UA / RU
Поддержать ZN.ua

Школа будущего: модераторы вместо учителей-предметников

Автор: Владимир Страшко

В школах уже сегодня не хватает учителей. А среди тех, кто есть, почти половина не планирует оставаться в профессии до 2030 года. Эта информация вызвала общественный резонанс. По состоянию на сегодняшний день в Украине катастрофическая нехватка учителей по математике, английскому языку и информатике.

Читайте также: Тестирование для школьников младших классов: какие предметы нужно сдавать

Учителей можно понять — не будет пользоваться спросом работа с такими высокими ответственностью и нагрузкой и такими низкими зарплатой и социальным статусом. Скажем откровенно, для обеспечения достойной оплаты труда учителей в таком количестве, как сегодня (а это 350 000), стране не хватит средств. Если средний уровень зарплаты должен быть хотя бы тысяч 30 на руки, тогда только на эту статью в бюджете будет приходиться около 200 млрд грн в год с учетом налогов. Для сравнения, весь бюджет на образование в 2024 году составлял 172 млрд грн.

Следовательно, мы не можем изменить ситуацию и обеспечить достойные условия труда для всех учителей при текущем количестве педагогов и без значительного увеличения экономики. Но это не означает, что «все пропало». Не надо забывать, что образование в информационную эпоху и времена ИИ меняется, как меняется и роль учителя в ней. Может ли школа полагаться не только на учителей? Короткий ответ — думаю, что да. По крайней мере в том смысле, который мы вкладываем в понятие «учитель». Не призываю радоваться увольнению педагогов, но предлагаю переосмыслить их роль и сам процесс обучения на всех уровнях.

Что я имею в виду?

У школы как системы есть несколько составляющих: среда, персонал, методика (включая учебные материалы) и, конечно, дети. Есть еще верхнеуровневая составляющая — цель среднего образования. Но предлагаю в этом материале предположить, что мы ее не трогаем и оставляем такой, как она есть.

Читайте также: Обязаны ли школы учитывать оценки, полученные учениками за границей: ответ МОН на запрос ZN.UA

Персонал

Мы сейчас находимся в процессе, когда роль учителя как единственного источника знаний несколько устарела. Ведь знания есть на расстоянии руки, они всюду. Их даже слишком много. Настолько, что в этом водовороте информации очень легко запутаться. Чтобы узнать что-то новое, не обязательно ждать урока. Все что угодно есть в смартфоне, которым дети овладевают быстрее, чем учатся читать и писать.

Но мы почему-то игнорируем тренды и продолжаем считать учителя единственным источником знаний. Но этих источников становится меньше, и, будем откровенны, не все они одинаково полезны — не каждому из нас повезло с учителем. Лично я во время учебы сменил три школы, и в каждой из них были абсолютно разные педагоги. Где-то учиться не хотелось совсем, а в других, наоборот, дети бежали на уроки с удовольствием.

Когда мы перекладываем ответственность за предоставление знаний на человека, то имеем дело с человеческим фактором. И, по сути, качество образования зависит от уровня компетентности конкретного учителя, его мотивированности, эмоционального состояния, состояния здоровья, открытости к новому и коммуникативных способностей. Многовато всего. В результате кто-то учится в школе с крутыми педагогами, а кому-то не повезло. И у этих людей разный уровень образования, что влияет как на их возможности (поступление в престижные университеты, например), так и на дальнейшую жизнь: всего около 9% украинцев учатся в течение жизни, в то время как в странах Скандинавии этот показатель составляет от 23 до 33%.

Так должен ли сегодня давать знания только педагог? Почему он конкурирует со студиями, вкладывающими в контент миллионы и делающими его интересным и увлекательным? Эту конкуренцию учитель проигрывает. Ведь он, в отличие от мировых гигантов, ограничен ресурсами и собственной харизмой.

Но означает ли это, что учитель совсем не нужен?

Читайте также: Школы получат право оставлять учащихся на второй год

Методика

Нет. Точно нет. Мы знаем, что исключительно самостоятельное обучение подходит не всем. Мы видим это на примере массовых онлайн-курсов: процент окончания таких продуктов — около трех. И это касается взрослых у которых, казалось бы, большая мотивация к осознанному обучению, чем у детей. По поводу детей есть исследования PISA и выводы об уровне образовательных потерь среди украинских детей, который связывают именно с дистанционным обучением. Хотя на самом деле причиной этого является не столько сама дистанционка, сколько то, как она была организована, но факт остается фактом: полностью самостоятельно учиться могут далеко не все. Особенно малыши, — родители должны исполнять роль тьютора и быть активно вовлеченными в учебный процесс, чтобы ребенок двигался по своей образовательной траектории.

Дети вообще редко хотят учиться. Но они охотно играют и достигают в игре невероятных результатов. Делают это настойчиво, системно. Хорошим примером является спорт. Ребенок может чудесно развиваться, быть дисциплинированным и трудолюбивым, ведь для него это игра. Не работа. Я уже не говорю о компьютерных играх: ребенок может тратить часы без сна, чтобы пройти какую-то миссию. Хотя (сюрприз!) все, что я описал выше, является ничем иным, как обучением. Поэтому если обучение будет организовано в интересной форме, напоминающей игру, дети будут охотно идти в такую школу. Есть много примеров этого.

Вопрос в том, кто будет организовывать это обучение. Самое интересное то, что для этого нам не нужны учителя-предметники, как было традиционно. Скорее, речь идет о педагогах, которые обладают междисциплинарными знаниями и могут организовать среду, в которой дети сами будут исследовать мир. Они действительно это любят. Надо только выбрать правильный формат и помочь им с инструментами: доступными платформами с качественным учебным контентом и благоприятной средой.

Интересно то, что в этой концепции учитель также является центральной фигурой, но играет абсолютно другую роль. Он уже не источник знаний. Он — проводник к ним. Он — модератор. Он создает среду, где дети могут получить знания.

Читайте также: В 2025 году будет продолжено горячее питание учащихся начальной школы – на это предусмотрено 2,9 млрд грн

Среда

Итак, есть две глобальные задачи для обеспечения качественного образования: доступный, интересный и качественный контент и благоприятная офлайн-среда, созданная под руководством педагогов-тьюторов. В этом случае на уроках не нужно будет слушать лекции. Главными станут дети, которые смогут больше взаимодействовать, принимать участие в командных соревнованиях, учить друг друга, делать презентации — развивать как хард-, так и софт-скилы. Но для этого необходимо иметь соответствующую образовательную среду: пространство для экспериментов, доступность гаджетов и электроники, наконец-то, избавиться от классических парт. Пространство должно быть таким, чтобы содействовать взаимодействию и коммуникации, побуждать к открытиям и вдохновлять на исследование.

И при этом точно понадобится меньше учителей.

А значит, вместо того, чтобы переживать об утраченном будущем образования, мы можем попытаться его заново изобрести. Потому что не только Украина сейчас испытывает кризис среднего образования. У нас просто значительно большее количество катализаторов. Именно поэтому мы и должны создавать новации, в ином случае финал будет не слишком оптимистичным.