшей сессии), смогут ли новые процедуры вступить в силу до 1 июля? Времени слишком мало! Когда же выбирать директоров, когда им приступать к работе, готовить школы?

И ремонт — не единственная проблема. Все, наверное, слышали, что, согласно новому закону «О полном общем среднем образовании», учителя пенсионного возраста работают по контракту, и заключается он лишь на один год. А что это значит? Что уже сейчас директорам надо срочно подписывать или не подписывать контракты с учителями-пенсионерами. И их немало — по подсчетам экспертов, это треть всех педагогов города Киева. Вот и получается: нет директора — нет контракта, и всех этих работников уволят. А вернутся ли они, когда директора наконец назначат, и сколько из-за этого в школе будет вакансий — неизвестно.

Почему же депутаты из образовательной комиссии вмешались в налаженный и размеренный процесс конкурса и назначение директоров?

На самом деле идея изменить порядок проведения конкурса будущих директоров уже год витает в кабинетах Киеврады. Проект решения об утверждении нового Положения о конкурсе директоров школ и детсадов поступил на рассмотрение депутатам еще в июле 2020 года, то есть был готов уже год назад. Но тогда выборы и политические распри между депутатами предыдущей каденции помешали им в последние месяцы проголосовать за необходимые изменения. Да и «новации» в правилах конкурса небольшие — они касаются состава конкурсной комиссии. Поэтому эта «тяжелая» миссия внесения нескольких правок перешла к новому составу депутатов Киеврады. Надеюсь, теперь всем понятно, кто медлил с внесением изменений, — исключительно депутатский корпус: предыдущие не успели, а новые лишь в мае вспомнили, что это надо сделать.

Итак, камнем преткновения стал… состав конкурсной комиссии. Как его хотят изменить? Наработанные правки на официальном сайте Киеврады найти сложно, но вроде бы 10 июня 2021 года на очередной сессии Киеврады их предложат депутатам с голоса.

Казалось бы, что здесь править и исправлять? Все четко расписано в Законе Украины «О полном общем среднем образовании» (ст. 39). Комиссия должна насчитывать от шести до 15 человек, но при этом состоять из депутатов местной рады, чиновников, экспертов и представителей общественных организаций, без перекосов в ту или иную сторону. Поэтому в законе четко указано: депутатов может быть не больше чем по одному от фракции.

Как человек, непосредственно участвовавший в рабочих группах по подготовке закона «О полном общем среднем образовании» и обсуждении этих норм, хочу сказать, что дебаты о составе комиссии были горячими еще во время обработки закона в комитете Верховной Рады. Сбалансировать состав и численность комиссии — работа не одного дня и результат не одной консультации огромного количества людей именно из сферы образования. И это понятно: ведь от того, насколько честно и справедливо будет сформирована конкурсная комиссия, зависят итоги конкурса, а следовательно и назначение директоров школ.

Но авторы правок к Положению о конкурсе — три депутата профильной образовательной комиссии Киева — решили добавить собственное понимание норм закона, а именно предложили свои требования к составу комиссии: два члена — государственные служащие, в частности и из департамента образования, двух членов образовательная комиссия Киеврады будет назначать самостоятельно, еще двоих — Общественный совет КГГА. Вот с этим Советом очень интересный момент. Он должен быть чем-то вроде фильтра для остальных общественных организаций. То есть допускать к участию в конкурсе на формирование конкурсной комиссии предлагают через Общественный совет, и то лишь двух человек. Но почему такие ограничения для общественности, и предусмотрены ли такие полномочия для одной организации? В каком законе такое записано? Для обеспечения честности и прозрачности конкурса крайне важно, чтобы в конкурсной комиссии были представители разных общественных организаций, и основное требование — чтобы все они были из сферы образования. Это сделает невозможными злоупотребления, ведь с одним человеком договориться можно, со всеми нет.

Итак, что мы имеем в итоге? Конкурсная комиссия, которая определяет будущих директоров школ, состоит преимущественно из депутатов. Посмотрите сами: в Киевраде семь фракций, от каждой по одному представителю — это уже семь членов комиссии. А их должно быть не больше 15. Образовательная комиссия депутатов также наделила себя правом назначать двух человек — правда, без каких-либо «фильтров» или «прокладок». То есть девять из 15 человек уже есть.

И вот еще один вопрос: а какие требования к членам конкурсной комиссии, как их будут избирать? Об этом в депутатских правках к Положению о конкурсе ни слова. Хотя по закону, народные избранники должны были бы заметить: «Требования к членам конкурсной комиссии и порядок ее формирования определяются положением о конкурсе на должность руководителя заведения общего среднего образования».

Не войдут в состав комиссии представители профсоюзов, профессиональных объединений учителей и родительских организаций, как это было с первых дней работы конкурса. Потому что их всех послали в так называемый фильтр Общественного совета при КГГА, а пройдут ли они в числе тех двух избранных, неизвестно. Кстати, инициаторы правок не смогли объяснить, какие будут критерии и условия подачи документов в этот «фильтр». Мы же все прекрасно понимаем, как с помощью критериев отбора можно отсеять нежелательных участников совета. Все это не что иное как искажение идеи конкурса через надстройки «фильтра» или «прокладки» для учреждений гражданского общества, но это не предусмотрено в законах «Об образовании» и «О полном общем среднем образовании».

Но это не все идеи от депутатов образовательной комиссии Киеврады. Есть еще вишенка на тортик: из предложенных правок следует, что без депутатов конкурс вообще невозможен. Потому что они будут формировать и утверждать состав комиссии, которая может согласовать или отклонить кандидатуру победителя конкурса. И вообще эта комиссия будет состоять преимущественно из депутатов (до свидания, эксперты и общественность!). Логичен вопрос: тогда зачем этот конкурс?

Хотелось бы напомнить, что в 2015 году Киев стал первым городом, где состоялся прозрачный и публичный конкурсный отбор руководителей учебных заведений. С того времени прошло 18 конкурсов, в которых участвовали 458 человек, были избраны 180 победителей.

Все вопросы проведения конкурса прописаны в законах «Об образовании», «О полном общем среднем образовании» и Типовом положении. Множество дискуссий проведены, масса усилий приложена к тому, чтобы в школы пришли лучшие из лучших директоров. Потому что можно сколько угодно говорить о реформах в школе, но без хороших менеджеров они невозможны.

Конечно, никакая идея не является окончательной, ее можно развивать и улучшать. Однако же с умом, взвешенно, без абсурда и нарушения законов. Сейчас же мы видим, что попытки «реформировать» порождают хаос. Могут ли депутаты комиссии Киеврады изменить закон или придумать свой, новый? Думаю, это вопрос риторический. Зачем все это? Возможно, из-за банального незнания законов. А может, из-за будущих выборов. Ведь школы — это избирательные участки, это большой электоральный ресурс. И депутатам было бы выгодно иметь влияние на назначение руководителя заведения, в школе не помешает «свой» лояльный человек.

Конкурс должен остаться публичным и прозрачным, и уж точно вне политики. Если придется, я уверена, что и учителя, и профсоюзы, и родители, и общественный сектор смогут защитить эту идею.