Вот-вот прозвучит первый звонок, и ваш ребенок превратится из малыша в школьника. Это новый статус, а также важный и волнительный момент не только в его жизни, но и в жизни родителей. Всех ожидают большие изменения.
Прежде всего игр теперь станет значительно меньше, чем в детсаду, ребенок часто должен будет делать не то, что ему хочется, а то, что надо. Изменится распорядок дня: в школе уже не завтракают, как в садике (если это не частная школа), нет обязательного дневного сна и прогулок. Изменится и среда, теперь все будет другим: помещение, дети, учитель, правила и требования. И в этих новых обстоятельствах малышу придется выстраивать новые отношения и занять свое место в коллективе. Эту картину дополняют нервозность и тревожность взрослых. И все происходит одновременно. Где малыш должен искать опору? Кто и что может помочь? Попробуем ответить на эти вопросы и дать несколько советов.
Что делать, если ваш ребенок уже хорошо читает, а другие дети только учат азбуку?
Когда мы говорим о подготовке к школе, первое, что обычно приходит в голову большинству родителей, — надо научить ребенка читать, писать и считать. Нам, взрослым, может казаться, что именно это и играет основную роль в процессе адаптации и облегчит ребенку школьную жизнь. Но, к сожалению, тут мы ошибаемся. Хорошая подготовка является лишь небольшой частью общей готовности к школе. Иногда бывает даже наоборот — она мешает. Когда в первом классе все дети только учатся читать и считать, а, например, Петя уже давно все умеет и ему скучно, тогда мотивация к обучению падает. Поэтому родителям стоит поинтересоваться, есть ли в школе их малыша классы разного уровня подготовки, и попытаться попасть в тот, который соответствует именно их ребенку. Но если все классы одинаковы и малыш все же выпадает из общей работы класса, потому что давно все знает, совет родителям — обсудить эту ситуацию с учителем и поискать совместное решение. Если учитель не готов в какие-то моменты урока давать ребенку отдельное задание, можно предложить в это время позволить малышу читать книгу или разгадывать кроссворды и т.п. Хотя хороший учитель не переложит эту проблему на родителей.
Ребенок умеет считать до ста, но не может завязать шнурки. Как быстро удастся этому научить?
У каждого ребенка процесс адаптации абсолютно уникальный и особый. Но есть и одна очень распространенная проблема — отсутствие навыков самоорганизации. Например, когда ребенок может быстро читать и легко считает до ста, но не может сам раздеваться, складывать личные вещи или по просьбе учителя достать из портфеля нужные материалы. Поэтому сверхважно формировать эти навыки и, главное, делать это постепенно.
Иногда родители говорят: «Все, ты теперь взрослый, ты уже школьник, давай сам». И резко перестают помогать собирать вещи, одеваться и т.д. В этом случае ребенок переживает стресс, и это не помогает. А как лучше? Сначала вы собираете портфель вместе, ребенок принимает в этом процессе активное участие. Вы помогаете ему овладеть действительно сложным для ребенка алгоритмом: посмотреть в расписание, какие на следующий день уроки, какие тетради надо взять. Что еще может понадобиться? Через несколько месяцев вы постепенно уменьшаете свое участие в сборах: «Давай сегодня ты сам подготовишь спортивную форму, а я потом посмотрю, все ли на месте». Это кропотливая, долгая и очень важная работа, но без нее ребенок сам не научится. Подобное приобретение новых навыков происходит путем выстраивания новых нейронных связей.
«Пусть отсыпается в выходные до обеда» — это нормально?
Здоровый сон влияет не только на физиологию, но и и прежде всего на психическое здоровье, мышление, внимание, стрессоустойчивость, общую эффективность и способность преодолевать препятствия, которых будет достаточно в жизни первоклассника. Поэтому большое значение имеет отдых. Здоровый отдых — это как минимум десять часов сна. Именно сна, а не времени в кровати. Нужно даже в выходные придерживаться будничного графика, — это пойдет только на пользу. Помните, что позиция «Ой, мне его так жалко, пусть поиграет до 12 часов в пятницу и субботу, потом спит до обеда», является медвежьей услугой, которая только навредит. Настоящая забота — помочь в формировании полезных и устойчивых навыков. Желательно заранее дать ребенку возможность перестроиться на новый режим сна и бодрствования.
Как не запугать школой и мотивировать к учебе
Важно увязать хорошие положительные эмоции и процесс обучения. Надо делать акцент на сильных сторонах, на том, что у ребенка хорошо получается. Кстати, параллельно это укрепляет здоровую самооценку, которая тоже оказывает непосредственное влияние и на учебу, и на адаптацию.
Надо минимизировать принуждение к обучению. А для этого нужно понять, что именно вдохновляет ребенка, что для него ценно, и мотивировать, исходя из этого. У каждого человека, независимо от возраста, есть жизненные ценности, и их реализация делает нас счастливыми. Например, ценность развития (ребенку важно видеть собственные успехи), ценность признания (важно, чтобы другие видели успехи, и за них получать похвалу), ценность обогащения (сначала малыши радостно собирают какие-то ракушки или наклейки, потом деньги или что-то коллекционируют), ценность отношений с окружением (быть в кругу друзей и родных, поддерживать хорошие отношения, помогать другим — быть полезным).
Но формировать положительное отношение к школе не означает рисовать искаженную, нереалистичную картинку и обещать, что там будут только лишь «мед» и удовольствия. Лучше так: «Будет и интересно, и не очень, разные трудности и, возможно, какие-то неожиданности, но я знаю, что ты справишься». В этом аспекте важно пресекать попытки старших приятелей навязывать негативное отношение к школе и запугивать. Просто объяснять, что это опыт Пети, а у тебя будет по-другому. Прекрасно, если есть возможность устроить встречу со школьниками, имеющими положительный опыт адаптации.
Образ учителя. Если ребенок не уважает или боится учителя, он не сможет ничему у него научиться. Знания перетекают от сердца к сердцу. Чем меньше ребенок, тем более значим эмоциональный фактор в обучении. Если родители в присутствии ребенка обсуждают учителя, осуждают его личные черты или поведение, это подрывает доверие ребенка к учителю, повышает детскую тревогу и портит образ учителя, что в дальнейшем вредит обучению. Ребенок начинает сомневаться и размышлять, правильно ли делает учитель, а не думать над заданием.
Не надо и запугивать: «Школа это тебе не детсад, вот получишь двойку — планшета не увидишь». Нельзя мотивировать и поощрять гаджетами. Лучше сказать: «Давай соберемся в школу, а потом покатаемся на велосипедах или скейте», или предложить какую-либо другую произвольную физическую активность, но не тренировки.
Важно не передавать в наследство ребенку свои негативные стереотипы о школе. Например, что это трудно и что школьнику надо постоянно делать вещи, которые ему не нравятся. Вместо этого помогите ребенку найти баланс между «хочу» и «надо»: «Да, сейчас надо идти в школу, но потом мы сможем поиграть в твою любимую игру». То есть передайте в наследство ребенку вашу конструктивную стратегию преодоления жизненных стрессов и восстанавления.
Чем больше кружков, тем лучше, или наоборот?
Не перегружайте ребенка кружками. Позвольте ему во внешкольное время играть и проводить досуг по собственному усмотрению и неструктурированно, но не с гаджетами!
Желательно максимально избегать дополнительной психической нагрузки. Это не означает избавить ребенка от каких-либо домашних обязанностей, здесь речь идет о тщательном дозировании времени, проведенного перед телевизором или с гаджетами. Также нужно исключить ссоры родителей в присутствии ребенка, поддерживать доброжелательную атмосферу дома, давать возможность поделиться чувствами и эмоциями. Когда ребенок полдня должен сидеть за партой, очень важно позволить ему вдоволь подвигаться и поиграть после школы и таким образом разгрузиться.
Можно ли ребенка критиковать и требовать от него быть лучшим в классе
Дети, как сканер, считывают эмоции родителей. Высокая тревога взрослых провоцирует нервное напряжение и у ребенка. Верьте всем сердцем в способность своего ребенка преодолевать трудности и вселяйте эту веру в него. Иногда родители видят в ребенке лишь возможность для удовлетворения собственных амбиций. Малыш слышит от них: «Ты должен быть самым лучшим, учиться только на отлично».
Попробуйте видеть в нем ребенка с его достоинствами и недостатками, человека и личность, которому больше всего нужны ваши принятие и поддержка, а не критика. Роль мамы и отца — любить и поддерживать в преодолении стресса. «Я всегда на твоей стороне, мы вместе попробуем разобраться, что стало причиной такой ситуации». Сочувствовать, разделять тяжелые переживания ребенка.
Как отпраздновать Первое сентября
Пусть праздник действительно будет праздником! Каждый ребенок испытывает перед первым школьным днем тревогу, ведь впереди полная неизвестность. Это волнительный и незабываемый день. Часто он бывает таким напряженным, что невольно мы забываем: он еще и праздничный. Главная персона сегодня — ваш первоклашка, а не костюм или цветы, или портфель, или мамино платье и ее прическа. Пусть все остальное отойдет на второй план, а ребенок сможет почувствовать, что это для него праздник. Не для учителя или школы, а именно для него.
Повлиять на атмосферу в школе мы не можем, но можем создать ее дома — праздничную и доброжелательную. Можно поздравить малыша всей семьей еще утром, прежде чем отправиться в школу. Сделать небольшой подарок вроде воздушных шариков. А после окончания торжества погулять в парке или угоститься тортиком или домашним пирогом и почаевничать с родными и друзьями.
Основная цель школьного обучения — даже не знания (хотя это тоже важно), а социализация. Приобретение таких важных навыков, как способность преодолевать трудности, выстраивать отношения с ровесниками и учителями, решать конфликты, отстаивать собственное мнение, занять свою комфортную нишу в коллективе, самоорганизовываться, брать на себя ответственность.
Мы все хотим, чтобы наш ребенок был счастливым и успешным. Но у каждого из нас есть знакомые с золотой медалью или красным дипломом, которые так и не смогли достичь успехов в жизни. Голые знания еще никого не сделали успешным, а тем более счастливым. Нужно уметь применять эти знания и реализовывать внутренний потенциал — личный талант. Именно этому и будет учиться ребенок в следующие двенадцать лет. А родители его поддержат.
Больше статей Ольги Тимошенко читайте по ссылке.