UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Село — моя новая заграница». Как молодежь едет преподавать в село

Автор: Ирина Француз

Сегодня в нашей стране отмечают День учителя. День тех, кто учит, любит, дарит силы и вдохновение. День конструктора детских душ.

Читайте также: При Министерстве образования и науки откроют детсад для детей сотрудников — Смирнова

Эти молодые люди оставляют города и комфортные офисы, чтобы стать учителями в селах и городках, где остро не хватает кадров. Они видят в этом шанс поддержать детей из села, менять громады изнутри и быть частью возрождения образования в регионах. Такую возможность им предоставляет ОО «Навчай для України» (НДУ). Согласно условиям программы, ее участники преподают любимую дисциплину в сельской школе на протяжении одного или двух лет. Это молодежь без педагогического образования, готовая учиться, развиваться и делиться этим с детьми. У молодых специалистов, участников проекта, есть и материальный стимул — кроме официальной зарплаты учителя, они получают стипендию, покрывающую расходы на жилье и другие бытовые потребности.

За семь лет в программе приняли участие более 80  человек. Сейчас в 38 школ пришли молодые воодушевленные учителя. И это чрезвычайно важно, ведь украинское образование переживает архисложные времена, и кадровый дефицит является только частью серьезного кризиса. По статистике НДУ, в Украине менее 10% учителей в возрасте до 30 лет.

В этом году команда проекта получила более 300 заявок на участие в программе и отобрала 30 участников, которые уже 2 сентября поехали работать учителями в громады Киевской и Одесской областей.

Читайте также: Во всех заведениях дошкольного образования Украины дети 5-6 лет будут обязательно изучать английский язык — Смирнова

Кто, если не мы?

Ежегодно общественная организация «Навчай для України» привлекает талантливых выпускников украинских университетов и молодых специалистов к учительствованию в малых громадах страны. «Ежегодно мы получаем примерно 300−500 заявок от людей, являющихся выпускниками не только педагогических университетов, — рассказывает глава правления ОО «Навчай для України» Оксана Матияш. — Это могут быть и те, кто хочет оставить профессию, например в IT, ради поддержки образования детей в такое сверхсложное время».

Одна из участниц проекта — Наталия Филонова, преподававшая в Гребенковском лицее на Киевщине украинский язык и литературу, отмечает, что участие в программе — это колоссальный опыт, который по-настоящему изменил ее жизнь. Этот опыт повлиял на ее карьеру: Наталия смогла поступить в аспирантуру и войти в перечень 50 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize.

«Для меня было важно не просто обучить своих учеников школьным предметам, а привить им любовь к родному языку, понимание важности на нем говорить, ощущение того, что все украинское действительно крутое, модное, интересное и увлекательное, — рассказала Наталия Филонова. — Еще когда я училась в университете, была воспитанницей в «Пласте», заметила, как проседает патриотическое воспитание среди детей и подростков. Поэтому на уроках я старалась сделать все возможное, чтобы это проседание нивелировать».

Наталья Филонова
Фото предоставлено автором

Другая участница проекта — специалист по ІТ, а сейчас учительница математики Блиставицкой ООШ на Киевщине Елена Гаврилюк так рассказывает о том, что побудило ее принять участие в проекте: «На протяжении последних четырех лет я работала на должности Front-End Engineer в ведущей IT-компании. Мне надоела моя для многих привлекательная удаленная работа дома, захотелось взять продолжительный бессрочный отпуск в карьере. Это было невыносимо — сидеть в четырех стенах и выполнять задания, результата которых никогда не увидишь, потому что его либо нет, либо он где-то далеко, на другом материке. Поэтому начала думать, чем общественно полезным могла бы заняться в этот период. Что касается заграницы, то меня туда не тянет. Я много путешествовала по странам Европы, но оставаться там подольше не хотелось. Считается, что там выше уровень жизни, но для меня там все чужое, и желания начинать все сначала нет».

Елена Гаврилюк
Фото предоставлено автором

Читайте также: Мобильные детсады, обязательный английский и возможности для воспитателей: что обещает новый закон о дошкольном образовании

Учительница украинского языка и литературы Хотяновской ООШ Вышгородской городской рады на Киевщине Дария Яструб родилась и выросла в небольшом поселке Херсонской области, образование получила в НаУКМА. Она рассказывает, что на протяжении учебы в университете ей казалось, что все общественные изменения происходят в городах, особенно в Киеве. Но со временем девушка поняла, что их следует внедрять сначала снизу, с села. Ведь до сел изменения доходят очень медленно. А сейчас там подрастают дети, которые позже будут влиять на будущее страны, а значит, очень нуждаются в надлежащем внимании и образовании.

Дария Ястреб
Фото предоставлено автором

Учитель информатики Александровской ООШ на Одесчине Дмитрий Демьяненко окончил магистратуру в Польше по специальности «экономические системы» в университете Марии Склодовской-Кюри (Люблин). Свое решение участвовать в проекте он объясняет желанием помогать украинской молодежи получать качественные знания независимо от места и условий ее проживания.

Дмитрий Демьяненко
Фото предоставлено автором

«В целом моя мотивация основывалась на понимании: кто, если не я? — рассказывает Дмитрий. — Я учился и жил в Польше, вернулся, когда начался коронавирус. Остался, когда началось полномасштабное вторжение. И сейчас развитие украинской молодежи и воспитание людей, которые строят эту страну, — моя самая большая цель». Парень сознается, что очень хотел оказаться именно на Одесчине, потому что для него этот край всегда был чем-то очень далеким, но вместе с тем интересным. А сейчас он счастлив, что находится именно здесь, где рядом море, природа и отдых от городской суеты.

Село Александровка, фото: Дмитрий Демьяненко

Читайте также: Лифт для талантов. Как Минобразования хочет изменить правила проведения олимпиад

Вызовы, с которыми пришлось столкнуться

Участники проекта с большим вдохновением и мотивацией поехали в сельские школы, но, конечно, им пришлось столкнуться и с вызовами. Как личными (адаптироваться к новому месту проживания, новой специальности), так и с бытовыми, возникшими из-за переезда.

Елена Гаврилюк вспоминает: «Школу мне предложила команда НДУ. Я могла отказаться и попросить подобрать другую, но меня все устроило. Перед началом было страшно. Я часто испытываю страх перед неизвестным, а в школе для меня все было неизвестным из перспективы учителя. Как часто бывает с иррациональными страхами, они оказались необоснованными. Других ожиданий я старалась не строить. Мне нравятся моя школа, коллектив и дети». Вызовом для Елены стал и поиск жилья. Она живет с коллегой и ее дочерью в общей комнате. «Наверное, это главное отличие от моей городской жизни, — рассказывает девушка. — В основном это плюс, потому что есть большая поддержка и вместе весело, но кажется, что на каком-то этапе нам может захотеться большего уединения. Здесь более медленный темп жизни. Конечно, все тоже двигается, но не так быстро и изнурительно, как в городе. Мне здесь очень нравятся свежий воздух, близость к природе, отсутствие высоких зданий, а еще то, что нам приносят фрукты и овощи из сада и огорода».

Фото: Елена Гаврилюк

А Наталия Филонова замечает, что в Гребенках, куда она приехала преподавать, было сложно арендовать комнату, ведь очень мало домов сдавали в аренду. Но девушке помогли администрация школы и представители местного самоуправления.

Однако самым большим вызовом для Елены Гаврилюк была задача заинтересовать учеников. «У некоторых детей как будто установлены настройки «я не знаю» и «не трогайте меня», — вспоминает девушка. — Также у меня четыре разных класса, поскольку в школе нет параллелей. Это означает, что каждую неделю я должна подготовить 18 уникальных уроков. Немного сложно войти в этот ритм, но я верю, что вскоре адаптируюсь и научусь управлять своим временем».

Участники программы ощутили на собственном опыте трудности, с которыми сталкиваются сельские школы и учителя. «Школа, в которой я сейчас работаю, оказалась особенной, — рассказывает Дария Яструб. — Она рассчитана всего лишь на сто детей, но в ней учится более 300 учеников, и работает она в две смены. Помещений очень мало, классов не хватает. Детям приходится сидеть буквально всюду, даже в местах, где обычно вешали одежду. Туда поставили лавку и сделали из нее парту. Например, в девятом классе, который занимается в очень маленьком кабинете, 16 детей, и один из учеников сидит в углу на дополнительном стуле возле вешалки. Но это ему не мешает быть активным».

Но вместе с вызовами и трудностями участники получили чрезвычайно положительный опыт. «Я ожидал, что приду в школу, где не будут поддерживать инициативу, где никто ничего не будет хотеть. Но это совсем не так, — поделился Дмитрий Демьяненко. — У меня очень классная школа, крутые преподаватели, и это действительно вдохновляет что-то делать, менять и улучшать». Вместе с учениками они уже запустили пластовый кружок. Дмитрий проводит занятия по профориентации.

Читайте также: Министр образования анонсировал реформу среднего образования

Как программа изменила участников

Участие в программе «Навчай для України» важно и для страны, и лично для каждого из участников. Они не только получают интересный опыт, но иногда и меняют свои жизненные планы.

Так, Елена Гаврилюк сознается, что благодаря программе теперь чувствует себя увереннее с учениками, лучше их понимает. Девушка убеждена, что школам нужны учителя, которые заинтересовывают детей, дают качественное образование и передают актуальные мягкие навыки.

А вот Дмитрий Демьяненко благодаря участию в проекте нашел свое призвание. «Я бы хотел продолжить карьеру учителя, — говорит Дмитрий. — Сначала было страшно, но сейчас понимаю, что это мое, и я просто в восторге. У меня есть также планы учиться в аспирантуре, хочу получить степень доктора философии».

Читайте также: Как синхронизировать систему высшего образования и рынок труда? Международный опыт и Украина

Программа «Навчай для України» продолжается, и мы приглашаем всех желающих приобщиться к ней. Сделать это можно уже сейчас по регистрационной ссылке.

Чтобы стать участником программы, нужно учитывать три основных критерия: