После нескольких лет работы в школе многие учителя переживают своеобразное психологическое явление — эмоциональное выгорание. Кандидат психологических наук, старший преподаватель Ярославского государственного педагогического университета им. К.Ушинского Мария Борисова исследовала причины развития этого феномена у учителей Ярославской области, причем сумела сделать это, не характеризуя учеников тамошних школ.
Эмоциональное выгорание испытывают учителя во всем мире, что открывает огромное поле для деятельности отечественных и зарубежных психологов. Большинство исследователей определяют феномен выгорания как состояние физического, умственного и эмоционального истощения. Эмоциональное истощение возникает от усталости при избыточной нагрузке, когда измученный педагог уже не способен на подъеме на что-то реагировать. Перегруженные общением с учениками, учителя испытывают к ним безразличие или неприязнь, а негативные эмоции пытаются подавить, обращаясь со школьником как с объектом обучения. Ни о каком индивидуальном подходе к личности ребенка говорить уже не приходится. При этом «выгоревший» преподаватель переживает, т. к. работа не приносит ему удовлетворения.
Специалисты до сих пор расходятся во мнении о том, какие же факторы более других ответственны за эмоциональное выгорание. Чтобы выяснить это, М.Борисова опросила более 140 учителей начальной школы, предметников и социальных педагогов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Специальные эксперты оценивали социально-психологический климат в школьных коллективах, в основном женских, и условия работы учителей, для чего, в частности, исследователи просмотрели все школьные документы.
У всех опрошенных педагогов психологи обнаружили достаточно высокий уровень эмоционального выгорания. Профессиональная неудовлетворенность — одна из главных причин этого явления. Их жизненные ценности и представления о деятельности педагога не совпадают с реальностью. Это вызывает у учителей массу отрицательных переживаний и приводит к психоэмоциональному истощению. При этом многое зависит от нервной системы учителя. У неуравновешенных педагогов с повышенной нервной возбудимостью, которые живо откликаются на малейший раздражитель, энергетические ресурсы истощаются гораздо быстрее. Тенденцию к эмоциональному выгоранию имеют, как ни странно, и сдержанные, малообщительные люди. Их стремление к уединению и склонность к упорядоченности и дисциплине не соответствуют интенсивной, насыщенной разнообразными событиями и эмоциями школьной жизни.
Защитить свою нервную систему могут педагоги, умеющие контролировать эмоции и гибко реагирующие на изменение обстановки. К сожалению, немногие из учителей обладают достаточными навыками саморегуляции. Кроме того, от эмоционального выгорания хорошо помогают добрые отношения в коллективе, перспективы карьерного роста, хорошая зарплата, равномерное распределение учебной нагрузки, возможность выбрать удобный для себя темп работы, творческая самостоятельность.